Ничего не найдено :(

    Индикатор поля

    Здравствуйте, дорогие читатели! Устраивайтесь поудобнее, сейчас будет интересный рассказ-воспоминание.

    В середине-конце нулевых заинтересовался я индикаторами поля. Это очень простые приборы - проще детекторных приёмников - которые так или иначе реагируют на излучение расположенных вблизи передатчиков. Вблизи - в смысле, в паре сантиметров, не дальше. Во время работы передатчика индикатор поля может, например, мигать светодиодом или отклонять стрелку микроамперметра. Строго говоря, это и есть детекторный приёмник, но без входных цепей или с упрощёнными до предела входными цепями. Избирательности - никакой, но это даже хорошо. Задача у индикатора простая: показать, что передатчик работает, а не измерить частоту. Если сделать входную цепь перестраиваемой, будет уже не индикатор поля, а волномер, это устройство чуть посложнее. Даст определить частоту, но очень приблизительно, ориентировочно. До частотомера как до луны пешком.

    Делал я тогда то, что у меня хорошо получалось. Колонки, усилители, приёмники прямого усиления, БП, несложную автоматику на 155 и 561 серии. Неплохо чинил "Юности", "Шилялисы" и "Сапфиры" - простые, понятные телевизоры, коих тогда было ещё довольно много. Словом, передатчики в круг моих интересов не входили от слова "совсем" - не умел я их делать. Как же проверить без них, хорошо ли у меня получился индикатор поля? Очень просто. Взять готовый прибор со встроенным передатчиком - сотовый телефон. Помните, каким он тогда был? Кнопочным, с хранилищем, вмещающим несколько J2ME-приложений, среди которых непременно имелся суперпопулярный JIMM. И никаких вам единых стандартов на разъёмы питания и наушников.

    Я принялся за эксперименты, а получаться у меня начало не сразу. Антенна, рассчитанная по всем правилам, при поднесении к телефону никак не желала заставлять светодиод светиться. Всё дело в том, что у светодиода весьма крупный кристалл, обладающий большой паразитной ёмкостью. Паразитной - значит, на схеме не обозначенной, но де-факто существующей и мешающейся. Вроде бы просто диод, а на самом деле - параллельно соединённые диод и конденсатор. Конечно, не засветится. Что называется, "весь пар в гудок уйдет".

    Следующие эксперименты я проводил с точечными детекторными диодами и выпрямительными диодами Шоттки. Нагрузкой служил микроамперметр. Вот такие индикаторы поля у меня уже работали - отлично реагировали на передатчик телефона. Но стоило заменить микроамперметр на светодиод - и снова "силёнок не хватало". Мне посоветовали либо добавить ключ, управляющий светодиодом, что неспортивно, либо приобрести нормальный СВЧ-диод.

    Я уже собрался отправиться за ним в известный магазин на буквы "ч" и "д", но помешало вот что. Иду, никого не трогаю, смотрю - под ногами круглая штука лежит. С монету диаметром, но пластмассовая. Поднимаю, смотрю. С одной стороны, значит, раньше явно клеевой слой был. А с другой - настоящая маленькая печатная плата. Антенны, детекторные СВЧ-диоды, светодиоды. И сверху глянцевый слой эпоксидной смолы.

    В общем, готовый индикатор поля. В моде они тогда были. И брелоки с питанием от батарейки, и такие же подставки. И наклейки вроде этой, с питанием прямо от поля, как мне и было нужно. Кто-то купил себе такую, приклеил к телефону, а она отвалилась.

    Взял я то ли "Момент", то ли "Спрут", не помню уже. К "спине" телефона приклеил, пару лет пользовался. А потом как-то гляжу, а вместо наклейки - аккуратное такое круглое непрокрашенное пятно. Клей на краске держался хорошо, а краска на пластмассе - хуже, кому из самодельщиков не знакома такая ситуация? В общем, надеюсь, обрела наклейка после этого случая и третьего счастливого владельца...

    Перенесёмся в наши дни. Читаю сегодня на более-менее современном смартфоне Hackaday.io, гляжу, а автор под ником Martin соорудил то, что в своё время не соорудил я. Простой индикатор поля, состоящий из антенны и двух диодов, соединённых встречно-параллельно. Один из них - типа 1N5711, 1SS86 или 1SS106, чуть хуже работают 1N21 и 1N23, ещё хуже - классический 1N34. Ну а второй диод - собственно, светодиод.

    Vintage meets modern, как говорится:

    Детекторный диод вместе с антенной образует так называемую "ректенну". От слов rectifier и antenna. Ректенны также входят в состав всех RFID- и NFC- устройств, не требующих дополнительного питания.

    Мастер приводит размеры антенн для частот в 430 МГц (рации, совсем близко находится популярный диапазон PMR446) и 2,4 ГГц (WiFi и Bluetooth, но у второго не хватит мощности). Это, соответственно, 6,8 и 1,2 дюйма, то есть, 172,72 и 30,48 мм. Если размеры антенн пересчитать, можно сделать индикаторы поля, реагирующие на GSM и LTE.

    Ох, чувствую, скоро куплю я этот СВЧ-диод. И возвращусь к тем экспериментам с индикаторами поля для телефонов, что когда-то были прерваны находкой готового.

    Источник (Source)

    Как проверить тормозную жидкость на содержание влаги

    Усилитель для динамического микрофона - из платы от старого радиоприёмника

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии