Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Аккумуляторная колонка на TDA2822m

    Аккумуляторная колонка на TDA2822m

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Аккумуляторная колонка на TDA2822m

    Довольно часто возникает необходимость озвучить различные праздники, мероприятия, или просто посиделки с друзьями для придания праздничной атмосферы. В случае, если мероприятие проводится "в цивилизации" - на дачном участке ил в квартире, проблем обычно не возникает, ведь достаточно взять любой музыкальный центр, либо хотя бы компьютерные колонки - и вечеринка обеспечена громкой музыкой. Сложнее ситуация обстоит в тех случаях, когда под рукой нет сети 220В, например, где-нибудь в походе, либо просто за городской чертой на природе. В этом случае некоторые энтузиасты прибегают к альтернативным источникам электроэнергии, в частности к солнечным панелям, которые при ярком солнце могут с достаточно неплохой эффективностью вырабатывать электрический ток, которого хватит для питания маломощного усилителя или даже для подзарядки сотового телефона. Хоть и электроника далеко шагнула вперёд за последнее время, хорошие солнечные панели до сих пор остаются довольно дорогими, кроме того, для получения большой мощности требуются панели большой площади, а их, в силу громоздкости, далеко с собой не возьмёшь. Но всё же главный недостаток солнечных батарей в качестве автономного источника питания - зависимость от интенсивности светового излучения.

    Например, если в жаркий солнечный день они работают эффективно и отдают максимум мощности, то вот с наступлением вечера и заходом количество вырабатываемой ими электроэнергии начинает быстро стремиться к нулю. Даже если солнце зашло за облака и появилась тень - это тоже сразу сказывается на эффективности солнечной панели. Но зато на сегодняшний день существуют и широко используются литий-ионные аккумуляторы, в частности, формата 18650, они имеют хорошее соотношение ёмкость-вес, а также купить их можно по доступным ценам, например, на Али. Либо вовсе достать бесплатно, если раздобыть старые батареи ноутбуков - в каждой такой батарее стоит 6 штук аккумуляторов 18650, они могут иметь не максимум своей ёмкости из-за возраста, но зато ноутбучные батареи часто продают по бросовым ценам либо вовсе бесплатно.

    К плюсам именно самодельных портативных колонок на аккумуляторах можно отнести возможность самостоятельно варьировать ёмкость аккумулятора, а соответственно выбирать между большим весом но большой ёмкостью, либо наоборот, небольшим весом но и маленькой ёмкостью. Например, в колонку можно установить всего две "банки" 18650 - это обеспечит не такую большую длительность автономной работы, но зато колонка сможет иметь небольшие размеры и вес и поместиться в небольшую сумку. Если же установить, например, 10 "банок", то суммарно они будут иметь немалый вес, но зато с таким ёмким аккумулятором слушать музыку можно будет буквально сутками без подзаряда. Литий-ионные аккумуляторы могут иметь разные типоразмеры, и быть выполнены в совершенно разных формах - например, аккумуляторы от сотовых телефонов имеют плоскую форму, что несомненно будет плюсом в плане экономии места внутри корпуса. Формат 18650 имеет цилиндрическую форму, при этом первые две цифры "18" означают диаметр в миллиметрах, а "650" - длину. Отличаться друг от друга литий-ионные аккумуляторы могут ёмкостью - как правило, она варьируется в пределах 700-3000 мА/ч и написана на самом аккумуляторе. Это значение показывает, как долго будет работать аккумулятор при заданном токе. Например, аккумулятор ёмкостью 1000 мА/ч может отдавать в нагрузку ток 1А в течение часа, либо 0,5А в течение двух часов и так далее.

    Но для того, чтобы портативная колонка играла одних аккумуляторов не достаточно, необходим усилитель - специальная схема, которая будет усиливать слабый сигнал с плеера и телефона для того, чтобы усиленный сигнал смог "раскачивать" динамик. Схем усилителей, особенно маломощных, в сети существует огромное множество - они могут быть выполнены как на готовых микросхемах (именно о таком пойдёт речь в статье), так и на отдельных транзисторах. Для аккумуляторной колонка оптимальной мощностью усилителя будет являться значение 1 - 5Вт, это позволит воспроизводить музыку с приемлемой мощностью и не тратить слишком много энергии от аккумулятора, поэтому использовать в портативных устройствах мощные усилители вроде популярных TDA7294 нецелесообразно, они моментально опустошат аккумуляторы. На схеме выше представлена схема усилителя на TDA2822m - эта микросхема обладает всеми необходимыми параметрами и стоит около 15-30 рублей в любом магазине радиодеталей. К преимуществам можно отнести то, что микросхема выпускается в DIP корпусе, которому не нужен радиатор, к тому же эту микросхему легко паять прямо на плату.

    В интернете можно найти как минимум два варианта включения этой микросхемы - в стерео-режиме, когда она усиливает два независимых канала (левый и правый), соответственно к выходу подключаются два динамика, либо в мостовом режиме - эта схема и представлена выше. Её отличием является то, что микросхема работает только на один динамик (показан в правой части схемы в виде резистора Rt), но отдаёт несколько большую мощность. Использовать в портативной колонке два динамика бессмысленно, ведь они будут расположены рядом и никакого стерео-эффекта не будет, но зато конструкция сильно усложнится. В левой части схемы показан контакт для подачи аудио-сигнала, например, с плеера или телефона - громкость регулируется на самом источнике звука, сама схема усилителя регулятора на предусматривает. Но при желании его можно установить, подключив потенциометр на 47-100 кОм таким образом, чтобы один его крайний контакт подключался к земле, другой крайний к выходу источника звука, а средний контакт к 7 выводу микросхемы. В этом случае громкость можно будет регулировать от минимума до максимума прямо на самом усилителе.

    Схема собирает на небольшой печатной плате, рисунок которой представлен на картинке выше. Плату можно нарисовать просто маркером либо лаком для ногтей прямо на текстолите, а затем вытравить, либо изготовить плату методом ЛУТ, архив с платой представлен в конце статьи. Можно увидеть, что плата, в отличие от схемы, предусматривает также установку неполярного (керамического либо плёночного) конденсатора перед входом аудиосигнала - этот конденсатор необходим для того, чтобы отфильтровать постоянную составляющую сигнала, подойдёт любой ёмкостью 100-680 нФ, но усилитель будет работать и в том случае, если просто заменить его перемычкой. Обратите внимание, что плату перед печатью нужен отзеркалить, иначе микросхема встанет на плату "наоборот".

    Ещё несколько слов про особенности питания. Для того, чтобы усилитель работал с хорошей громкостью, ему требуется напряжение как минимум 7-8В, таким образом, хорошо подходят два литий-ионных аккумулятора, включенных последовательно, а вот простого одного будет мало. Для того, чтобы решить эту ситуацию автор организовал дополнительный переключатель, который имеет два положения - "рабочий режим" - в этом случае аккумуляторы соединены последовательно, из напряжение складывается и поступает на схему для питания усилителя. В положении переключателя "заряд" аккумуляторы соединяются параллельно, и через верхний на схеме разъём, который выводится из корпуса, оба аккумулятора можно одновременно заряжать. Очень удобно использовать для этого готовые платы-модули, специально предназначенные для заряда литий-ионных аккумуляторов.

    Проводами с платы выводятся все подключения - к питающим аккумуляторам, к разъёму для подачи аудио-сигнала, к динамику, который установлен на решёткой на верхней панели корпуса. С данной схемой можно использовать практически любой динамик с сопротивлением 4-8 Ом, например, из старых игрушек или радиоприёмников.

    На этом фото показан внешний вид готового устройства - всю электронику стоит поместить в жёсткий корпус для защиты от повреждений и придания законченного вида. Удачной сборки!

    perenosnaja_kolonka_1.rar [5,45 Kb] (скачиваний: 7)

    Источник (Source)

    Проигрыватель на приводах для дискет, ака «флоппотрон»

    Поймать КРОТА

    Добавить комментарий

    13 комментариев
    Иван_Похмельев
    ino53, для лития критически важно не превышать допустимое напряжение даже на 0,1 В. Поэтому последовательно без ограничителей напряжения (вверх и вниз) их не включают.

    ino53
    Цитата: Иван_Похмельев
    А писал я про вывернутые наоборот тумблеры на "морде" изделия.
    Что пардон, то пардон, не сразу сообразил, что речь идет не о схеме, а о рисунках, я их существование (рисунков) сразу даже как то не воспринял, неинформативные.
    Цитата: Иван_Похмельев
    Так себе идея: не будет ограничения напряжения на отдельных аккумуляторах
    С литием практически не работал, зато у дальнобоев немец за подключенную к одной АКБ нагрузке вышмаргивал водилу по полной, только(!) последовательное включение.

    Иван_Похмельев
    Цитата: ino53
    не припоминаю, что бы ГОСТ или МЭК рекомендовали увязывать УГО на электрических схемах с реальным физическим расположением элементов.
    И я не припоминаю.;) Только я нигде такого требования и не предъявлял. И не только к УГО, но и к надписям, к ним относящимся. Более того, на моей схеме ориентация тумблеров тоже не совпадает с физическим расположением. В принципе, можно было бы перекрутить так, чтобы совпадало, но задачу я ставил просто нарисовать, чтобы было понятно.
    Цитата: ino53
    заряжать в рабочем положении, т.е. последовательно соединенные 18650 от БП 8,2...8,4 В с ограничением тока.
    Так себе идея: не будет ограничения напряжения на отдельных аккумуляторах, даже подобрать аккумы с идеально совпадающими характеристиками, то со временем они разойдутся в разные стороны.
    ino53
    Цитата: Иван_Похмельев
    OFF сверху, ON снизу,
    Не спорю, это общепринятая вещь, но не припоминаю, что бы ГОСТ или МЭК рекомендовали увязывать УГО на электрических схемах с реальным физическим расположением элементов. А в данной схеме, ИМХО, лучше не рвать силовые цепи, пусть и слабенькие, а заряжать в рабочем положении, т.е. последовательно соединенные 18650 от БП 8,2...8,4 В с ограничением тока. smile

    Иван_Похмельев
    Цитата: ino53
    Да здесь, вообще то, нет жесткого указания переключения "Вкл-Откл",
    Как же нет? OFF сверху, ON снизу, ЗАРЯД сверху, РАБОТА снизу. Оба тумблера - наоборот. Если по ЗАРЯД-РАБОТА ещё можно подискутировать, но недолго, поскольку основное назначение колонки именно работа, а не заряд, то по ON-OFF вообще не может быть никаких сомнений.
    Я уж не говорю про устаревшие лет сорок назад УГО и какие попало буквенные обозначения на схеме.
    Во всём этом безобразии радует только синяя изолента. ))

    ino53

    Цитата: Иван_Похмельев
    но никто не отменял требования, чтобы положения тумблеров "Включить", "Работа" были направлены вверх
    Да здесь, вообще  то, нет жесткого указания переключения "Вкл-Откл", "Раб - стоп", скорее Режим1-Режим2. А насчет рисования схем для наибольшего их неудобочитания - ну, у парня способности, помнится, как то упоминали, что это нам непросто.
    Цитата: Иван_Похмельев
    там почему-то аж 12 вольт, но и сама схема
    Долго искал в тексте 12 В, нашел в схеме... Скорее всего действительно пацан-восьмиклассник, как предположил, если не путаю, feonor12, не только макросы не умеет дорабатывать, но и точки ставить... xaxa
    Иван_Похмельев
    R555, это ещё далеко не высшая. ))
    И это ещё без подробного чтения и разбора.;)

    R555
    Иван_Похмельев,
    но никто не отменял требования, чтобы положения тумблеров "Включить", "Работа" были направлены вверх, а не вниз.
    Зарядный модуль где-то снаружи, аккумуляторы не защищены от переразряда.((
    Ни и схема - шедевр безобразия, мало того, что там почему-то аж 12 вольт, но и сама схема хитровывернутая и не наглядная. Гораздо понятнее было бы, например,  так:
    Прошу прощения, что от  руки, но зато гораздо понятнее.;)
    Да. Довели до высшей точки возмущения нашего Уважаемого. Я-то его гнев понимаю goodgood
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Иван_Похмельев
    Хоть и электроника далеко шагнула вперёд за последнее время,
    ino53
    а "650" - длину.
    Ого, вот это да! А вообще то там всего 65 мм, нехорошо лгать так беззастенчиво...
    Korolev
    LeoBrynn,
    А ему так хотелось бы...
    Хотеть не вредно, но вводить людей в заблуждение нехорошо ...  nea 
    LeoBrynn
    Цитата: Korolev
    аккумулятор ёмкостью 1000 мА/ч может отдавать в нагрузку ток 1А в течение часа  
    Не может!  nea
    А ему так хотелось бы...
    Прагматик.
    Korolev
    Не может!  nea

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии