Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Детектор излучения GSM телефонов

    Детектор излучения GSM телефонов

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Детектор излучения GSM телефонов

    Впервые сотовые телефоны начали появляться в конце прошлого века - первые экземпляры, конечно же, существенно отличались от современных смартфонов как по внешнему виду, так и по функционалу. Представляли собой они довольно тяжёленькие и брутальные "коробочки" с небольшой выпирающей антенной - размер был хоть и довольно громоздкий, но такие телефоны по праву считались полноценными автономными устройствами и имели аккумулятор, а обладать ими могли только состоятельные люди - не каждому по карману была такая роскошь. Каждый сотовый телефон имеет встроенный микрофон, который необходим для преобразования акустического сигнала речи в электрический - после этого уже электрический сигнал преобразовывается, кодируется для того, чтобы в виде радиоволны пролететь приличное расстояние до базовой станции, которая уже соединит абонента с собеседником. Таким образом получается, что все телефонные разговоры "летают" вокруг нас, особенно в крупных городах, в виде радиоволн, в которых закодирована чья-то речь - какое искушение возникает просто взять какой-нибудь радиоприёмник, настроиться на нужную частоту и подслушать чей-нибудь чужой разговор. На самом деле, всё не так просто, как хотелось бы хулиганам - даже если принять радиоволну, излучаемую телефоном с передаваемой речью выделить из неё саму речь - задача практически нереальная, ведь сотовая связь существует уже довольно длительное время и все нюансы предусмотрены. Как правило, сотовые телефоны работают по стандарту, называемому GSM и занимают частоты 900 и 1800 МГц. Хоть и послушать чей-нибудь разговор не удастся, зато вполне реально (а главное - законно) собрать небольшой прибор, который регистрировал бы излучение от сотового телефона и преобразовывал в звук. В этом случае можно будет услышать различные "цифровые" звуки, пакеты данных, которые на слух будут восприниматься в виде различных свистов и шорохов, возникающих при работе телефона. Данное устройство хоть и не будет иметь какой-то явной практической ценности, собрать его стоит как минимум ради любопытства. Схема представлена ниже.

    Схема состоит из двух "плеч", при этом каждое из "плеч" имеет собственную антенну, детектор на диоде и операционный усилитель для усиления звукового сигнала. Звуковой сигнал снимается со схемы с разъёма J2, который имеет три контакта - для подключения минуса, левого и правого каналов. К выходу схемы напрямую можно подключать любые наушники, очень удобно для этого установить прямо на плату разъём jack 3,5 либо jack 6,3. Звуковой выход схемы также можно подключать и ко входу усилителей, даже к музыкальному центру через AUX-кабель, если хочется "озвучить" целую комнату странными звуками :)

    Питается схема от напряжения 9-12В, потребляет небольшой ток (10-20 мА), а потому идеальным источником питания для неё будет служить батарейка крона (имеет напряжение 9В), в этом случае детектор получится автономными и его можно будет, например, брать куда-нибудь с собой. Кроме батарейки для питания подойдёт любой импульсный или трансформаторный блок питания на соответствующее напряжение, его мощность в этом случае будет не критична.

    Как можно увидеть, в крайней левой и крайней правой частях схемы располагаются сами антенны - важная часть схемы, которая обеспечивает улавливание сигнала. Длина антенн, а так же параметры катушек будут влиять на то, сигналы какой частоты будет улавливать схема, если промахнуться с параметрами - схема не будет принимать сигналы GSM (в данном случае 900 МГц), либо чувствительность будет крайне низкой. Автор предлагает интересную конструкцию антенн - совмещённую с катушками. Для их изготовления берутся два отрезка медного эмалированного провода диаметром около 1-1,5 мм и на середине каждого из этих отрезков наматываются катушки, 10 витков на оправке диаметром примерно 5 мм. Для намотки весьма удобно использовать сверло - такой способ позволяет точно выдержать диаметр намотки катушек. Проволока достаточно толстая, а потому витки катушек будет держаться сами собой, не раскручиваясь без дополнительной фиксации. Таким образом, получились две одинаковые катушки, у каждой в обе стороны торчат по два ровных отрезка проволоки - они будут антеннами. Длина антенн важна и должна быть равна 8,3 см - с помощью линейки отмеряем с одного конца катушки данное расстояние, откусываем провод, затем отмеряем с другого конца, откусываем. Повторяем действие для второй катушки. Таким образом, получились две антенны длиной по 17 см. Они впаиваются на плату интересным образом, перекрёстно, как можно увидеть на фото. При этом проволока надёжно припаивается к плате за счёт того, что пролегает вдоль небольшой дорожки, как можно увидеть на фото, а сама катушка при этом располагается на плате со стороны деталей.

    Скачать плату в формате PDF можно будет в архиве в конце статьи, изготовить её можно методом ЛУТ либо с помощью фоторезиста. Конечный результат должен получиться примерно таким, как на фото выше. При желании плату можно облудить - это позволит защитить медные дорожки от окисления и потери цвета. Плата уже содержит место по кнопку с фиксацией а также прямоугольную область, на которой можно будет закрепить крону, таким образом, плата является самодостаточной и не требуется подключения никаких дополнительных проводов и разъёмов, кроме самих наушников. При желании готовую плату можно установить в корпус - в этом случае получится автономное законченное устройство. При установке в корпус важно позаботиться о расположении антенн - они не должны соприкасаться с другими электронными частями схемы, а также корпусом, если он будет металлическим.

    Ещё несколько слов про компоненты, необходимые для сборки схемы. Около каждой катушки на схеме можно увидеть диод - он необходим для детектирования радиосигнала. В данном случае использование обычных кремниевых диодов - плохой вариант, так как они имеют слишком большое падение напряжение (около 0,6В), следовательно снизится чувствительность. Лучше подойдут германиевые диоды (падение напряжения 0,2-0,3В), но среди них трудно найти высокочастотные. Лучшим вариантом будут диоды Шоттки, например, BAT43, BAT45, AA112, AA116 или AA119, которые встречаются в магазинах радиодеталей. Детектированный сигнал через разделительные конденсаторы С1 и С2 (можно брать любые керамические или плёночные 47-470 нФ) попадает на усилители, которые повышают слабый сигнал с детекторов до приемлемого уровня, чтобы его можно было легко услышать в наушниках. При этом коэффициент усиления задаётся резисторами в обратной связи - R3 и R7. Чем больше будет сопротивление этих резисторов, тем больше будет усиление, тем чувствительнее будет детектор, но при слишком большом усилении может получиться так, что шумы перекроют весь "полезный" сигнал. Варьировать резисторы можно в диапазоне от 1 МОм до 10 МОм, на схеме указано значение 8,2 МОм как самое оптимальное, при желании можно даже установить на плате подстроечные резисторы и тщательно с его помощью настроить усиление. В данном детекторе можно применить практически любой сдвоенный операционный усилитель, на плату по цоколёвке подойдут LM358, TL072, TL082. При желании можно использовать и пару одинарных операционных усилителей, если будет использоваться другая плата.

    После сборки платы с неё обязательно нужно смыть остатки флюса, ведь даже небольшие паразитные сопротивления могут привести к неустойчивой работе детектора. Правильно собранная схема начинает работать сразу, не требуя настройки, кроме коэффициента усиления. С помощью данной схемы можно регистрировать излучение не только от сотовых телефонов, но и от других бытовых устройств, которые излучают радиоволны, например - wi-fi роутер, bluetooth адаптер, но для этого необходимо пересчитать длину антенн и параметры катушек. Более того, для данной схемы можно найти практическое применение, ведь с помощью такого детектора (с соответствующим пересчётом) можно регистрировать, излучает ли микроволновая печь наружу корпуса, либо её дверца полностью экранирует излучение. Удачной сборки! Все вопросы и дополнения пишите в комментарии.

    detektor_izluchenija_gsm-1.rar [54,26 Kb] (скачиваний: 18)

    Источник (Source)

    Термощетка! Или как я снимаю старую шпаклевку и краску

    Зальная модель «КАМИКАДЗЕ»

    Добавить комментарий

    7 комментариев
    ino53
    Цитата: R555
    Как это... в активных колонках, усилителях, наводится "рык" при работе рядом сотового телефона GSM?

    Сначала вспомнилось про полузабытые "Мультипликативные помехи (или фон)...", но это немного не то. Вот здесь ребята разбираются с этим эффектом, и здесь.
    Korolev
    R555,
    Как это безо всяких высокочастотных диодов, в активных колонках, усилителях, наводится "рык" при работе рядом сотового телефона GSM? 
    Ну уж тебе-то, грех не понимать. Кетайские ребята во имя удешевления жертвуют всем. Разводка общего провода в УНЧ АС, "упрощение" референсных инженерных схемный решений, экранировки входных цепей никакой. Да и провода к АС - хорошие антенны, и по цепям обратной связи наводки попадают на вход УМЗЧ. То же и с мобилами, а они, сам понимаешь, излучают не только в GSM, там целый спектр излучения, динамик-то излучает уже в звуковом диапазоне. Ну, как-то так навскидку, остальное сам додумаешь ...  friends
    R555
    Мне уже давно пофиг на Бидона, хотя карикатуру (шарж)я уже на него частично сделал, меня же пользователи сайта просили, эскизы свои присылали. Возможно, это даже будет гифка (анимированная картинка) dance2 

    Но сейчас я не об этом. Есть тут такие, кто смогут прояснить такой эффект? Как это безо всяких высокочастотных диодов, в активных колонках, усилителях, наводится "рык" при работе рядом сотового телефона GSM?  boss
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    ino53,
    А вообще то нужна цензура, это же позор...
    Скучно будет, и теплится надежда, что человек всё же вырулит на правильную дорогу.  smile 
    Korolev
    ino53,
    зарабатывающего на первое в жизни пиво
    Да ради Бога, кто же против, но ведь ключевое слово: работа! Вот наши ребята реально работают, в поте лица, а тут просто халявщина, перевирать с русского на русский, и делать это не лучше, а хуже, чем в исходнике!  nea   
    ino53
    Цитата: Korolev
    Очередной бред сивого бидона!

    Тезка, не помню, кто из ребят (feonor12 ?) определил его как 8-классника, зарабатывающего на первое в жизни пиво. Дальше рассказывать?  smile 

    Korolev
    Впервые сотовые телефоны начали появляться в конце прошлого века ... 
    Ну да, а первые радиостанции в конце позапрошлого века и на кораблях! Ну очччень ценная информация, без неё ну просто никак!!!  xaxa 
     чтобы в виде радиоволны пролететь приличное расстояние ... все телефонные разговоры "летают" вокруг нас ... какое искушение возникает просто взять какой-нибудь радиоприёмник, настроиться на нужную частоту и подслушать чей-нибудь чужой разговор ...
    Очередной бред сивого бидона!  fool
    Данное устройство хоть и не будет иметь какой-то явной практической ценности 
    Исходник-то читал? 
    Я часто езжу на мотоцикле и когда мне звонят, бывает что не слышу, поэтому я решил собрать индикатор, который бы сообщал мне о том, что телефон звонит

    Автор предлагает интересную конструкцию антенн - совмещённую с катушками. Для их изготовления берутся два отрезка медного эмалированного провода диаметром около 1-1,5 мм и на середине каждого из этих отрезков наматываются катушки, 10 витков на оправке диаметром примерно 5 мм
    Исходник-то читал, разводку платы смотрел? 
    Таким образом, получаем четыре части антенны ... Диаметр проволоки - 1.5 мм ... Дроссели детектора - по 10 витков. Диаметр проволоки должен быть около 0,5 мм
    fool

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии