Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Звуковой отпугиватель диких животных

    Звуковой отпугиватель диких животных

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Для тех людей, кто постоянно живёт в городе, проблема борьбы с дикими животными почти неведома - ведь почти все животные из лесов очень боятся людей и не подходят близко к городу, лишь изредка случается такое, что какой-нибудь заблудившийся лось или лисица попадают на территорию города, в поисках пропитания. Зато увидеть представителей дикой природы во всей красе можно в зоопарках - там для них созданы все условия для благоприятной жизни, а надёжные вольеры защищают посетителей от когтей и зубов диких зверей. В то же время, при жизни за городом и разведении домашнего скота проблема набегов диких животных, например, кабанов, может быть весьма актуальна - ведь в некоторые периоды поредение зверей может быть особенно агрессивно, они могут, в поисках пищи, без труда загрызть домашний скот, а это лишние проблемы и дополнительные финансовые убытки. Многие фермеры устанавливают для защиты пастбищ электронные изгороди - специальные "заборы", вдоль которых натянуты провода без изоляции, находящиеся под высоким напряжением. При касании изгороди нежелательное животное получает ощутимый, но не смертельный удар током - желания ломиться через изгородь сразу пропадает. Но у такой защиты есть и ряд минусом - необходимо точно установить мощность и напряжение на изгороди, ведь если переборщить - удар током может оказаться смертельным для животного, а это лишние проблемы для владельца, хуже того - удар током может получить как сам владелец, так и просто проходящий мимо человек. Довольно часто владельцы хозяйств ставят на территории пугала - способ старый, простой и не требует затрат, но не самый эффективный. Пугало, в простейшем случае, представляет собой макет человека с яркими элементами ткани, развевающейся на ветру, а также подвешенные банки и различные железки, которые звенят на ветру. Существует также более продвинутый электронный вариант звукового пугала - он будет описан в этой статье. Принцип заключается в воспроизведении из динамиков на территории пастбища не просто случайных звуков, а именно осмысленных - таких, например, как лай собаки, записанный голос человека, выстрелы из ружья, рёв других диких животных. Дело в том, что животные быстро привыкают ко многим звукам, например, тому же звону банок, но некоторые, в частности описанные выше, действуют именно на животные инстинкты, заставляя животное не приближаться близко. Представленное ниже устройство работает в сочетании с mp3 плеером, на который заранее записаны нужные звуки - установить можно какие угодно, скачав mp3 файлы в интернете. После подачи питания специальная схема на микроконтроллере включает звук на небольшой промежуток времени (50 секунд), через каждые несколько минут. Такой режим работы, во-первых, не напрягает владельца пастбища постоянным шумом, а во-вторых не позволяет животным привыкнуть к искусственным звукам. Схема для сборки представлена ниже.

    Как можно увидеть, состоит она из нескольких частей, рассмотрим каждую по отдельности. На микроконтроллере Attiny13 собран некий таймер, который и формирует временные задержки для включения и отключения звука. Данный микроконтроллер не самый мощный в линейке AVR, имеет небольшой DIP8 корпус, а потому достаточно недорого стоит и продаётся в любом магазине радиодеталей. Дикие животные ведут преимущественно ночной образ жизни, то есть начинают охотиться с наступлением ночи, а днём ожидать от них набегов на пастбища не приходится - по этой причине схема имеет встроенный детектор освещённости, в основе которого лежит чувствительный к свету элемент - фототранзистор Т3. Можно применить как готовый, так и изготовить его самому, взяв старый ненужный германиевый транзистор в металлическом корпусе и спилить ему шляпку, оголив сам кристалл, который также будет чувствителен к свету. Т4 - обычный маломощный биполярный транзистор, например, BC547 или КТ3102. На подстроечном резисторе PR1 собран регулятор, который позволяет "калибровать" детектор света, тем самым регулируя, будет включаться отпугиватель сразу же с наступлением сумерек, либо же только при достижении полной темноты. Также на схеме можно увидеть несколько перемычек - J1 и J2, а также кнопку S2. Перемычка J1 нужна для выбора, будет работать схема только от сигнала датчика темноты, то есть только по ночам, либо всё время на протяжении суток. Если J1 замкнута - схема работает ночью, разомкнута - непрерывно весь день. Перемычка J2 определяет, через какие интервалы времени будет повторяться звуковой сигнал с плеера, это может быть 3-30 минут, если перемычка замкнута, либо 3-15 минут, если разомкнута. Обратите внимание, что интервалы написаны не в виде определённого значения, а в виде интервала - каждый раз микроконтроллер выбирает случайное число, это необходимо для придания звукам большей естественности. Кнопка S2 нужна для проверки, с её помощью можно вручную запустить воспроизведение кратковременным нажатием. Светодиод на схеме нужен для индикации, он будет загораться каждый раз при воспроизведении звука. Кнопка S1 - перезагрузка микроконтроллера, по сути, никак не участвует в работе, с её помощью микроконтроллер можно перезагрузить, например, если он завис из-за низкого напряжения питания.

    Транзисторы Т1 и Т2 нужны для коммутации маломощным микроконтроллером нагрузки - в данном случае усилителя на микросхеме TDA2003. Принцип работы следующий - когда Attiny13 отсчитает нужный промежуток времени, она на 50 секунд подаст напряжение на усилитель - начнётся воспроизведение. Именно эта микросхема усилителя выбрана из-за того, что она обладает достаточной мощностью, чтобы озвучить территорию пастбища, но в то же время не потребляет слишком больших токов. На вход усилителя непрерывно подаётся сигнал с плеера, на котором должно быть включено зацикленное воспроизведение одного файла. Плеер можно брать абсолютно любой - качество звука здесь особой роли не играет, главное - чтобы он был надёжным и мог работать круглосуточно. Питаться плеер может как от встроенных аккумуляторов, так и от самой схемы отпугивателя - для этого предусмотрен стабилизатор напряжения на LM317, обеспечивающий на выходе 4,5В, при необходимости напряжение с выхода стабилизатора можно пересчитать для питания любого плеера, путём изменения номиналов резисторов R1 или R2.

    Несколько слов о питании схемы. Напряжение питания составляет 12-15В, потребляемый ток может достигать 1А при работе усилителя и буквально несколько миллиампер в режиме ожидания. Идеальным источником питания можно выделить автомобильный аккумулятор - он обеспечит полностью автономную работу схемы даже в дали от построек, но аккумулятор придётся подзаряжать примерно каждую неделю. Использовать также можно менее ёмкий, но зато более лёгкий мотоциклетный аккумулятор на те же 12В. Питать схему можно и от сети 220В, если использовать понижающий сетевой адаптер на 12В с током 1-2А, либо трансформаторный источник с теми же характеристиками. К выходу усилителя можно подключать практически любой динамик, с сопротивлением 4-8 Ом, громкость будет устанавливаться на плеера - схема не содержит встроенного регулятора. Как утверждает автор, дикие животные обладают хорошим слухом и могут различить человеческую речь с большого расстояния, поэтому использовать усилитель на максимуме громкости не обязательно.

    Таким образом, получилось весьма интересное устройство-отпугиватель, которое не потребует для сборки дорогостоящих компонентов, неприхотливо в использовании, но зато может оказаться действительно эффективным для заводчиков домашнего скота. Установить устройство можно на границе пастбища, используя герметичный корпус, чтобы электроника не пострадала от воздействия влаги и насекомых. В архиве ниже можно скачать плату для сборки устройства, прошивку для микроконтроллера, а также примеры звуковых файлов, которые можно использовать на деле. Удачной сборки!

    otpugivatel_dikikh_zhivotnykh-1.rar [1,47 Mb] (скачиваний: 3)

    Источник (Source)

    Как достать 500 долларов из бутылки (головоломка)

    Игровой автомат хватайка копилка на ардуино

    Добавить комментарий

    2 комментария
    ino53
    Занесло меня недавно на этот сайт, Радиоскот. Просмотрел вскользь последние приметно полторы сотни конструкций, теперь могу предсказывать, что дальше здесь бидон напишет. xaxa 
    Korolev
    Пугало, в простейшем случае, представляет собой макет человека с яркими элементами ткани, развевающейся на ветру, а также подвешенные банки и различные железки, которые звенят на ветру
    Ну ооооочччччень полезная информация!!!  xaxa 
    схема на микроконтроллере включает звук на небольшой промежуток времени (50 секунд), через каждые несколько минут. Такой режим работы, во-первых, не напрягает владельца пастбища постоянным шумом 
    Ну вот совсем не напрягает!  xaxa 
    Светодиод на схеме нужен для индикации, он будет загораться каждый раз при воспроизведении звука 
    Бидон - бред! В исходнике: 
    Светодиод сообщает об активности устройства, мигая.
    Питаться плеер может ... стабилизатор напряжения на LM317, обеспечивающий на выходе 4,5В,  
    Схему смотрел? Там 1,5 В! fool

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии