Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Ламповый усилитель для гитары

    Ламповый усилитель для гитары

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины, а также все гитаристы!

    Владельцам акустических гитар, можно сказать, в какой-то степени повезло - купил гитару и играй где хочешь, когда хочешь, ничего больше не требуется, кроме пары медиаторов. Тем не менее, акустическая гитара не даёт такого разнообразия вариантов звучания, как электро - её звук с помощью специальных электронных примочек либо компьютерных плагинов может преображаться до неузнаваемости, в том числе и довольно реалистично имитировать звук акустической гитары. Многие из таких примочек имеют довольно простые схемы и собрать их дома не составит рядовому радиолюбителю. Преимущественно электрогитары используют для получения "рваного" рокового звучания, для извелечения такого звука используется перегруз, или иначе дисторшн - наиболее популярный во всём мире эффект. Особую роль в мире электрогитар играет оборудование - конечный звук, в некоторых случаях, в наименьшей степени зависит от самого инструмента, а в большем - от того, какие используются примочки и усилители, а также как они настроены.

    Помимо примочек формированием звука электрогитары занимается и усилитель - производители фирменных моделей довольно часто встраивают внутрь уже готовые эффекты со множеством настроек, позволяющие "нарулить" какой угодно звук даже не докупая отдельно примочки. В самых продвинутых моделях используются цифровые технологии - в них можно менять плагины, т.е. варианты звучания, выбирая из тысяч цифровых вариантов, переключение может осуществляться даже с телефона. Условно все гитарные усилители можно разделить на две категории - ламповые и транзисторные. Первые появились раньше, а потому считаются более аутентичными, стоят дороже и пользуются особой популярностью у продвинутых гитаристов. Транзисторные же модели позволяют проще интегрировать внутрь встроенные эффекты, кроме того, они, зачастую, меньше в размерах и гораздо дешевле в цене, существуют даже портативные модели. Главное отличие от ламповых гитарных усилителей и транзисторных - нюансы звучания, которые в гитарном звуке проявляются гораздо сильнее, чем при прослушивании обычной музыки в колонках.

    Ламповое звучание считается более тёплым и приятным, а потому многие стремятся приобрести именно ламповые комбики, хоть они и дороже. Однако покупать не обязательно - ведь в сути существует множество готовых ламповых схем, по которым можно собрать усилитель. Они могут различаться по сложности, наличию всевозможных регулировок, а также мощности. Мощные усилители используются преимущественно при концертных выступлениях или репетициях, где нужно получить большую громкость. Для домашней игры самым оптимальным значением мощности является 1-5Вт - именно столько будет развивать представленная в этой статье схема. Ламповые усилители хороши тем, что имеют довольно простые схемы - лампы не требуют большого числа элементов в обвязке, но имеют свои нюансы в построении конструкции, о которых будет рассказано ниже.

    Представленная схема является довольно классическим однотактным усилителем, называются они "чампообразными", из-за существовавшего когда-то усилителя Fender Champ, схемотехника которого осталась актуальна до сих пор. Используется здесь всего две лампы - первая это двойной триод (два одинаковых триода в одном баллоне), у которого используется только она половина - в схеме он выполняет роль предусилителя для входного сигнала. Вторая лампа - однотактный оконечный усилитель, который работает на нагрузку - трансформатор с подключенным динамиком, и обеспечивает всю мощность усилителя. В качестве первой лампы можно использовать широко распространённые отечественные 6н1п, 6н2п, 6н23п, 6н3п - обратите внимание, что они могут быть разными по цоколёвке. Данные лампы маломощные, а потому недорого стоят даже в магазинах радиодеталей, адекватная цена для данных ламп - до 100 рублей. Найти бесплатно можно в старой советской ламповой технике, в частности в телевизорах - хотя бы одна из данных ламп либо их аналогов должна быть практически в каждой модели. Хоть и лампам много лет - они обладают существенным запасом ресурса и долго не выходят из строя. В верхней части любой лампы можно увидеть чёрное слегка блестящее пятно - это геттер, специальный состав, который "улавливает" примеси из воздуха внутри баллона лампы.

    Как известно, внутри баллона лампы - вакуум, и если произойдёт разгерметизация лампы, геттер из чёрного превратится в белый - это верный признак неисправной лампы, использовать такую нельзя. Также при выборе б.у. лампы стоит обратить внимание на целостность нити накала - она должна прозваниваться, т.е. не быть в полном обрыве. Если подать на неё накальное напряжение 6.3В, то можно будет увидеть, оранжевое свечение внутри баллона, это говорит о том, что накал работает. Без подачи питания на накал лампы, т.е. подогрева, схема работать не будет, т.к. катод лампы для правильной работы должен подогреваться. Вторая по схеме лампа, 6п14п - выходной пентод, отличается от первой более вытянутым в длину баллоном, её также можно найти в магазинах радиодеталей либо тех же телевизорах - кстати, в них она часто использовалась в качестве того же усилителя низкой частоты. Довольно часто на поверхности ламп, которые долго были в эксплуатации, можно увидеть чёрные пятна или полосы - они возникают в процессе длительной работы, их появление не обязательно означает, что лампа потеряла работоспособность.

    Особенностью ламповых схем является использование для питания высоковольтных источников - от 100 до 250В, в случае с данной схемой. В качестве универсального источника питания для данной схемы можно использовать импульсный блок питания, схема которого представлена на картинке выше. В качестве трансформатора в нём используется типовой импульсный трансформатор из компьютерного блока питания. Его первичную обмотку стоит оставить штатную, а вот выходные напряжения подогнать под нужды схемы - для получения накального напряжения 6.3В нужно намотать примерно 2 витка толстого провода, для высокого анодного напряжения - примерно 60-70 витков, напряжение на выходе может варьироваться от 200 до 250В - самый оптимальный диапазон для питания. Схема такого импульсного источника представляет собой типичный полумост, который входящее сетевое напряжение сперва выпрямляет до постоянного, а затем с высокой частотой "качает" первичную обмотку импульсного трансформатора. Многие утверждают, что использование импульсных источников для питания аудио-устройств - плохая затея, так как в звуковой тракт неизбежно попадёт посторонний шум от работы источника. Поэтому самым "правильным", но более дорогим и громоздким источником станет использование анодно-накального трансформатора, который как раз имеет подходящие для питания обмотки с высоким напряжение и 6.3В для питания накала. Такие трансформаторы можно встретить практически в любой ламповой аппаратуре, либо купить на барахолке.

    Всю конструкцию можно собрать, например, в металлическом корпусе от компьютерного блока питания - он имеет подходящие размеры и к тому же позволит экранировать чувствительную схему усилителя от внешних наводок. При этом не лишним будет установить дополнительный кулер на обдув внутреннего пространства корпусе - такой корпус как раз имеет отверстие сбоку пол кулер.

    Сама схема усилителя собирается навесным монтажом - это позволит минимизировать влияние одних частей схемы на другие. Для данной схемы можно развести и печатную плату - но в этом случае нужно тщательно продумывать расположение всех компонентов и пролегание дорожек, а также разводку земли - он должна быть разведена "звездой", иначе возможно появление посторонних шумов в звуке либо самовозбуждение усилителя. При навесном монтаже следует делать всё аккуратно, соединяя детали максимально короткими проводами.

    На боковую панель корпуса выводятся все органы управления, автор также сделал рисунок и декоративную подсветку. Таким образом, получился весьма компактный ламповый усилитель, для сборки которого не потребуется большим финансовых вложений. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Вода из скважины, питание от солнечной панели

    Перезаправка клеевого картриджа... своими руками

    Добавить комментарий

    7 комментариев
    ino53
    Цитата: Гость Валерий
    В схеме ОЧЕПЯТКА! Перемычка между R12 и R13 !
    А что, не надо? Сравни.
    Гость Валерий
    Иван_Похмельев
    Вот нормальное описание этого усилителя, в том числе, правильный БП и назначение "загадочной" цепочки R11...R14. А здесь обсуждение этого УНЧ.

    ino53
    Цитата: Иван_Похмельев
    И кстати, какое отношение к описываемому усилителю имеет вторая "схемокартинка" - как бы схема источника питания?

    Да, в источнике это зарядное для автоАКБ. Не, ну, мужики, это уже перебор, такого позора еще не было, гнать надо этого долб...бидона fool Из источника:
    Предлагаю рассмотреть одну неплохую схему Импульсного Блока Питания из понижающего трансформатора компьютерного АТХ для изготовления зарядного устройства

    Иван_Похмельев
    Да и псевдокрасивая передняя панель не выдерживает никакой критики с точки зрения эргономики.

    Ответа от передёрщика не жду.))
    Это для того, чтобы задумались те, кто вздумает повторять усилитель, не разбираясь в электронике.
    ino53
    Устраивая аппараты аудио, соблюдай законы мои:    
       ...Не применяй изоляции: эмалевой — от неё звук стекленеет; резиновой — от неё звук тягучий; ПВХ — от неё звук ядовито-химический, тканевой — от неё звук лохматится... 
    ...Не применяй резисторы металлизированные — звук от них металлическим становится. 
         Не используй отрицательную обратную связь — мерзость это. 
          Не поклоняйся тельцу полупроводниковому — не служи диаволу. Ибо муки тебе за это вечные.    
       ...Не сгибай проводники и выводы деталей под прямым углом — это затрудняет прохождение звуку, не может он под прямым углом быстро поворачивать, а потому становится мутным и размазанным...  
       ..Истинно говорю вам: не ищите деталей производства современного. Ибо испорчены они безнадёжно. Ищите детали древние, на помойках десятки лет пролежавшие. Ибо тогда небо было голубее, трава зеленее и делали тогда их мастера мои...

    Иван_Похмельев
    получился весьма компактный ламповый усилитель
    Какая компактность с торчащими лампами? 
    В моем представлении такой конструктив с незащищёнными лампами совершенно не годится для практического использования гитаристами.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии