Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Самодельный усилитель на микросхеме KIA6283

    Самодельный усилитель на микросхеме KIA6283

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Усилители как были, так и остаются одними из самых распространённых схем для самостоятельной сборки - вероятно, эта тенденция не сменится и в ближайшее время. Об этом говорит, как минимум, обилие разных микросхем, специально предназначенных для усиления звука, некоторые из них считаются удачными и используются повсеместно, а те, что обладают существенными недостатками быстро исчезают из мира электроники. Купить микросхему для создания собственного усилителя можно и в магазине радиодеталей - маломощные стоят весьма дёшево, порядка 10-20 рублей, с ростом мощности увеличивается и цена - вплоть до нескольких сотен рублей. Порой можно найти такие микросхемы в старой аудиотехнике, например, музыкальных центрах.

    Если аппаратура импортная и была выпущена в конце 90-х прошлого века, в начале 00-х, то можно смело использовать б.у. микросхему оттуда, если она не вышла из строя - дело в том, что сейчас на рынке присутствует обилие подделок и перемаркировок, порой недобросовестные продавцы стирают реальную маркировку и вместо неё наносят другую, соответствующую более дорогому и продвинутому аналогу. В аппаратуре, выпущенной лет 20 назад столкнуться с таким явлением практически невозможно, поэтому многие люди не гнушаются использовать микросхемы и силовые элементы из б.у. приборов - хоть они и не новые, но порой обладают куда большим запасом прочности и долговечности, чем выпущенные сейчас.

    Например, автор этой статьи использует микросхему KIA6283 из старого музыкального центра 1997 года, к слову, её название не имеет никакого отношения к марке автомобилей. Можно увидеть часть платы этого музыкального на фотографии выше.

    Данная микросхема не является особо популярной, но, тем не менее, нашла своё место в электронике. Схема её включения, стандартная из документации приведена выше - этот усилитель обеспечивает выходную мощность по 4-5Вт на каждый канал, одновременно усиливает и правый и левый каналы. Данное значением мощности нельзя назвать большим, его хватит, например, для использования в компьютерных колонках, небольших музыкальных центрах, зато для питания усилителя не понадобится мощный источник питания с высоким напряжением.

    Несколько слов о схеме. IN1 и IN2 - входы для правого и левого каналов, сигнал подаётся относительно земли схемы, регуляторов громкости данная схема не предусматривает - ведь сейчас любой источник сигнала, будь то плеер, телефон или компьютер позволяют управлять громкостью программно, дублировать его добавляя внешний переменный резистор просто не имеет смысла, - но если в этом есть необходимость, регулятор всегда можно добавить. Входные сигналы подаются на микросхему через разделительные конденсаторы, которые на схеме обозначены как Сin - по одному на каждый канал. Как можно увидеть, вместо конкретного номинала на схеме стоит звёздочка - здесь можно использовать электролитические конденсаторы на 1 - 10 мкФ, обратите внимание, что они имеют полярность - плюсовая обкладка обозначена на схеме. 6 и 9 выводы микросхемы - обе земли, но одна из них сигнальная, вторая силовая, в дальнейшем на печатной плате они будут просто соединяться. Обозначениями OUT1 и OUT2 показаны выходы микросхемы - входу каждого канала соответствует свой выход, к которому подключаются динамики. Плюсовой контакта динамика следует подключать к выходу, а минусовой - на землю схемы, на схеме динамики уже обозначены в виде сопротивлений, подписанных как RL. Использовать с данными усилителем можно практически любые динамики и готовые акустические системы - схема не развивает большой мощности, чтобы повредить динамики.

    В схеме используются в основном электролитические конденсаторы, присутствуют также пара резисторов - подойдут любые маломощные небольшого размера, пара неполярных конденсаторов С6 и С7, их можно поставить керамические либо плёночные. Все номиналы элементов подписаны на схеме, для достижения наилучших результатов стоит их придерживаться, но если под рукой нет нужного номинала - всегда можно заменить ближайшим, от небольших отклонений схема не потеряет работоспособность. В цепи питания усилителя можно увидеть довольно ёмкий электролитический конденсатор - С10 на 2200 мкФ, он служит для фильтрации помех по питанию, убирать его с платы не стоит, даже если в используемом блоке питания будет стоять конденсатор по питанию на выходе. Ниже приведены отдельные части документации на микросхему, можно увидеть наиболее предпочтительный вариант разводки печатной платы, а также некоторые технические характеристики.

    Оптимальным напряжением питания микросхемы является диапазон 9-12В, микросхема при таких питающих напряжениях будет отдавать всю заявленную мощность, но при этом и не будет сильно нагреваться, "сбрасывая" лишнее тепло на радиатор. Источник питания для усилителя должен обеспечивать максимальный отдаваемый в нагрузку ток 1 - 1,5А, в этом случае микросхема сможет отдавать свою максимальную мощность, но можно взять блок питания и менее мощный, если не планируется выкручивать громкость на максимум. Например, автор использует импульсный сетевой адаптер на 500 мА - этого вполне хватает для обычного воспроизведения негромкой музыки.

    Вся схема собирается на небольшом кусочке текстолита - в дальнейшем такую плату можно будет встроить в какой угодно корпус. Для создания платы рекомендуется применить доступную ЛУТ-технологию, с запайкой компонентов проблем возникнуть не должно, главное соблюдать полярность конденсаторов и цоколёвку (нумерацию выводов) микросхемы. Ниже можно увидеть фотографию собранной платы.

    Микросхема не с проста имеет металлический фланец на корпусе - она предусматривает установку на радиатор. Так как мощность усилителя небольшая, большой радиатор не требуется, но автор решил перестраховаться и "родной" маленький радиатор (он показан на первом фото ниже) заменил размером побольше, теперь нагрев при долговременной работе составляет всего 5°C при комнатной температуре.

    К плате подпаиваются проводками все "коммуникации" - провода питания, выход правого и левого каналов, входы для них же. Обратите внимание, что кабель, подключаемый ко входу усилителя должен быть экранированным - экранная оплётка подключается к земле схемы, а две центральные жилы к правому и левому каналам, это необходимо для того, чтобы на входной сигнал на наводились внешние помехи. Корпус для данного усилителя можно сделать буквально из чего угодно - усилитель не претендует на Hi-End звучание, поэтому и корпус может быть соответствующим, ведь его главная задача - защита платы от внешних воздействий и удобство использования усилителя. Провода для питания можно подключать с помощью разъёма, например, для питания часто используется круглый разъём 5,5 х 2,5 мм, для цепи входного сигнала можно применить стандартный jack 3.5 и подключать усилитель к источнику сигнала с помощью готового AUX-кабеля.

    Разместив плату и все разъёмы к корпусе, их нужно тщательно зафиксировать - автор использует для этого клей-момент "особо прочный", такой вариант является достаточно надёжным, но исключает возможность ремонта либо замены каких-либо частей усилителя, модификации. Таким образом, получился рабочий усилитель, собранный буквально из хлама всего на пару часов. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Мигалка на 4 светодиода

    Выключатель света по звуку

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии