Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Стерео усилитель 2x14Вт на TDA7269A

    Стерео усилитель 2x14Вт на TDA7269A

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    При постройке микросхемного усилителя в первую очередь встаёт вопрос - какую использовать микросхему, ведь именно от её характеристик будут зависеть все параметры готового усилителя. К счастью, специализированных УНЧ-микросхем выпускается огромное множество на любой вкус и цвет, под любые задачи - начиная от крайне маломощных в SMD корпусах, заканчивая огромными и массивными, способными обеспечить на выходе сотни ватт музыкальной мощности. Наиболее ходовыми можно назвать промежуточные варианты с выходной мощностью 5-20Вт, такие микросхемы используются повсеместно в звуковоспроизводящей аппаратуре, начиная от телевизоров, заканчивая музыкальными центрами и автомагнитолами. Большая часть ходовых микросхем работают в классе АВ - это означает, что нагрев и энергопотребление микросхемы будут напрямую зависеть от выходной мощности. По этой причине более мощные микросхемы не ставят туда, где это не требуется - они не только будут дороже, но и гораздо более требовательны к источнику питания, а также к охлаждению. Среди всего многообразия можно выделить микросхему TDA7269A, она обеспечивает до 14Вт выходной мощности на каждый канал (при максимальном напряжении питания), что не так уж и мало. Обратите внимание на индекс "А" в конце названия микросхемы - существует также TDA7269 без индекса, они являются аналогами, но индекс "А" говорит по повышенной выходной мощности в 14Вт на канал. У TDA7269 же выходная мощность составляет 10Вт - её также можно использовать в данной схеме, но максимальная громкость несколько снизится.

    Стерео усилитель 2x14Вт на TDA7269A

    На картинке выше показана распиновка микросхемы, как можно увидеть, выпускается она в достаточно удобном для монтажа корпусе "MULTIWATT" с 11-ю выводами, нумерация слева на право, если смотреть на лицевую сторону корпуса микросхемы. Также микросхема имеет металлический фланец для крепления на радиатор, установка охлаждения является обязательным условием, закрепить можно с помощью отверстия под винт.

    Схема усилителя показана на картинке выше, как можно увидеть, помимо самой микросхемы присутствует также немало элементов в обвязке. Контакты In(R), In (L) являются входом аудиосигнала, соответственно для правого и левого каналов. Подавать сигнал нужно относительно земли схемы - она будет общей и для правого и левого каналов, таким образом, звуковой сигнал будет поступать на вход усилителя по стандартному AUX-кабелю для звука, в нём имеются две сигнальные жилы и экранирующая оплётка, которая одновременно служит землёй. К особенностям данной схемы можно отнести необходимость в двуполярном питании - относительно средней точки должен присутствовать положительный потенциал, и от этой же средней точки отрицательный. Источники двуполярного питания не так распространены, одна в тех случаях, когда они есть, было бы наиболее логично использовать именно усилитель с двуполярным питанием, как этот. Напряжение питания не должно превышать 18В на каждое плечо, то есть суммарно 36 вольт общих "размах", если усилитель используется с динамиками на 4 Ома - то лучше не превышать 15В на каждое плечо. Напряжение питания каждого плеча должно быть одинаковым, если между ними будет ощутимая разница, могут возникнуть искажения сигнала. К достоинствам данной микросхемы можно отнести наличие тепловой защиты, которая срабатывает при достижении 145 градусов внутри корпуса микросхемы - такая защита может спасти микросхему, например, в том случае, если при долговременной работе винт крепления радиатора ослаб и тепловой контакт пропал. Также микросхема имеет режимы ST-BY и MYTE, первый режим служит для "выключения" микросхемы - выходной каскад оказывается обесточенным, ток потребления микросхемы снижается до минимального значения.

    Режим MYTE же не отключает микросхему, а просто "обеззвучивает", прекращая подачу входного сигнала, но оставляя выходной каскад работать, ток покоя при этом будет потребляться. Использовать эти режимы можно, например, при построении стационарного музыкального проигрывателя с пультом управления - весьма удобно использовать MYTE для кратковременного глушения звука, например, во время разговора по телефону, а ST-BY задействовать для выключения всего устройства. Во многих других микросхемах для этих режимов выделены отдельные выводы, но здесь же переключение происходит с помощью всего одного вывода, путём подачи на него разного уровня напряжений. Для этого в схеме присутствует каскад на транзисторе VT1, который и формирует нужные уровни, всё управление же происходит с помощью переключателей SW1 и SW2 - они должны быть с фиксацией. Логика работы следующая - переключатель SW1 управляет режимом ST-BY, подключая левый вывод резистора либо к земле, либо к напряжению питания. Если он подтянут к земле, то ST-BY выключен, микросхема работает и усиливает сигнал. Переключатель SW2 может быть либо замкнут, либо разомкнут, для включения режима MYTE он должен быть разомкнут. Таким образом, указанное на схеме положение переключателей соответствует рабочему состоянию микросхемы - если переключение не требуется, можно просто поставить перемычки на плате вместо SW1, SW2. В качестве транзистора VT1 можно применить практически любой маломощный, например BC547, КТ315, КТ2102.

    В правой части схемы показана выходная часть и подключенные динамики, они могут иметь сопротивление от 4-х до 8-ми Ом, при этом чем ниже их сопротивление, тем больше выходная мощность и нагрев микросхемы, а также потребление тока. Используемые динамики должны быть рассчитаны на соответствующую мощность - как минимум 15Вт каждый динамик, в противном случае они могут повредится при работе на большой громкости. Все остальные элементы схемы не имеют каких-либо особенностей - резисторы любые маломощные, полярные конденсаторы - электролитические, неполярные - плёночные или керамические, все значения сопротивлений, ёмкостей и напряжений конденсаторов указаны на схеме, достаточно лишь их точно придерживаться.

    Собирается весь усилитель на печатной плате, скачать которую можно в конце статьи, файл открывается в программе Sprint Layout. Плата выполняется методом ЛУТ. Для удобства можно установить в передней части платы длинную винтовую клеммную колодку, через которую будут подключаться все коммуникации - входной сигнал для обоих каналов, динамики для каждого канала, а также питание, которое будет подаваться не по двум проводам, а по трём - земля, положительное плечо, отрицательное плечо.

    На фотографии выше можно увидеть испытания усилителя - он подключен к питанию от торроидального трансформатора с двумя одинаковыми обмотками, переменное напряжение выпрямляется и сглаживается с помощью отдельной платы выпрямителя, а затем уже поступает на плату усилителя. Обратите внимание, что источник питания должен быть достаточно мощным, иначе усилитель не выдаст заявленной мощности, вместо этого могут возникнуть хрипы и искажения. Микросхема не с проста установлена именно с края платы - так её гораздо удобнее крепить на радиатор. Размер радиатора должен быть достаточным для эффективного рассеивания тепла, также не лишним будет проложить между микросхемой и радиатором слой термопасты, чтобы улучшить тепловой контакт. Таким образом, получился отличный усилитель с возможностью самого универсального применения в любой звуковоспроизводящей аппаратуре. Схема запускается сразу при правильной сборки и установке переключателей SW1 и SW2 в соответствующие положения. Удачной сборки!

    tda7269a_plata.rar [16,88 Kb] (скачиваний: 3)

    Источник (Source)

    Радиопередатчик для музыки с телефона

    Генератор факельного разряда на одном транзисторе

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии