Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Реле задержки выключения мультиметра

    Реле задержки выключения мультиметра

    Всем привет, хочу рассказать и показать о небольшой доработке бюджетного мультиметра в котором не было режима автовыключения.

    Я не утверждаю, что эта схем единственна и верна для типо автоматического отключения мультиметра! Это прост мой вариант экономии батареек.

    Просто несколько раз забыв выключить мультиметр перед длинными праздничными выходными, я обнаружил что батарейки в нём полностью разряжены. Решил сделать простенькое реле задержки выключения на 4-6 минут. Схем в общем доступе много, от самых простых на одном полевом транзисторе
    Реле задержки выключения мультиметра

    Так и на микроконтроллере

    Но с последними я не дружу - это раз.
    Мой рабочий мультиметр питается от 3,2 до 4,5 В - это два...
    И хотелось что бы в режиме ожидания ток не потреблялся - это три!
    Сначала собирал на транзисторах:

    Работает хорошо, но ток в режиме ожидания 1,5мА. Я считаю что это достаточно много и отказался от этой схемы.
    Вот очень хорошая схема

    Но мой мультиметр питается от 4,5 до 3,2 В. Можно поставить транзисторы с логическим уровнем открытия (полное открытие канала при 5 В). Но при напряжении питания 3,1 В мультиметр начинает безумно врать в большую сторону и причём очень сильно! А транзисторы в большенстве простых схем закрываются линейно и может совпасть момент, когда буду производить замер напряжения а на мультиметре в этот момент будет как раз 3,1 В... Индикации разряда батареи в этом чуде измерительной техники конечно же нет!
    Я вспомнил о собранном ранее реле задержки выключения вентилятора и решил на его базе сделать подобное реле для мультиметра.

    После некоторого времени проведённого с паяльником, получилось так

    Работает по сегодняшний день, время задержки выключения примерно 4-5 минут.

    Для включения использовал кнопку HOLD, я всё равно ей не пользуюсь. Но можно пристроить любую миниатюрную кнопку с нормально разомкнутыми контактами.

    Принцип работы достаточно прост:
    При нажатии на кропку S1 на базу верхнего по схеме транзистора ВС857 подаётся отрицательное напряжение, он открывается и подаёт питание на реле времени собранном на таймере NE7555. Через верхний по схеме резистор 2,7 МоМ начинает заряжаться конденсатор 100 мкФ подключенный к 2 и 6 ногам 7555 таймера. Пока конденсатор разряжен и напряжение на 2 и 6 ногах меньше 2\3 от напряжения питания таймера, на 3 выходе NE7555 присутствует положительное напряжение, которое открывает нижний по схеме транзистор ВС847. Который в свою очередь дублирует нажатые контакты кнопки S1 и удерживает открытым верхний транзистор ВС857. Если отпустить кнопку S1, то её контакты будет дублироваться открытым переходом К-Э транзистора ВС847 и схема продолжит работать.

    По мере заряда конденсатора 100 мкФ напряжение на выводах 2 и 6 таймера 7555 начинает повышаться и как только оно достигнет 2\3 от напряжения питания (в данном случае примерно 3 В), таймер переключиться в выключенное состояние. На его 3 выводе пропадёт напряжение, нижний транзистор ВС 847 закроется и закроет верхний транзистор ВС857, который отключит питание таймера. Цепь питания мультиметра разорвётся. Возможно через закрытый переход какие-то десятые микроАмперы и будут проходить, но это соизмеримо с током саморазряда батарей и им можно пренебречь. Это моё мнение и я могу ошибаться.

    При следующим нажатии на кнопку S1 цикл повториться.
    Плату рисовал под SMD компоненты

    Итак: рисую, глажу, травлю, паяю подключаю....

    И после настройки на удобное для себя время задержки, пристраиваю в корпус.

    Детали не критичны, главное что бы подходили по типу и номиналу.

    Более подробно о применяемых деталях и настройке, можно будет посмотреть архив на яндекс-диске.
    Подборки: Реле

    Терморегулятор для холодильника с графическим дисплеем

    Мощный Качер Бровина своими руками

    Добавить комментарий

    6 комментариев
    Иван_Похмельев
    Цитата: Yurba07
    Иван_Похмельев,
    Проверял ток собственного потребления схемы в режиме включения и он составил примерно 1,5 мА...
    Да я уже по печатке увидел, что у Вас не инверсное включение (которое в данном случае бессмысленно), а ошибка в схеме.
    Yurba07 Автор
    Иван_Похмельев,
    Проверял ток собственного потребления схемы в режиме включения и он составил примерно 1,5 мА... плюс сам мультик есть чуть больше 10 мА...  Думаю  это не сильно много, если учесть что схема отключится через 3-4 минуты вместе с мультиметром до следующего включения.
    Иван_Похмельев
    Внутренний голос подсказывает мне, что у ВС857 коллектор с эмиттером попутаны.
    Или транзистор в инверсном включении? Тогда базовый резистор должен быть гораздо меньше, но при этом резко, практически двое, вырастет потребление от батареи (схема задержки будет потреблять столько же, сколько сам мультик).
    P.S. Посмотрел печать - коллектор на ИС идёт. Так что включение не инверсное.;)
    Korolev
    Yurba07,
    я уже несколько раз забывал отключить мультиметр
    Да я тоже один раз как-то забыл выключить, но мне и одного раза хватило, чтобы больше не забывать.  smile 
    Yurba07 Автор
    Korolev,
    Да, это самый простой способ! Но как я писал, я уже несколько раз забывал отключить мультиметр и за несколько дней (длинные праздничные выходные) батарейки садились до минимального рабочего напряжения. Именно по-этому пришлось приколхозить  реле задержки выключения. У меня дома мультик с выключением через 15 минут и я привык, что если и забуду его выключить то мультик сам отключится и это несколько раз меня подводило с мультиметром на работе..... К хорошему привыкаешь достаточно быстро...
    Korolev
    А просто выключатель, ну или кнопку с фиксацией?  scratch 

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии