Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Лампа настроения на Attiny13

    Лампа настроения на Attiny13

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Хоть Новый год (как праздник, конечно же) уже кончился и вся возможна иллюминация несколько поднадоела, впереди длинные зимние каникулы, которые обязательно нужно провести с пользой, например, сделать что-нибудь своими руками. Ночи в январе всё ещё очень длинные, поэтому сделать можно интересную лампу-настроения, которая послужит в качестве лампы-ночника, либо может стать хорошим подарком, если оформить её в презентабельный корпус. Многие заводские гирлянды и всевозможные светящиеся в темноте огоньки, чаще всего, запрограммированы так, чтобы быстро мелькают - различные цвета постоянно прыгают перед глазами, и если это происходить на протяжении длительного времени, глаза устают. Противоположностью является лампа-настроения - в ней происходит плавная хаотичная смена цветов, без резких вспышек, эффект наоборот весьма успокаивающий - то что нужно перед сном. Схема такой лампы-настроения показана ниже.

    Лампа настроения на Attiny13

    Ключевым звеном данной схемы является микроконтроллер Attiny13, он генерирует ШИМ-сигналы на 3-х своих выводов, таким образом, независимо управляя яркостью красного, синего, зелёного цвета свечения, создавая всевозможные цветовые переливы. Данный микроконтроллер является одним из самых недорогих и распространённых, купить его можно в любом магазине радиодеталей. Помимо микроконтроллера понадобится также пара конденсаторов по питанию, несколько резисторов, три транзистора для коммутации светодиодов, а также сам светодиод - важный элемент схемы. Использовать можно и три отдельных светодиода, красный, синий, зелёный, расположив их вплотную друг к другу, но это не даст в полной мере насладится эффектом перелива цветов, ведь от отдельных светодиодов цвета не будут полностью смешиваться. Необходим именно RGB-светодиод, который на одной подложке содержит сразу три отдельных кристалла, за счёт общей линзы цвета очень хорошо смешиваются. Такой светодиод показан на картинке ниже, как правило, они содержат 6 выводов - три анода и три катода, чтобы каждым из цветов можно было управлять независимо. Различаться RGB-светодиоды будет по мощности - данный экземпляр рассчитан на 700 мА, самый оптимальный вариант. Использовать его на полностью мощность не обязательно, ведь лампа-настроения используется в качестве декоративной подсветки, а не полноценного источника света, а при большой мощности светодиод может сильно нагреваться и потребует охлаждения.

    Напрямую подключать светодиоды к ножкам микроконтроллера нельзя - их нужно усилить полевыми транзисторами, идеальным вариантом будут полевые с логическим уровнем затвора, такие транзисторы открываются уже при 5-ти вольтах на затвора, именно то, что нужно для данной схемы. IRLML0030, указанные на схеме, выпускаются в корпусе для поверхностного монтажа - желательно собирать схему именно на таких деталях, в этом случае она не будет занимать много места и её можно будет встроить в любой подходящий корпус, например, из под какой-нибудь нерабочей игрушки. На схеме также не показаны резисторы, которые устанавливаются последовательно со светодиодами для задания рабочего тока, на печатной плате, приложенной к статье, места под резисторы присутствуют. Чем ниже сопротивление каждого из этих резисторов - тем ярче будет светить лампа, но соответственно и больше будет нагрев светодиода, больше будет и ток потребления лампы. Оптимальным можно назвать значение в 10 Ом, он обеспечит потребление тока около 300 мА, а светодиод будет греться умеренно и не потребует дополнительного радиатора, дальнейшее увеличение сопротивления приведёт к снижению яркость лампы. Есть один неочевидный нюанс - светодиоды разных цветов обладают разной яркостью при одинаковых токоограничивающих резисторах, эта разница не столь существенна и особо не влияет на работу лампы, однако её можно полностью устранить, настроив в отдельности каждый токоограничиваюший резистор, подключая последовательно с ним низкоомные на 1 - 2,2 Ом, на плате для этого также предусмотрены посадочные места. Если такая настройка не требуется, можно просто впаять перемычки.

    Вся схема собирается на печатной плате размерами 3х3 см, скачать плату можно в архиве в конце статьи. На одной половинке платы можно увидеть сплошной полигон, который также располагается под посадочным местом светодиода - это своеобразный радиатор, который чуть-чуть отводит тепло от светодиода. Поэтому при запайке на плату светодиода не лишним будет обеспечить хороший тепловой контакт с использованием термопасты, а если планируется работа с небольшой яркостью без существенного нагрева светодиода - можно просто убрать этот полигон, плата станет в два раза меньше.

    Напряжение питания схемы составляет 5 В, превышать предел в 5,5 В не стоит - микроконтроллер при этом выйдет из строя. Данное напряжение питания весьма удобное, ведь 5 В можно взять с любого USB-выхода, будь то порт компьютера, зарядное для телефона или даже Power bank. Также питать схему можно и напрямую от литий-ионного аккумулятора, в этом случае желательно использовать модуль-преобразователь, который обеспечит на выходе постоянные 5 В, вне зависимости от степени разряда аккумулятора. Ток потребления схемы зависит от выбранных токоограничивающих резисторов и установленного светодиода, обратите внимание, что при большой яркости схема будет потреблять более 500 мА и питать её от USB-порта компьютера и некоторых зарядных будет уже нельзя, ведь они не обеспечат нужный ток на выходе.

    Микроконтроллер Attiny13 нужно прошить - удобнее всего после изготовления платы запаять его, подключиться проводами к соответствующим контактным площадкам на плате и прошить, а после этого уже запаять все остальные компоненты на плату. Прошивать можно с помощью удобного программатора UABasp, он стоит около 100 р на Али и в дальнейшем может пригодится ещё не раз при сборке устройств с микроконтроллерами.

    Вид готовой платы показан выше. Питание подводится по двум проводам - достаточно подать 5 В и лампа тут же начнёт светится, переливаясь различными цветами. Удачной сборки!

    lampa_na_attiny13-1.rar [7.59 Kb] (скачиваний: 66)

    Источник (Source)

    Индикатор изменения температуры с терморезистором и корпусом из реле

    Простая схема flip-flop

    8
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    8
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    3 комментария
    Андрей Дугушкин
    Вещица прикольная, но мне бы хотелось болше увидеть описание именно кода.
    Dmitrij
    мда, структуры текста никакой...

    А что делают трехлапые фиговины, это транзисторы? Подают питание на светодиоды? 
    «Марти! Думать нужно в четырех измерениях...»
    Korolev
    Светодиод RGB 5мм 3х цветный 3.0-3.4 В медленно переливающиеся цвета, прозрачный корпус...3,0 руб

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии