Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Пробник-частотомер до 1 ГГц

    Пробник-частотомер до 1 ГГц

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Пробник-частотомер до 1 ГГц

    В ходе радиолюбительской деятельности часто приходится измерять различные величины - они порой могут многое сказать о происходящих в схеме процессах, подсказать причину неисправности при ремонтах. По этой причине верным другом радиолюбителя всегда был, и, наверное, ещё долгое время будет оставаться мультиметр - само его название говорит о том, что это универсальный прибор, который может измерять сразу несколько величин. Практически все мультиметры измеряют три основные величины - напряжение, силу тока и сопротивление, для повседневности этого, как правило, хватает. Некоторые мультиметры также оснащаются дополнительными возможностями, например, некоторые могут выступать в роли генераторов сигналов и частотомеров. Однако возможности частотомера в мультиметре весьма ограничены - всё-таки это универсальный прибор, а потому нельзя рассчитывать ни на большую точность, ни на большой диапазон измерений, особенно если речь идёт о дешёвых моделях. Между тем, измерение частоты часто является необходимой задачей, особенно при построении различных радиопередатчиков, систем дистанционного управления по радиоканалу, например для того, чтобы проверить наличие генерации и сразу узнать её частоту.

    Фирменные частотомеры не являются особо распространёнными прибора и пользуются спросом в основном у тех, кто занимается электроникой как профессиональной деятельностью, поэтому цены на такие приборы часто весьма высоки. А покупать дорогой прибор для того, чтобы попользоваться всего несколько раз, если радиолюбительство, всего лишь хобби - как говорится, "жаба душит". В качестве альтернативного варианта можно применить радиолюбительские навыки и построить отличный пробник-частотомер самому, тем более, что в интернете представлена отличная конструкция, сборка которой будет описываться ниже. Данный прибор носит название "пробник" по той причине, что он имеет всего один разряд после запятой, таким образом, с его помощью измерить частоту с точностью до килогерц невозможно - но часто это и не требуется. К большому преимуществу данной конструкции можно отнести большой диапазон измерений - минимальная измеряемая частота равна нулю, а максимальная равна 999,9 МГц, что весьма прилично, показания меняются с шагом 0,1 МГц, или 100 кГц.

    Как утверждает автор, прибор лишён типичных недостатков подобных частотмеров и правильно округляет последний разряд, а также в нём применена система уменьшения мигания последнего разряда. Из дополнительных возможностей - вычитание значения 10,7 МГц из результата, если частотомер используется как электронная шкала к приёмнику. Итак, схема пробника-частотомера показана ниже.

    Схема собирается не из пары деталек, но оно и неудивительно - ведь прибор достаточно серьёзный. Сперва стоит обратить внимание на микросхему SAB6456, которая принимает на вход измеряемый сигнал. Данная микросхема является делителем частоты - именно её использование обуславливает такой широкий диапазон измеряемых частот. Данную микросхему можно отнести к категории достаточно редких, они встречаются в продаже не в каждом магазине радиодеталей - но если поискать, всегда можно найти в каком-нибудь интернет-магазине и заказать. Второй микросхемой здесь является PIC16F84A, микроконтроллер, который служит "мозгом" всей схемы, он же выводит полученный результат на дисплей, состоящий из 4-х разрядного семисегментного индикатора. 4 разряда означает, что на дисплее будет отображаться одновременно 4 цифры. Использовать здесь можно практически любой индикатор, главное, чтобы он был с общим катодом, возможные для использования модели подписаны на схеме. Микроконтроллер PIC необходимо прошить для того, чтобы он начал выполнять заданный алгоритм, первой же микросхеме прошивка не нужна. Файл с прошивкой, а также печатная плата для схемы находится в архиве в конце статьи. Для того, чтобы прошить микроконтроллер понадобится программатор - существуют различные варианты, среди них можно выделить PicKit как один из самых удобных, работает он в паре с соответствующей программой для компьютера.

    В левой части схемы показаны два контакта для подачи входного переменного сигнала, частоту которого нужно измерить, лучше всего применить здесь специальный ВЧ-разъём, это минимизирует влияние внешних наводок на сигнал. Сигнал на входе проходит через конденсатор С2 и попадает на ограничительные диоды D1, D2 - здесь желательно применить именно те диоды, которые указаны на схеме, далее через ещё один конденсатор сигнал попадает на вход микросхемы-делителя. Обработанный делителем сигнал попадает через буферный транзистора уже на вход самого микроконтроллера, который производит непосредственно измерение частоты и вывод результата на экран, обновление экрана производится с частотой 49 Гц. 4 транзистора возле анодов индикатора нужны для коммутации анодов каждого из разрядов, здесь можно применить практически любые маломощные NPN транзисторы. Резисторы R7-R13 ограничивают ток светодиодов сегментов индикатора, от их сопротивления будет зависеть яркость свечения цифр индикатора. Тактируется микроконтроллер от кварцевого резонатора на 4 МГц, подойдёт практически любой, но желательно, чтобы его точность была на достаточно хорошем уровне.

    Напряжение питания схемы составляет 8-20В, в схеме по входу питания установлен стабилизатор 7805, на выходе которого напряжение стабилизируется. Исключать из схемы данный стабилизатор не стоит, ведь схема требует качественного стабилизированного питания без пульсаций и перепадов. Потребляемый ток составляет 80-120 мА, поэтому микросхема 7805 обязательно должна быть в корпусе ТО-220, не помешает и небольшой радиатор. Питать схему лучше всего от стационарного блока питания, например, на 12В, либо, если необходим портативный вариант, можно соединить последовательно 3 литий-ионных аккумулятора, в сумме их напряжения также дадут нужную величину.

    Печатная плата для данной схемы представлена в архиве в конце текста - желательно собирать по ней, ведь схема предполагает наличие высокочастотных сигналов вплоть до 1 ГГц, поэтому качество разводки печатной платы играет большую роль, данный же вариант платы является проверенным. При сборке требуется соблюдать все правила СВЧ монтажа - минимальная длина выводов компонентов, в частности это касается входной части пробника, наиболее предпочтительный вариант - использование SMD компонентов.

    Индикатор выводится с платы на проводах, всю конструкцию не помешает расположить в металлическом корпусе, который послужит экраном и защитит плату от механических воздействий. После сборки схема запускается сразу и не требует никакой настройки - достаточно правильно собрать и прошить микроконтроллер. Входная часть пробника обладает достаточно высокой чувствительностью, например, если на вход подпаять небольшую антенну в виде куска проволоки, то пробник будет регистрировать сигнал даже от маломощного передатчика, расположенного в нескольких метрах и показывать частоту его работы. Удачной сборки!

    probni-chastotomer.rar [19,62 Kb] (скачиваний: 173)

    Источник (Source)

    Прибор для проверки исправности транзисторов

    Назад в будущее. Часть первая

    Добавить комментарий

    6 комментариев
    Korolev
    R555,
    мне вдруг показалось, что он слегка поумнел, статьи писать стал более грамонтеее и отсебятину от себя не добавлять
    Текст исходника посмотри.  smile 
    ino53
    Цитата: R555
    статьи писать стал более грамонтеее и отсебятину от себя не добавлять.
    Консультанта поменял...

    R555
    Зарекался я уже не раз, что не буду комментировать всяко-разную бредятину Бидона. Но мне вдруг показалось, что он слегка поумнел, статьи писать стал более грамонтеее и отсебятину от себя не добавлять. Но схема прибора, конечно, краденная, своих у него нет smile 
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    ino53,
    За "Вертеп"  взялся... Неужто "Радиоскота" всего сюда перекачал?... 
    Мне кажется, что димон выбирает авторов, которых уже несколько лет нет в инете, что уменьшает вероятность "предъявы" с их стороны. Хотя возможно я и ошибаюсь.  scratch 
    ino53
    За "Вертеп"  взялся... Неужто "Радиоскота" всего сюда перекачал?... xaxa 
    Иван_Похмельев
    минимальная измеряемая частота равна нулю,
    Очень сомнительно при ёмкости на входе 500 пФ.
    При максимальной частоте 1 ГГц на входе надо поставить радиочастотный разъём, также желательно заэкранировать входную часть до входа контроллера, не помешает керамика порядка 100 нФ непосредственно на питании SAB6456 и контроллера.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии