Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Генератор из двигателя от CD-rom

    Генератор из двигателя от CD-rom

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Необходимость в небольших автономных источниках электричества сейчас кажется неактуальной - ведь полная электрификация страны закончилась ещё давно, розетки есть буквально на каждом шагу, а если и розеток нет поблизости - помогает Power Bank, заряда которого хватает на то, чтобы несколько раз зарядить телефон. Однако есть случаи, когда автономные источники просто необходимы - ведь каким бы ёмким не был Power Bank не был, рано или поздно его заряд всё равно закончится. А вот если использовать генератор, вырабатывающий электричество, например, от потока ветра или даже простого вращения ручкой - он никогда не разрядится и поможет подзарядить телефон для совершения звонка или другой гаджет вне зависимости от обстоятельств и местонахождения человека. Особенно актуально это будет для людей, которые ходят в длительные походы, но также сферой применения маломощных генераторов являются велосипеды - многие энтузиасты устанавливают на колёса небольшие динамо-машины, для того, чтобы поддерживать свечение габаритных огней в долгих ночных поездках, либо подзарядить тот же телефон.

    В этой статье описывается создание небольшого генератора, в котором в качестве основного элемента применяется бесколлекторный двигатель от CD-rom, также такие бесколлекторные двигатели можно найти в жёстких дисках. Обратите внимание, что иногда вместо них попадаются обычные коллекторные двигатели, для данного же применения следует выбирать бесколлекторные, отличить их довольно легко по внешнему виду. Учитывая, что на данный момент оптические диски уже устарели и практически не используются, большое количество приводов CD-rom попадает просто на свалку, а потому обзавестись ими не составляет труда, у многих людей, кто занимается ремонтом системных блоков также обычно присутствует целая коллекция подходящих двигателей.

    Внешний вид может меняться от модели к модели, главное, чтобы общий вид двигателя был как на картинке выше - большое количество обмоток (чаще всего 9), расположенных по периметру всей окружности. Кроме создания генератора, данные двигатели находят применение также для создания различных вентиляторов, маломощных шлифовальных машинок - двигатели могут создавать довольно приличные обороты, однако имеют не самый большой крутящий момент. Сложность использования двигателя по его прямому назначению заключается в том, что для включения двигателя необходимо собрать или купить специальную схему, которая бы поочерёдно и определённой частотой коммутировала обмотки. Просто так подавать напряжение на два вывода, чтобы двигатель начал крутится, недостаточно. Но вернёмся к генератору - для того, чтобы определить подключение обмоток автор полностью разобрал двигатель и смотал обмотки, к счастью, делается это довольно просто и провод не залит лаком. Обмотки могут быть подключены в двигателе двумя основными способами - "звезда" и "дельта (треугольник)", они показаны на картинке.

    Перематывать обмотки не обязательно, независимо от того, каким способом они устроены в самом двигателе. Но если, например, обмотки повреждены и перемотка требуется, не помешает намотать их чуть более толстым проводом, чем был - это позволит слегка увеличить максимальный ток, отдаваемый генератором. Для того, чтобы снимать с вращающегося мотора постоянное напряжение, необходимо собрать небольшую схему, для выпрямления полученного с мотора напряжения и сглаживания пульсаций.

    Как можно увидеть, схема состоит всего из 6-ти диодов для выпрямления, и одного конденсатора для сглаживания. В качестве диодов желательно использовать диоды Шоттки - они имеют более низкое падение напряжения (0,2-0,3В против 0,6-0,7 у кремниевых диодов), таким образом, уменьшатся потери при выпрямлении. Диоды должны быть рассчитаны на напряжение как минимум в 20В и ток с запасом, от 0,5А - данным параметрам удовлетворяют диоды 1N5817. Конденсатор электролитический на 100-470 мкФ, с напряжением не менее 16 вольт, обратите внимание, что в данной схеме и диоды и конденсатор имеют полярность, у диода не следует путать анод с катодам, у конденсаторы плюсовой и минусовой выводы. Данная схема приведена автором и является экспериментальной - она работает, но можно провести дополнительные эксперименты и найти более совершенный вариант схемы, с меньшими потерями и максимальным КПД. Как пример, попробовать можно со схемой, приведённой ниже, в ней добавлен отвод от точки соединения всех обмоток двигателя и дополнительная пара диодов.

    Теперь, когда двигатель обратно собран и подключен согласно схеме, можно подумать о механической части - ведь просто так крутить рукой вал двигателя явно неэффективно, обороты получатся крайне низкими и напряжение на выходе генератора будет ничтожно малым. Нужно применить редуктор - на вал двигателя насадить маленькой шестерню, и в одной плоскости с ней поставить более крупную, чем больше будет соотношение - тем лучше, больших оборотов двигателя можно будет добиться.

    Подобные шестерни без труда можно найти в различных сломанных игрушках, либо в магазинах запчастей к радиоуправляемым моделям. В качестве основания для всей конструкции используется деревянный брусок. Две шестерни закрепляются в одной плоскости, важно соблюсти межцентровое расстояние, иначе при вращении появится дополнительное сопротивление и зубцы быстро износятся. В данном случае крупная шестерня раскручивает всего один мотор - однако данную конструкцию можно значительно усовершенствовать, если в этой же плоскости расположить ещё несколько моторов, в этом случае мощность генератора увеличится в разы. Также не лишним будет установить удобную ручку для вращения - это позволит вращать генератор с большей скоростью, тем самым также увеличив мощность.

    На картинках выше показаны замеры тока и напряжения на выходе генератора. На первой картинке мотор не вращается - напряжение на выходе равно нулю. На второй картинке показано напряжение на выходе без нагрузки при достаточно интенсивность вращении - оно составляет 1,7В. На третьей же картинке измеряется ток короткого замыкания при том же интенсивном вращении - он составляет примерно 121 мА, что достаточно неплохо, учитывая, что двигатель подключен всего лишь один, а редуктор имеет большой потенциал к усовершенствованию и увеличении оборотов. Таким образом, данная конструкция генератора при увеличении числа двигателей до 4-6 штук вполне жизнеспособна и может использоваться, например, для питания светодиодов фонарика, либо заряда аккумулятора. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Высоковольтный генератор из катушки зажигания, кулера и мосфета – легко и доступно

    6.5
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    5.2
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    5.5
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    15 комментариев
    ino53
    Цитата: R555
    В результате своих изысканий я пришёл к выводу, что самыми эффективными генераторами являются шаговые моторчики и обычные коллекторные.
    100% за! Вот три варианта, шаговик и два привода, где редукторы использованы как мультипликаторы.

    Шаговик без ничего прекрасно работает, а там и выпрямители на германии, и ионисторы в фильтрах, а шаговик лучше.

    ino53
    Цитата: nikvas
    Кто нибудь проверяет, то что здесь печатается? Эта схема говорит о безграмотности в электротехнике.
    А верхние диоды перевернуть? :-)))

    Korolev
    R555,
    Вот ей-Богу, правильно, что я не стал читать эту ерунду. Бред, усугублённый бредом Бидона. Освобождённый статор  Пускай оба идут во второй класс школы, желательно ещё, чтобы при этом они начали посещать радиокружок, или как там теперь называются сообщества по интересам 
    Вот ей Богу, зря не читаешь исходники и несёшь чушь! В исходнике:
    Осознав, что без жертв не обойтись, отпаял провода (3 штуки) идущие с обмоток статора на плату, а затем сложил – переломил вдвое плату  вместе с металлической пластиной крепления. Освобождённый статор плюхнулся на стол и опять же в позновательных целях был незамедлительно размотан  
    punish
    P.S.
    "Вчера опять "от имени народа"
    Был осужден товарищ Пастернак.
    Его стихов мы не читали сроду,
    Но и без них понятно, что он враг."
    smile

    nikvas
    Кто нибудь проверяет, то что здесь печатается?
    Эта схема говорит о безграмотности в электротехнике.
    R555
    Korolev,
    А оригинал статьи я принципиально читать не стал, после того, как увидел, по фоткам, что автор перематывает обмотки. Зачем? Что, не хватает ума скоммутировать обмотки правильно? Какой нафик контроллер?
    А зря, автор и не перематывал, в исходнике:Освобождённый статор плюхнулся на стол и опять же в позновательных целях был незамедлительно размотан. Теперь могу сообщить, что мотор имел три обмотки (фазы) соединённых методом «звезда» ... Электродвигателя конечно не стало, но вместе с ним не стало и робости перед неизведанным, ибо и неизведанного теперь не было ... Для дальнейших действий был взят ещё один электродвигатель 

    xaxa xaxa xaxa Вот ей-Богу, правильно, что я не стал читать эту ерунду. Бред, усугублённый бредом Бидона. Освобождённый статор fool Пускай оба идут во второй класс школы, желательно ещё, чтобы при этом они начали посещать радиокружок, или как там теперь называются сообщества по интересам punish
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    R555,
    Надо было включить в качестве нагрузки резистор и замерить ток в цепи и напряжение и вычислить выдаваемую мощность
    Да нет там никакого тока "КЗ"! Ты прикинь сопротивление внутреннего шунта мультика на пределе 200 mА, а он же и будет сопротивлением нагрузки.
    А зря, автор и не перематывал, в исходнике:
    Освобождённый статор плюхнулся на стол и опять же в позновательных целях был незамедлительно размотан. Теперь могу сообщить, что мотор имел три обмотки (фазы) соединённых методом «звезда» ... Электродвигателя конечно не стало, но вместе с ним не стало и робости перед неизведанным, ибо и неизведанного теперь не было ... Для дальнейших действий был взят ещё один электродвигатель 
    Автор использовал в самоделке другой двигатель, всё остальное - бред бидона! smile   
    R555
    R555,
    А на самом деле можно и приличную для мелких нужд мощность получить, позже расскажу...
    Ну так вот. В результате своих изысканий я пришёл к выводу, что самыми эффективными генераторами являются шаговые моторчики и обычные коллекторные. О чём, кстати, правильно написал сегодня Dmitriy.  

    Особенности такие. У шаговых двигателей (можно их выковырнуть из старой техники типа принтеров, сканеров, копировальных аппаратов и др.), как правило, 3 или 4 обмотки с общей точкой соединения. Главное, этот общий провод грамотно вызвонить. Иногда на таких двигателях на корпусе можно увидеть надпись про угол поворота вала на один шаг. Обычно это очень малая величина, например всего порядка 2 градуса (не Цельсия или Фаренгейта, конечно xaxa ).

    Не вдаваясь в принцип работы шагового двигателя, скажу только, что при вращении вала просто пальчиками руки без всяких шестерёнок, в обмотках возникает ЭДС с большой частотой импульсов, напряжением и током, причём разнополярные импульсы. И если использовать отдельные мостовые выпрямители на каждую обмотку, объединив их выходы, можно получить приличную мощность. В моих опытах, примерно 5 Вт. При этом напруга на выходе была не менее 6 Вольт, что позволяет заряжать смартфон и прочие подобные девайсы yes 
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    R555
    Так вот, что мне не понравилось в статье Бидона и автора. Бидон мне не интересен и его дилетантские рассуждения я комментировать не собираюсь. Здесь явно присутствует ошибка людей, не имеющих практического опыта работы использования различных моторчиков в качестве генераторов. Лепят там разные особые схемы выпрямления и прочее... А именно. Приводится выдаваемое напряжение без нагрузки. А затем ток короткого замыкания. Ток, в принципе неплохой, но напруга даже без нагрузки мизерная. Надо было включить в качестве нагрузки резистор и замерить ток в цепи и напряжение и вычислить выдаваемую мощность. Хотя и так ясно, что она ничтожная xaxa 

    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    ino53
    Слабоват, конечно, но это пятисотка, если бы был террабайтник... xaxa
    Dmitrij
    Цитата: R555
    А ротор - многополюсный магнит.

    В тех, что я ковырял от хардов (3 штуки) полюс только один (север или юг), между ними зазоры в соответствии с зазорами на статоре. Следовательно там по кругу на обмотки нужно кидать (+,+,+) или (-,-,-) чтобы эта байда вращалась. Генератор прямых импульсов там нужен П_П_П_П_П.
    А мож ошибаюсь, давненько ковырял. 
    «Марти! Думать нужно в четырех измерениях...»
    Dmitrij
    Отвратительные это моторы, что в хардах что в сидюках. Отвратительные в том плане, что слабые обмотки и очень слабые магниты. Такие моторы только крутить на оборотах могут, больше ничерта, тем более как генератор работать.
    Гораздо мощнее обычные щеточные моторы и перематывать ниче не нужно, а магнитное поле можно усилить внешними магнитами. 
    R555
     На второй картинке показано напряжение на выходе без нагрузки при достаточно интенсивность вращении - оно составляет 1,7В. На третьей же картинке измеряется ток короткого замыкания при том же интенсивном вращении - он составляет примерно 121 мА
    Зарекался я не комментировать статьи Бидона, но тут меня задело за живое. Ведь я же альтернативщик и экспериментатор. И с моими опытами с магнитными полями, использованием разного рода двигателей вплоть до шаговиков, тут мало кто может состязаться со мной boss 

    Так вот, меня взбесило, когда Бидон нам подробно рассказывает про схему включения обмоток типа "Звезда" и "Треугольник", хотя сам ни черта не понимает что это и как это работает. И что такое схема Ларионова.
    А оригинал статьи я принципиально читать не стал, после того, как увидел, по фоткам, что автор перематывает обмотки. Зачем? Что, не хватает ума скоммутировать обмотки правильно? Какой нафик контроллер? Такие движки, кстати, они и в видеомагнитофонах применялись для вращения блока видеоголовок (БВГ) имеют фактически трёх-фазную основу питания статора. Но, катушек там может быть в разы больше, просто они соединены в особом порядке. А ротор - многополюсный магнит.

    Я добавлю по этому поводу...
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    большое количество обмоток (чаще всего 9), расположенных по периметру всей окружности
    fool
    ino53
    Цитата: Kesha
    будет лучше работать? 
    Ха!!! За неправильный переход дороги штрафуют, за ЗАВЕДОМО неработоспособные схемы что надо делать? Я бы банил...

    Kesha
    А если верхние по схеме диоды, выделенные красным цветом, включить в обратной полярности, будет лучше работать?  Не?

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии