Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Рация ФМ-диапазона своими руками

    Рация ФМ-диапазона своими руками

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Думаю, у каждого в детстве была мечта иметь собственную рацию, несмотря на то, что телефоны появились уже довольно давно и заняли прочное место в жизни человека. Когда говоришь в рацию и слышишь из неё же голос человека, понимая при этом, что сигнал идёт непосредственно по пути рация-рация, без каких-либо "посредников" в виде базовых станций, как у сотовой связи, появляется ощущение чего-то буквально волшебного. Сейчас нет никаких проблем с покупкой рации, они могут работать на разных диапазонах и обеспечивают неплохое качество связи, не хуже, чем в сотовой связи. Однако не всегда покупка рации разумна - дешёвые модели обладают далеко не самыми совершенными характеристиками, а главное - маленькой дальностью связи, а потому едва могут где-то с успехом применяться, особенно в ответственных делах. Более дорогие модели лишены этих недостатков, однако и цена "кусается".

    Одним из альтернативных вариантов является сборка рации своими руками - дальность связи едва ли превысит таковую и фирменных моделей, однако самодельная рация не ударит по карману, а если надоест - платы можно будет просто разобрать и использовать детали для других проектов. Для работы самодельной рации был выбран так называемый ФМ-диапазон, именно тот, в котором вещают практически все коммерческие радиостанции (частоты 70-108 МГц), также на этот диапазон выпускает большое количество бытовых радиоприёмников, они есть практически у каждого дома, а также встроены во многие сотовые телефоны. Данный диапазон был выбран неслучайно - ведь он самый простой для постройки самодельной рации, потому как настройку рации очень удобно будет производить по любому имеющемуся радиоприёмнику, также и сигнал можно будет принимать на любой приёмник, что весьма удобно. Однако отсюда вытекает и недостаток - разговор может подслушать кто угодно, если будет находится в зоне вещания и настроит приёмник на "нужную" частоту, однако, устранение этого недостатка будет описано в тексте статьи.

    К преимуществам ФМ-диапазона также можно отнести более низкие требования к качеству монтажа, по сравнению с более высокочастотными диапазонами, например, 433 МГц, однако в любом случае стоит помнить о правилах СВЧ монтажа, их тотальное нарушение приведёт к тому, что схема рации не заработает должным образом даже на ФМ-диапазоне. Рация будет состоять из двух независимых блоков - приёмника и передатчика. Хоть в качестве приёмника можно взять любой готовый фирменный, вовсе не лишним будет построить свой, чтобы рация была полноценной, к тому же в дальнейшем его можно будет использовать как карманный ФМ-приёмник и просто слушать радио. Схема приёмника показана ниже.

    Как можно увидеть, это приёмник на микросхеме КР174ХА34 (её полный импортный аналог TDA7021) в практически стандартном её включении - он пользуется популярностью в среде радиолюбителей и в целом отзывы о нём хорошие. Для повышения чувствительности приёмника схема дополнена высокочастотным усилителем на транзисторе КТ368 - VT1 на схеме, в качестве транзистора также подойдёт С9018. Этот усилитель позволяет повысить чувствительность приёмника, тем самым увеличить дальность работы самодельной рации. Однако, если есть желание упростить схему, этот усилитель можно исключить, убрав из схемы R3 и транзистор VT1 с его обвязкой, антенну в этом случае можно соединять с выводом 12 микросхемы через указанный на схеме конденсатор. В варианте с усилителем антенна подключается к контуру С15 L2, он нужен для того, чтобы выделить нужный частотный диапазон для приёма. Катушка L2 содержит 8 витков медного эмалированного провода диаметром 0,5-0,6 мм на оправке диаметром 4 мм - весьма удобно в качестве оправки для намотки использовать сверло. Также на схеме присутствует катушка L1, которая стоит в контуре гетеродина и определяет частоту, которая будет приниматься приёмником - эта катушка имеет те же самые параметры, что и L2. Обратите внимание, что CD1 на схеме - варикап, специальный полупроводниковый прибор, который в данном случае работает как конденсатор переменной ёмкости, позволяя настраивать приёмник на нужную частоту приёма. В качестве варикапа лучше всего подойдёт отечественный КВ109 с индексом "В", однако можно ставить и любые другие варикапы, будет меняться разве что диапазон перестройки частоты. Выбор частоты осуществляется вращение переменного резистора R1 - подойдёт любой потенциометр на 10-100 кОм, лучше всего, если он будет многооборотным - точнее получится настроиться на частоту передатчика. Под обозначением "ХА10" на схеме скрывается микросхема-усилитель для звукового сигнала, переменный резистор R5 при этом служит для регулировки громкости. Использовать для усиления звукового сигнала можно практически любой имеющийся под рукой усилитель, подойдут маломощные варианты, например, на LM386. Если же воспроизводить звук с приёмника на динамике нет необходимости, можно просто подключить наушники к 14-му выводу микросхемы, микросхема предполагает подключение на выход наушником и обеспечит достаточную громкость. Напряжение питания всех элементов схемы составляет 5В - поэтому на входе схемы по питанию стоит стабилизатор 78l05, на его вход соответственно можно подавать напряжение 7-20В. Также схему можно питать и напрямую от литий-ионного аккумулятора, что весьма удобно, аккумулятор будет работать достаточно долго, вся схема потребляет небольшой ток около 20-30 мА.

    Выше показана схема передатчика - с неё всё гораздо проще, ведь она представляет собой, по сути, обычный "жучок", только с дополнительными каскадами усиления для повышения выходной мощности около 1Вт. Повышение мощности необходимо для повышения дальности действия рации, если собрать и правильно настроить передатчик, можно будет получить дальность связи до 1 км в условиях плотной городской застройки. Микрофон в левой части схемы - любой электретный, такой же, какой используется в схемах жучков. Первый каскад на транзисторе КТ315 (аналог BC547) служит для усиления сигнала с микрофона, таким образом, обеспечивается достаточно высокая чувствительность микрофона и собеседник будет слышать даже шёпот. Второй каскад на транзисторе КТ368 (аналог С9018) является задающим генератором, в нём формируется несущая частота, но которую в дальнейшем нужно будет настроить приёмник.

    Катушка в задающем генераторе содержит 10 витков с отводом от середины, наматывается тем же самым медным эмалированным проводом на той же оправке диаметром 4 мм. Через конденсатор 3 пФ сформированная несущая частота, промодулированная звуковым сигналом, поступает на базу усиливающего транзистора КТ610, с его коллектора снимается усиленный сигнал и аналогично через конденсатор 33 пФ поступает на базу следующего усиливающего каскада. В обвязке можно увидеть 3 дросселя - каждый из них должен иметь индуктивность в диапазоне 5-10 мкГн, можно купить готовый, а можно просто намотать по 50 витков на резистор 0,25Вт с сопротивлением 100-500 Ом, концы проволоки припаиваются к выводам резистора. Если нет желания заниматься кропотливой настройкой двух усиливающих каскадов - а сделать это без специальных навыков достаточно сложно, можно просто убрать последний каскад, и оставить только на КТ610, его будет вполне достаточно для приемлемой дальности связи. Антенна в этом случае будет подпаиваться к правому выводу конденсатора 33 пФ. Частота работы передатчика будет зависеть от параметров катушки в задающем генераторе, путём сжатия и растяжения витком можно менять частоту передачи, отслеживать её можно по шкале бытового радиоприёмника.

    Первым делом после сборки передатчика нужно найти частоту передачи, если всё собрано правильно, она сразу окажется в нужно диапазоне. Затем путём сжатия или растягивания витков катушки нужно вывести частоту передачи чуть-чуть за край ФМ-диапазона, например, если край 108 МГц, то можно сделать рабочую частоту равно 110 МГц. В этом случае на самодельный приёмник сигнал по прежнему будет возможным принимать, а вот бытовые приёмники, у которых верхняя граница обычно всего 108 МГц, поймать сигнал уже не смогут - в этом заключается простой секрет, как защитить рацию от посторонних ушей.

    Рация ФМ-диапазона своими руками

    Приёмник и передатчик собираются на печатных платах, которые можно скачать в архиве в конце статьи. Данные платы проверены в работе. Монтаж следует делать максимально аккуратным, в этом случае проблем не возникнет ни при эксплуатации, ни при настройке. Удачной сборки!

    radiostatio-5-.rar [33,28 Kb] (скачиваний: 111)

    Источник (Source)

    Вежливый свет в авто

    Стапель для работы с моделью из обрезков

    Добавить комментарий

    11 комментариев
    R555
    Андрей С.,
    Сразу уточняю, для всех, кто грозится КоАПом, делаю для теста, время работы 2-3 минуты. Частоты радиовещания и спец служб не использую. Диапазон сделал 65 Мгц. В нашем регионе эта частота пустая. Вещаний нет, никаких! Я никому не мешаю.
    Если уж на то пошло, то есть разрешённые диапазоны. А именно. Радиолюбительский, усреднённо 27 МГц. И 433 МГц. Лезть на ФМ, советский диапазон, судя по частоте не рекомендую. Если эта частота у Вас там и свободна последствия могут быть неприятными. Приедут ребята и конфискуют всю аппаратуру и инструмент. И штраф ещё выпишут. Знаю, о чём говорю.

    И поясню. Даже если мощность Вашего передатчика составит всего каких-то 100 мВт, а гармоник у него, наверняка, полно, создаст помехи другим каналам связи.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    Андрей С.,
    для всех, кто грозится КоАПом, делаю для теста, время работы 2-3 минуты. Частоты радиовещания и спец служб не использую. Диапазон сделал 65 Мгц. В нашем регионе эта частота пустая. Вещаний нет, никаких! Я никому не мешаю. 
    Эти отмазы в органах не прокатывают! xaxa

    Андрей С.
    Доделал радиопередатчик. Фотки позже.
    К делу.
     Странно, что от батарейки крона на 9В, работает хорошо (чисто), дальность не проверял. Антенна - обычный метровый кусок провода, я не заморачивался, это все равно для теста. Но при использовании разных БП 8 - 12В, (импульсники), то ВЧ транзисторы начинают дико греться, причем в работе они находятся от 3-5 минут, да и соответственно никакой нормальной работы. Получается импульсные БП нельзя использовать? Повторюсь от батарейки крона работает нормально.
    Есть знающие люди? Какие БП можно использовать тогда? Я только набираюсь опыта.
    Pronin
    Цитата: Андрей С.

    Я собираюсь использовать диапазон частот для передатчика как раз не ниже 108, но не выше 110 мГц. В этих пределах ничего нет, я проверял. .
    "110 мГц. В этих пределах ничего нет, я проверял. " Все там есть. И проверяется сканером... И должна быть ТИШИНА
    Советую ознакомитца с КоАП  "АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ" чтобы потом не тратиться на прохиндеев-юрыстов.
    Андрей С.
    Pronin,
    Я собираюсь использовать диапазон частот для передатчика как раз не ниже 108, но не выше 110 мГц. В этих пределах ничего нет, я проверял. Приемник уже как раз настроил на 89,7-110 мГц.
    Pronin
    Пробовали (делали) на 174ха34. В 19хх лохматом году. Впечатления отрицательные.
    И зачем на FM диапазон (не используя КАЧЕСТВЕННЫЙ FM приемник)? Да еще выше 110 Мгц. Там авиационный диапазон. С такими "хитростями" сразу на КоАП РФ
    Посмотрите как сделано, например,  в радиотелефонах. Их счас выбрасывают на помойку.
    Андрей С.
    Нашел первоисточник :-)
    https://elwo.ru/publ/skhemy_peredatchikov/kak_sdelat_raciju/15-1-0-480

    Заказал транзисторы 606 и 610 на Авито, как прийдут, буду ваять передатчик. Приемник уже есть. Фотки того, что получилось, скину сюда.
    Андрей С.
    Приемник сделал полностью.
    ВНИМАНИЕ! Кто будет повоторять конструкцию, тот должен обратить внимание, что на печатной плате приемника варикап должен быть в другую сторону. Т.е. нужно поменять анод с катодом местами! В самой принципиальной электрической схеме включение в цепь варикапа указано правильно, будьте внимательны!

    Чувствительность хорошая. Но вот звук конечно интересный. Когда слышишь какую нибудь речь, то создается впечатление, что человек немного "шепелявит". Похоже в микросхеме задействован какой то фильтр. Как бы избавиться от него. В целом характеристики хорошие.

    Гость Андрей
    На МС уже есть ВЧ усилитель. На уй усложнять.
    Гость Андрей
    Гость Андрей,
    Все разобрался, заодно исправил файл lay(приемник) для себя разумеется. Сделал его под стандартные ХА34 и ХА10 и аналоги соответственно. Пришлось увеличить плату до 90х50. Разметил отверстия на плате для крепления под винты (3мм). Если на моем lay, то можно припаивать не навесным монтажом, а стандартно. Автор, если тебе нужен этот вариант могу поделиться.
    Гость Андрей
    что за микросхема вместо ха 10 на плате?

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии