Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Преобразователь для питания мультиметра от Li-ion аккумулятора

    Преобразователь для питания мультиметра от Li-ion аккумулятора

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Как известно, различным, в частности, портативным электронным устройствам нужны различные напряжения питания - для одних электронных схем достаточно низкого напряжения в 1,5В, другим нужно более высокое, вплоть до 9 или 12В. Соответственно и автономные источники питания - батарейки и аккумуляторы выпускаются различных типоразмеров, напряжений и ёмкостей. Начиная миниатюрными часовыми "таблетками", которые умещаются на кончике пальца, заканчивая массивными свинцовыми аккумуляторами, которые используются в том числе и в автомобилях. Иногда, в ходе радиолюбительской деятельности, требуется из одного питающего напряжения создавать другое - понижать или повышать. Например, если из 9В требуется получить, например, 5В для зарядки телефона особых проблем не возникает - в простейшем случае можно установить линейный стабилизатор 7805 с минимальным обвесом из пары конденсаторов.

    Если ток потребления небольшой, можно обойтись ещё проще, понизив напряжение и стабилизировав на на нужном уровне с помощью стабилитрона с резистором. Однако есть требуется наоборот повысить напряжение, сделать, например, из 1,5В 9В, без сборки схем не обойтись, к счастью, схема такого преобразователя малой мощности достаточно проста, миниатюрна и собрать её сможет каждый желающий. Практических применений у такого преобразователя может быть множество, например, часто они используются для питания мультиметров от пальчиковых батареек или литий-ионных аккумуляторов, последний вариант особенно удобен, ведь батарейки в мультиметре больше не придётся менять, достаточно будет лишь зарядить аккумулятор в течение пары часов, и прибор снова готов к работе. Именно такой вариант и реализовал автор с использованием схемы преобразователя, показанной ниже.

    Как можно увидеть, схема на самом деле проста - она содержит всего лишь один PNP транзистор, трансформатор и несколько конденсаторов. Преимуществом данной схемы является её высокий КПД, который превышает 90%, таким образом, преобразователь практически не будет расходовать энергию впустую на нагрев. На вход можно подавать напряжение от 1В до 5В, это означает, что использовать преобразователь можно с пальчиковыми или мизинчиковыми батарейками на 1,5В, никель-кадмиевыми аккумуляторами на 1,2В, а также литий-ионными аккумуляторами, которые выдают 4,2В в полностью заряженном состоянии. Минимальный порог напряжения, при котором схема будет работать, определяется используемым транзистором - как утверждает автор, если использовать германиевый транзистор, схема будет работать и повышать напряжение, даже если на входе будет всего 0,4В. Это связано с низким падением напряжения (около 0,2-0,3В) на переходе германиевого полупроводника. Коэффициент трансформации будет зависеть от количества витков в трансформаторе, вернее, количества витком в его вторичной обмотке - увеличение витков ведёт к повышению напряжения, принцип точно такой же, как в обычных сетевых трансформаторах.

    Для данной схемы изготовить трансформатор достаточно просто, понадобится лишь ферритовое колечко (марка феррита любая, но желательно брать с магнитной проницаемостью близкой к 2000) и медная проволока диаметром 0,1 мм и 0,5 мм, либо близкие значения. На колечке сперва наматывается первичная обмотка проволокой 0,5 мм, содержит она 10 витков, наматывать её нужно равномерно по всему периметру кольца. Выводы первичной обмотки фиксируются, затем наматывается вторичная - она содержит уже около 50 витков, точнее значение можно подобрать под необходимое на выходе напряжение. Обратите внимание, что схема не имеет стабилизации выходного напряжения, поэтому при снижении напряжения источника питания (разряде), будет снижаться также и выходное напряжение, поэтому желательно намотать витков с запасом, чтобы в дальнейшем можно было установить на выходе стабилитрон и напряжение не зависело от входного. Вторичную обмотку можно наматывать уже более тонким проводом, 0,1-0,5 мм, витки должны быть также распределены равномерно по всему периметру кольца. После намотки не помешает залить всё кольцо лаком, если не планируется менять число витком, это позволит надёжно зафиксировать проволоку и обмотки не размотаются.

    На схеме можно увидеть конденсатор С1, стоящий между выводами коллектора и эмиттера транзистора - его ёмкость может лежать в пределах 1-120 нФ, желательно после сборки схемы подобрать наилучшее значение ёмкости этого конденсатора, при котором будет настигнут максимальный КПД схемы, то есть мощность на выходе стала бы примерно равна мощности на входе. На схеме также можно увидеть пару конденсаторов на 1000 мкФ - конденсаторы такой ёмкости весьма крупногабаритны и их установка не всегда оправдана, без проблем можно уменьшить ёмкость каждого из них до 1-47 мкФ, на работе схемы это не скажется. Транзистор - любой PNP структуры малой либо средней мощности, желательно применять не самые низкочастотные.

    Выше на фотографиях приведена установка литий-ионного аккумулятора от телефона внутрь корпуса мультиметра, плоский аккумулятор идеально подходит по размерам. В отсек для кроны, который теперь остаётся пустым, устанавливается сам преобразователь, собирается он навесным монтажом. Выход преобразователя подключается к клеммной колодке кроны, через которую осуществляется питание мультиметра, при этом не лишним будет поставить параллельно выходу стабилитрон на 10 вольт, который защитит схему прибора от возможных всплесков напряжения на выходе преобразователя. Без подключенной нагрузки схема потребляет всего 0,2 мА, это очень мало, тем не менее, достаточно для разрядки аккумулятора, поэтому в цепь последовательно с аккумулятором устанавливается кнопка с фиксацией для включения питания прибора.

    Область применения такого преобразователя довольно широкая - например, он также может использоваться для питания маломощных светодиодных фонариков от низковольтных солнечных панелей, ветрогенераторов, или всего одной пальчиковой батарейки. Хочу предупредить, если преобразователь используется в для питания мультиметра, по сразу после сборки и установки появляется соблазн померить этим же мультиметром его же питание - так делать ни в коем случае нельзя, мультиметр может выйти из строя. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Предотвращение падения ЖК-телевизора

    Таймер для гоночной трассы квадрокоптера

    Добавить комментарий

    26 комментариев
    Валерий
    Цитата: Korolev
    Ну вот, нас уже трое!

    Я не хочу троём бить соседа и  ***** его жену. boss
    Але нови ностра алис!
    Korolev
    ino53,
    эгоисты... Меня забыли... :-))) 
    Ну вот, нас уже трое! smile

    ino53
    Korolev, эгоисты... Меня забыли... :-)))

    Korolev
    Валерий,
    Чё-то нифига не понял... Переведи тупому..))))
    Неправильно! Правильно: "Тупым"! Мне ведь тоже любопытно! smile 
    Валерий
    Цитата: R555
    Валерий,
    Так нафина оно по почте ждать, если эта вот тут и сейчас висит, и стоит около одного доллара!
    Избил соседа ***** и пригозил , что ***** его жену.Или  у вас работают сервсы продаж? Авито?

    Але нови ностра алис!
    R555
    Валерий,
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    sergeyp
    Цитата: ino53
    Али - это не показатель, мы минчанам верим - заводы Интеграл, Транзистор, Электроника...

       Мультиметр- то у Вас, надеюсь не от этих брендов? И неплохо работает... )))
    Валерий
    Цитата: sergeyp
     Разница из - за того, что ты купил- и сразу поставил, а по почте- ждать месяц... Разница в качестве конечно может и есть, но как- то не нарывался... пока :-)))

    Але нови ностра алис!
    Валерий
    Цитата: ino53
    Блин, надо в автоотдел заглянуть... В радио точно дороже.

    Да и я не в автоотделе брал. И не в радиоотделе.)))) В гипермаркете! В "Материк" по дороге заскочил. Купил пару мешков шпаклёвки, чтобы было чем работать на выхолдные. Проходя мимо стенда с батарейками, вспомнил про то, что сигналка уже только с пяти метров берёт. Остановился, поискал глазами. Были дороже (Дюрасел), но взял это "ГП".
    Але нови ностра алис!
    sergeyp
    Цитата: Валерий
    Вот купил

    sergeyp
    Цитата: ino53
    Выпрямление базовым переходом?...

       Так больше никаких полупроводников не наблюдается... )))
    ino53
    Цитата: Валерий
    Больше двух рублей, зараза. 
    Блин, надо в автоотдел заглянуть... В радио точно дороже. scratch

    Валерий
    Цитата: ino53
    Вот и мне интересно...  :-)))

    Вот купил себе в брелке поменять. Больше двух рублей, зараза. 

    Але нови ностра алис!
    ino53
    Цитата: sergeyp
    ino53... ...
    Ну, Али - это не показатель, мы минчанам верим - заводы Интеграл, Транзистор, Электроника...
    Цитата: Korolev
    но в башке вертится 650 руб.  
    Не видел у нас, хотя, может, просто не присматривался...
    Цитата: Korolev
    в мультиметрах типа DT-182. Цена от 70 до 200 руб.
    Он самый... Т.е. 1...3 у.е.?(Ну удобнее мне в баксах, столько раз у нас валюты менялись, большинство народа в голове цены в баксы переводит) smile
    Цитата: sergeyp
    а что так дорого то? В ней восемь штук дешевых часовых элементов
    Вот и мне интересно...  :-)))

    sergeyp
    ino53,
       
    Korolev
    ino53,
    Дорогая, нет?
    Уже точно и не вспомню, но в башке вертится 650 руб. dontknow 
    Korolev
    sergeyp,
    А23 типоразмер применяется в автобрелках сигнализации в кнопках радиозвонков
    А у меня ещё и в мультиметрах типа DT-182. Цена от 70 до 200 руб. yes 
    sergeyp
    Цитата: ino53
    батарейка 12-вольтовая, диам. как "пальчик" ААА, но короче.

       А23 типоразмер применяется в автобрелках сигнализации в кнопках радиозвонков: а что так дорого то? В ней восемь штук дешевых часовых элементов сварено (или даже не сварено?)... )))
    https://www.google.com/search?q=%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%8F+%D0%
    9023+%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0&rlz=1C1AOHY_ruRU834RU835&sxsrf=ALeKk01gaA
    RHtytKVz54jm7oqIncsdFPkQ:1615498621885&tbm=isch&source=iu&ictx=1&am
    p;am
    p;am
    p;fir=cWv9yeER7bKBAM%252CUpJFkjxX5c7PmM%252C_&vet=1&usg=AI4_-kTJqw6gF_a
    4EatsZIuBrmCXo5cErQ&sa=X&ved=2ahUKEwiP-vermanvAhVh-ioKHW0aAzwQ9QF6BAgHE
    AE#imgrc=cWv9yeER7bKBAM
     Как вариант: купить пачку (10 шт.) часовых и перепаковать.. )))
    ino53
    Цитата: Korolev
    литиевая Крона 6F22 с зарядкой от USB 
    Дорогая, нет?  У меня в "малыше" стоит батарейка 12-вольтовая, диам. как "пальчик" ААА, но короче. Внутри несколько часовых. Как ни экономлю... Сейчас 4...5 баксов будет стоить :-(((

    Korolev
    Гость евгений,
    Предлагаю ,что бы не курочить схему мультиметра и ставить дополнительные включатели, следующее решение.
    А я решил задачку проще:
    Liter energy battery 9v 1200 mAh: литиевая Крона 6F22 с зарядкой от USB 
    yes 

    ino53
    Цитата: Гость евгений
    Предлагаю ,что бы не...  следующее решение...
    Ну и набросали бы маленькую (или не очень) статейку, думаю, многим интересно было бы... smile

    Гость евгений
    Между минусом батареи и минусом схемы ставим полевой ключ с малым внутренним сопротивлением.При батарее 3, 7 вольт управляющий вывод транзистора подключаем к контакту штатного включателя При батарее 1, 5в параллельно транзистору ставим кнопку и выводим под красный колпачек штатного включателя прибора.Втору кнопку подключаем параллелно контактам включателя для подачи питания на конденсатор автоотключения.Кнопки ставим узкие, они там помещаются хорошо. При нажатии штатного включателя кратковременно нажимаются дополнительные кнопки и запускают преобразователь и заряжают времязадающий конденсатор.По истечении времени прибор отключается и ключ отключает преобразователь. У меня все приборы переведены на эту схему.
    Korolev
    ino53,
    А вот в таких и батареек нет... 
    А в правом нижнем углу что?  smile 
    ino53
    Цитата: Korolev
    всегда держу несколько мультиков, да ещё и батарейки всегда в запасе имеются.

    А вот в таких и батареек нет... pardon

    Смотрел - смотрел на эту схему, не поленился перерисовать - выпрямление базовым переходом?...
    Korolev
    EV_geniy,
    и после полного разряда аккумулятор помрёт 
    Не факт! Отсутствие стабилизации выходного напряжения, приведёт к необходимости выпаивания и дозарядки аккумулятора. Приличные мультики отказываются работать при напряжении менее 8 Вольт. Во время разборки всего корпуса, выпаивания, зарядки, впаивания и сборки - мультиком пользоваться невозможно! А учитывая, что по закону подлости, мультик больше всего нужен именно в этот момент ...  smile
    P.S. И на работе, и дома, всегда держу несколько мультиков, да ещё и батарейки всегда в запасе имеются.  yes
    EV_geniy

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии