Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Звуковой выключатель для ламп накаливания

    Звуковой выключатель для ламп накаливания

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Современный мир, в частности, электроника, стремится автоматизировать все сферы жизни общества - автоматизации поддаётся такой тривиальный процесс, как включение обычный лампочки на потолке. Звуковые выключатели иногда ставят в квартиры, в загородные дома, если в жилых помещениях они не так актуальны, то вот, например, в коридорах, каких-либо кладовках они могут быть актуальны - ведь так приятно, когда заходишь в дом с занятыми руками, а свет включается сам. Также очень часто, особенно в последнее время, звуковые выключатели устанавливаются в подъездах - и это очень выгодно, ведь в этом случае, во-первых, экономится электричество, ведь лампа горит не круглосуточно, как это часто бывает, а именно в те моменты, когда человек идёт по подъезду и ему нужен свет.

    Во-вторых, существенно увеличивается срок службы самой лампы по той же причине - она не горит круглосуточно. Ограничивается применение звуковых выключателей разве что единственным их недостатком - они реагируют на любой шум, даже если он издаёт не самим человеком, а исходит, например, откуда-то с улицы. Однако, не всегда это проблема - например, если в подъезде свет погорит лишних пару минут, ничего страшного не случится. К тому же в некоторых случаях этот недостаток можно и вовсе свести к минимуму, если правильно настроить порог срабатывания по громкости звука, представленная ниже схема звукового выключателя как раз содержит такой элемент регулировки. К преимуществом данной схемы можно отнести также наличие плавного розжига - после срабатывания лампа разгорается до полной яркости примерно в течение 1 секунды, что также значительно увеличивает срок службы лампы, ведь чаще всего перегорание происходит как раз в момент резкого включения. Однако стоит учитывать, что представленная схема корректно будет работать только с лампами накаливания, светодиодные и прочие виды ламп либо не будут работать вовсе, либо будут работать некорректно, обусловлено это лет, что нагрузка в данной схеме (лампа) питается на переменным, а постоянным током. Мощность подключаемых ламп накаливания может быть любой, разве что для экземпляров более 100Вт следует брать диодный мост, рассчитанный на соответствующий ток.

    Рассмотри некоторые элементы схемы, на которых следует заострить внимание. В левой нижней части схемы под обозначением ВМ1 скрывается микрофон - в данном случае использовать можно любой электретный, достать его можно, например, в гарнитуре сотового телефона. Микрофон имеет всего два вывода, по которым происходит и питание и съём сигнала, обратите внимание на полярность. Транзистор VT1 является усилителем звуковых частот с микрофона, повышая амплитуду сигнала до нужного уровня, использовать здесь можно любой маломощный NPN транзистор, будь то КТ315, КТ3102, BC547. Второй транзистор, VT2, получает на базу усиленный сигнал и является своего рода детектором - если с микрофона пришёл сильный сигнал, VT2 откроется и схема сработает, лампочка загорится, конденсатор С5 окажется заряженным на некоторое время. Ёмкость этого конденсатора определяет время, в течение которого будет светится лампочка после срабатывания, повышение ёмкости приведёт к увеличению времени и наоборот. На схеме присутствуют два высокоомных резистора - на 51 МОм и 100 МОм, такие резисторы не так часто используются в радиолюбительских конструкциях, однако не являются дефицитом в радиомагазинах. В крайнем случае, изготовить их можно самим, соединив последовательно несколько штук резисторов по 10 МОм. Транзистор VT3 - полевой, указанный на схеме ZVN2120 достаточно редкий, поэтому автор заменил его на более популярный 2N7000, хоть последний и имеет более низкое рабочее напряжение, на работу схемы это никак не повлияло. VT4 - точно такой же маломощный NPN, как и VT1, а VT5 - силовой полевой транзистор, который путём замыкания диодного моста будет включать и выключать лампочку. Применить здесь можно практически любой достаточно мощный полевой транзистор с напряжением не менее 300В, идеально подходит IRF840.

    Обратите внимание, что в момент плавного розжига лампы транзистор будет работать в линейном режиме, а не в ключевом, поэтому в течение около 1 секунды в момент включения на нём будет выделяться довольно большое количество тепла. Поэтому если предполагается частое включение-выключение света, то для надёжности стоит установить этот транзистор на небольшой радиатор. HL1 - обычный светодиод на 3В, любого цвета. Он является индикацией наличия напряжения на схеме, горит - значит схема в работе, второй его функцией является задание рабочего тока для стабилитрона VD1. Стабилитрон можно использовать любой маломощный на напряжение 12-15В. VD2, VD3 - обычные диоды, например, подойдут 1N4007. Диодный мост для данной схемы можно использовать как готовый, так и собрать самому из 4-х диодов. Обратите внимание на ток диодов - лучше выбирать диоды с током в 1 А, при этом без опасений можно будет подключать лампы до 100Вт.

    Данная схема хороша тем, что не требует наличия отдельного источника питания для своей работы - она питается прямо от сети вместе с лампочкой, при этом ток потребления самый схемы крайне низкий и никак не скажется на счетах за электроэнергию. EL1 на схеме - сама лампа накаливания. Два контакта в правой части схемы служат для подключения схемы к сети 220В, таким образом, схема подключается всего по 2-м проводам и может быть встроена, например, в плафон самой лампочки. Обратите внимание, что для принудительного включения на схеме присутствует кнопка SB1 - при её замыкании лампочка загорается и будет гореть до тех пор, пока не будет разомкнута кнопка. Использовать здесь можно практически любой выключатель/кнопку, в том числе и маломощные, низвольтные. В остальном схема не имеет каких-либо особенностей, все номиналы указаны, достаточно лишь собрать без ошибок.

    Несколько слов о регулировке чувствительности по звуку. Для этого на схеме присутствует подстроечный резистор на 2 кОм в цепи эмиттера первого транзистора, подойдёт любой миниатюрный, установить его можно на плату и настроить всего один раз после сборки схемы. Суть настройки крайне проста - нужно добиться минимального реагирования на внешние шумы, но так, чтобы схема продолжала реагировать, например, на хлопок в ладоши неподалёку от микрофона или громкий "топ" ногой по полу. Для снижения чувствительности также можно обернуть микрофон, например, ватой.

    Собирается вся схема на печатной плате, рисунок которой приложен в архиве в конце статьи, изготовить плату можно методом ЛУТ. Обратите внимание, что в процессе работы схема будет находится под опасным для жизни сетевым напряжением, поэтому ответственный подход должен начинаться уже на этапе изготовления платы - нужно тщательно проконтролировать чтобы между дорожками не возникало замыканий, порой их бывает даже не видно невооружённым глазом. После сборки не помешает проверить правильность монтажа, также следует обязательно смыть флюс. При первом включении нужно проверить, на нагреваются ли какие-то элементы схемы - есть большое искушение потрогать элементы пальцем прямо в работающей схемы, однако делать это можно только после отключения схемы от сети. На фотографиях ниже представлено готовое устройство, обратите внимание, что для подключения лампочки, а также для подключения всей схемы к сети использованы винтовые клеммники, по паре для каждого подключения. Удачной сборки!

    zvukovoe_rele-1.rar [4,33 Kb] (скачиваний: 10)

    Источник (Source)

    Магнитный держатель саморезов на груди

    Зарядка Ni-MH аккумуляторов от USB

    Добавить комментарий

    2 комментария
    Korolev
    Второй транзистор, VT2, получает на базу усиленный сигнал и является своего рода детектором
    В исходнике:
    Сигнал, усиленный до амплитуды 1 В, через разделительный конденсатор С2 поступает на вход транзисторного ключа, собранного на транзисторе VT2
    ino53
    Ого! Давно ж это было...

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии