Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Роботы » Робот, ездящий по линии

    Робот, ездящий по линии

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Достаточно большой популярностью среди детей и подростков, а также взрослых, в чьих головах по прежнему играет детство пользуются машинки на радиоуправлении. В определённом радиусе всеми движениями игрушечного транспортного средства можно управлять с пульта, что создаёт массу азарта и интереса, однако такие игрушки фабричного производства порой стоят недёшево, а дешёвые модели имеют либо крайне низкое качество или функциональность. Собрать радиоуправляемую модель можно и самостоятельно, для этого понадобится освоить сборку довольно сложных схем, так как надёжная передача команд по радиоканалу не самая тривиальная задача в электронике. Существует альтернативный вариант - сборка своими руками машинки, которая самостоятельно едет по заранее заданной чёрной линии. Начертив линию особым образом можно заставить машинку, например, преодолевать небольшие препятствия или выбираться из лабиринта. Один из интересных вариантов игры - прочертить чёрную линию от одной комнаты до другой и запускать машинку другу, находящемуся в другом помещении и обратно. В отличие от радиоуправляемой модели, сборка всей электронной схемы для такой машинки не составляет труда даже человеку, который впервые берёт в руки паяльник. Схема представлена ниже.

    Робот, ездящий по линии

    Её преимуществом является отсутствие микросхем и микроконтроллеров, которые приходилось бы предварительно прошивать. Вся схема состоит из трёх транзисторов, трёх резисторов и одной оптопары, которая непосредственно и будет следить за начерченной чёрной линией. Приводить в действие машинку будет мотор, установленный на колесе. Важное условие- схему нужно собрать в двух экземплярах, по одной на каждое колесо. При вращении двух моторов одновременно машинка едет прямо вперёд, если вращается только один из моторов - машинка поворачивает в ту или иную сторону. Интересной деталью в схеме является оптопара - к использованию подходит CNY70, она представляет собой инфракрасный светодиод в одном корпусе с фототранзистором. Если перед корпусом оптопары поместить белый предмет, то он отразит значительную часть ИК-излучения на фототранзистор и последний приоткроется, если же поместить перед оптопарой чёрный предмет - практически все ИК-лучи поглотятся и не дойдут до фототранзистора, он останется закрытым. На этом простом принципе и осуществляется вся работа машинки-робота. На фотографии ниже можно увидеть оптопару CNY70, она имеет удобный корпус для размещения на машинке. Если достать такую не удалось - можно обойтись самодельной оптопарой из ИК-светодиода и ИК-фототранзистора, разместив их так, чтобы отражённый свет светодиода попадал на транзистор.

    Резистор R1 задаёт яркость свечения светодиода в оптопаре, меняя его номинал можно настраивать чувствительность "глаза" машинки. Транзистор Q1 инвертирует сигнал, таким образом, двигатель (обозначенный перевёрнутой буквой "М" на схеме) будет вращаться тогда, когда перед оптопарой находится белая поверхность. Транзистор Q3 коммутирует сам электродвигатель, подавая на него напряжение с источника питания. Напряжение питания схемы составляет 5 - 12В, обратите внимание, что используемый мотор должен быть рассчитан на напряжение не ниже, чем напряжение, от которого будет питаться схема. Для питания подойдут, например, 4-6 батареек АА или ААА, также можно использовать батарейку Крону, однако надолго её не хватит из-за большого потребления тока моторами машинки.

    Печатная плата для схемы представлена ниже, она уже предполагает сборку в двух экземплярах.

    Конструкция самой машинки предполагает три точки опоры - два ведущих колеса и средняя опора для устойчивости, она должна давать свободно поворачивать машинке в одну и в другую сторону. В качестве рамы машинки можно использовать, например, саму печатную плату.

    Используемые моторы должны быть с редукторами, для того, чтобы обороты не были слишком высокими, а крутящего момента хватило для передвижения всей конструкции. При сборке нужно расположить оптопары на расстоянии около 1,5 - 2 см друг от друга для устойчивого распознавания линии, саму же линию проще всего чертить чёрным смываемым маркером на белой ровной поверхности, как это показано на фотографии ниже.

    Получившийся робот может статьи отличной игрушкой для детей и взрослых, а так же наглядным пособием по работе транзисторов и оптопары. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Симпатичный робот, который умеет решать судоку

    10
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    Итоговая оценка: 10 из 10 (голосов: 1 / История оценок)

    Добавить комментарий

    1 комментарий
    Korolev

    Транзистор Q1 инвертирует сигнал,

    Бидон как всегда в своём амплуа, не в состоянии пересказать с русского на русский! В источнике:

    когда ... свет датчика ... отражается поверхностью, такой как белый цвет стола ... уменьшается сопротивление фототранзистора между коллектором и эмиттером, расположенным в датчике. Как следствие, возникает ток, вызывающий открытие транзистора Q1. В обычном состоянии базовый потенциал замкнут на землю резистором R2 ... Транзистор Q2 используется для инвертирования сигнала

    fool

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии