Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Двухполярный регулируемый блок питания

    Двухполярный регулируемый блок питания

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Популярными радиолюбительскими конструкциями являются различные блоки питания - линейные, импульсные, мощные, высоковольтные, двухполярные, и т.д. По большому счёту, это вынужденная мера, ведь сами по себе блоки питания не представляют собой практической ценности, они нужны лишь для осуществления питания других самодельных схем и приборов. Различные потребители (схемы) требуют различных параметров блока питания - где-то необходима высокая мощность, где-то наоборот мощность не критична, но важно полное отсутствие помех и пульсаций. Для питания некоторых усилителей вообще требуется двухполярное питание - то есть имеющее два плеча. Одно плечо от средней точки (земли) имеет положительный потенциал, другое отрицательный. О сборке такого блока питания и пойдёт речь ниже.

    Построен блок питания на двух микросхемах - одна из них популярная LM317, линейный регулятор напряжения, а вторая LM337, её аналог, работающий с отрицательным напряжением. Если совместить две эти микросхемы в одной конструкции, удастся одновременно стабилизировать и регулировать напряжение в двух плечах, положительном и отрицательном. Распиновка микросхема показана ниже.

    Двухполярный регулируемый блок питания

    Максимальный ток, выдаваемый блоком питания, будет ограничен максимальным током микросхем и составит 1,5А. Выходное напряжение будет регулироваться от 1,25В до входного напряжения в каждом плече. Входное напряжение рекомендуется 25В на каждое плечо - это значение обеспечит надёжную работу блока питания, в то же время, его вполне достаточно для питания большинства маломощных усилителей. Обратите внимание, что регулировка напряжения линейная, а это значит, что всё падение напряжения между входом и выходом БП будет рассеиваться в виде тепла на микросхемах. Максимальная рассеивая мощность каждой микросхемы составляет 20Вт при условии, что микросхемы закреплены на большом радиаторе с использованием термопасты. Если выделяемая тепловая мощность превысит 20Вт, сработает защита внутри микросхемы и блок питания выключится, также микросхемы имеют защиту от превышения температуры. Схема включения показана ниже.

    Резисторы R5 и R6 на схеме являются регулировочными, с их помощью меняется выходное напряжение блока питания соответственно для положительного и отрицательного плеча. Их можно оставить на плате в виде подстроечных резисторов, либо вывести на проводах на сдвоенный потенциометр, в этом случае можно будет синхронно регулировать напряжение в обоих плечах, актуальный вариант, если часто требуется смена напряжения. Светодиоды HL1 и HL2 сигнализируют о включении блок питания в сеть.

    Важной частью блока питания является трансформатор, напряжение с которого будет выпрямляться диодным мостом и только после этого поступать на саму регулирующую часть схемы. Трансформатор показан на схеме как TV1. Так как блок питания двухполярный, соответственно и трансформатор должен иметь либо две одинаковые обмотки, либо одну обмотку с отводом от середины, либо же можно использовать два одинаковых трансформатора, использовав с каждого из них по одной вторичной обмотке. Точка соединения двух обмоток (либо отвод от середины) будет землёй схемы. Напряжение трансформатора для надёжной работы схемы не должно превышать 25В с каждой обмотки, таким образом 50В общего размаха напряжения. Возможные варианты использования трансформатора показаны на картинке ниже.

    Мощность трансформатора должна составлять 50-100Вт, можно использовать как торроидальный, так и обычный железный трансформатор. Переменное напряжение с трансформатора выпрямляется диодным мостом VDS1, мост может быть как в виде готовой сборки, так и спаян из 4-х отдельных диодов, в идеальном случае каждый из них должен быть рассчитан на ток не менее 2-х ампер. Конденсаторы С1 - С5 служат для фильтрации высокочастотных помех. Конденсаторы С6 и С7 фильтруют выпрямленное напряжение, убирая пульсации, поэтому на их ёмкости не стоит экономить, иначе пульсации могут проникнуть на выход блока питания.

    Постоянное напряжение поступает на регулирующую часть схемы, отдельно на отрицательное плечо (микросхема LM337) и на положительное (LM317). С выхода снимается готовое стабилизированное напряжение с возможностью удобной регулировки. Обратите внимание, что данный блок питания не обязательно использовать всегда в двухполярном режиме - если это не требуется, напряжение можно снимать между землёй и положительным выходом, в этом случае схему можно рассматривать как самый стандартный регулируемый БП.

    Ниже показан вариант собранной конструкции. Микросхемы располагаются по краям платы, каждая на своём радиаторе. С торцов платы расположены клеммные колодки для подключения трансформатора и снятия выходного напряжения. Все конденсаторы в данной схеме должны быть рассчитаны на напряжение не менее 50В, а С1 - С5 желательно взять не менее 100В. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Широкополосный радиоглушитель Tetra Fast

    Выпрямляем проволоку и делаем боудены для модели планера

    Добавить комментарий

    2 комментария
    Korolev
    Филимон,
    Почему "торроидальный"?

    Патамушта бидон! yes 

    Филимон

    Почему "торроидальный"? БП в таком исполнении хорош для нагрузки с низким потреблением тока. Для более серьезных схем его необходимо дополнить мощным усилителем тока на транзисторе. Вернемся к первому вопросу: подсказать? ТОРОИДАЛЬНЫЙ! Разницу усёк?

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии