Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Простой металлодетектор на 3-х транзисторах

    Простой металлодетектор на 3-х транзисторах

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Человеку всегда интересно то, что не получается просто так увидеть невооружённым взглядом. Например, металлоискатели - для многих это не только средство заработка на найденном металле, но и просто азарт, ведь что-то металлическое можно найти там, его этого совсем не ожидаешь. Также металлоискатели могут послужить хорошим помощником в хозяйстве, например, если нужно найти небольшой потерянный предмет в траве, проконтролировать стену, нет ли в ней чего металлического - арматуры, проводки, или заколоченных гвоздей. Покупать фирменный металлоискатель для мелких задач не совсем финансового оправданно, ведь фирменные приборы стоят существенно и предусматривают массу опций, которые не всегда нужны. Между тем, собрать простейший металлоискатель можно буквально из горстки доступных радиодеталей, конечно, не стоит ждать от него чуда в плане чувствительности, однако со своей задачей - поиском металлических деталей - он вполне справится. Схема представлена ниже.

    Собран металлодетектор всего на трёх транзисторах. На первом транзисторе работает генератор - частоты работы генератора задаётся катушкой L1 - собственно поисковая катушка, и конденсаторами C1, C2. В этом же каскаде присутствует переменный резистор RP1, который служит для регулировка глубины обратной связи. Принцип работы заключается в следующем - на схему подаётся питание, запускается генератор, после чего переменным резистором выставляется такое положение, при котором генератор будет работать на грани срыва. Если в катушке при этом поднести металлический предмет, произойдёт срыв генерации, транзистор VT3 закроется и светодиод HL1 погаснет. Таким образом, на наличие металла возле катушки будет указывать не загорание светодиода, а наоборот его погасание. При сборке схемы важно использовать конденсаторы C1 и C2 плёночные - так как они обладают хорошей термостабильностью. Ёмкость конденсаторов меняется в зависимости от температуры (особенно этому эффекту подвержены керамические конденсаторы), в данной схеме это может приводить к ложным срабатываниям, или наоборот, потере чувствительности, так как вместе с изменением ёмкости конденсаторов будет меняться и частота работы генератора. Транзисторы в данной схеме можно применять любые маломощные, VT1 и VT3 структуры NPN, подойдут КТ3102, BC547, а транзистор VT2 PNP структуры, можно поставить КТ3107 или BC557. Остальные детали - самые обычный выводные, диод VD1 любой кремниевый, например, 1N4148 или 1N4007.

    Вместо светодиода на схеме можно поставить буззер (пищалку) со встроенным генератором, в этом случае прекращение писка будет означать обнаружение металла.

    Выше на картинке показана конструкция поисковой катушки, L1 на схеме. Мотается она на диэлектрической оправке, без сердечника и содержит 100-150 витков провода диаметром 0,1 - 0,15 мм. Оправка может быть как квадратного сечения (как на картинке), так и просто круглой. Намотку желательно производить виток к витку, но если так не получается, работать будет и намотка внавал. После намотки катушки и проверки работоспособности металлодетектора катушку рекомендуется залить лаком, для того, чтобы она приобрела жёсткость и не могла случайно деформироваться. Устанавливается катушка прямо на печатную плату, на её торец.

    Используемый переменный резистор может быть как установлен на плату в виде подстроечника, либо выведен на трёх проводках на панель корпуса металлоискателя. И в том и в этом случае нужно следить, чтобы вращение резистора производилось через слой диэлектрика, касание рукой металлического корпуса резистора может внести дополнительную ёмкость и сбить настройку схемы.

    Собирается вся схема на прямоугольной печатной плате, скачать которую можно в архиве в конце статьи. Напряжение питания схемы составляет 9В, ток потребления не превышает нескольких миллиампер, поэтому идеальным источником питания выступает батарейка крона. Чувствительность металлоискателя по воздуху зависит от размера металлического объекта и составляет несколько сантиметров, таким образом, металлоискатель можно отнести в категорию пинпоинтеров - небольших компактных приборов с маленькими катушками и небольшой чувствительностью. Они часто используются для локализации места положения металлической цели в земле, так как точно определить место большой катушкой полноразмерного металлоискателя не всегда возможно. Удачной сборки!

    plata777.rar [4,48 Kb] (скачиваний: 26)

    Источник (Source)

    Педаль перегруза «DriveIt» для электрогитары

    Ультразвуковой отпугиватель комаров

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии