Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Ультразвуковой отпугиватель комаров

    Ультразвуковой отпугиватель комаров

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Несмотря на то, что уже август, лето в самом разгаре, и чувствуют это не только люди, но и насекомые, в частности надоедливые комары. Порой они надоедают так, что любой отдых на природе вне помещения превращают в сущий кошмар, который продолжается и весь следующий день в виде многочисленных укусов. Увы, природа есть природа, и комары такие же полноправные её обитатели, как и человек, поэтому избавиться от них полностью никак нельзя. Однако можно слегка облегчить свои страдания, если использовать разные хитрости, например фумигатор - специальное устройство, внутри которого тлеет фитиль с веществом, отпугивающим насекомых. Фумигаторы работают довольно эффективно, однако занимают много места и не всегда есть под рукой, кроме того, некоторые из них нежелательно применять в помещении. В качестве альтернативы можно собрать своими руками ультразвуковой отпугиватель, который не источает вокруг себя никаких химикатов и по размерам легко помещается в карман. Представляет собой такой отпугиватель излучатель ультразвуковых колебаний, на такой частоте, которую плохо слышит человек, но зато прекрасно "слышат" комары. Схема показана ниже.

    Состоит схема всего лишь из пары транзисторов и горстки радиоэлементов, на которых собирается собственно генератор ультразвуковой частоты. В качестве излучателя выступает пьезоэлемент, на схеме он обозначен как BQ1. Использовать здесь можно такие пьезоэлементы, как ЗП1, ЗП3, ЗП25, наилучшим образом подойдут те, которые рассчитаны на высокую частоту колебаний и большую мощность. Подобрать можно экспериментально, пробуя разные и наблюдая за реакцией подопытных насекомых. Переменный резистор R6 на схеме позволяет регулировать частоту генерируемых колебаний, составлять она должна около 16-20 кГц, эти частоты уже практически никак не будут слышны ухом. Частоту следует подобрать так же экспериментально, наблюдая, при каком положении регулятора устройство работает наиболее эффективно. Настроить частоту генератора можно просто на слух, либо с помощью осциллографа или частотомера.

    Ключ S1 - выключатель питания устройства, подойдёт любой тумблер или кнопка с фиксацией. Напряжение питания схемы может составлять 1,5 - 9В, при этом с повышением напряжения питания возрастает и эффективность работы схемы, поэтому имеет смысл запитывать отпугиватель от максимальных 9В. Так как ток потребления небольшой и составляет всего несколько миллиампер, идеальным автономным источником питания становится крона. Остальные элементы на схеме не требуют комментариев - подойдут любые выводные детали, лишь бы совпадал номинал. Транзисторы, помимо указанных, можно взять также КТ3107, BC557.

    Собирается вся схема на печатной плате, рисунок которой приведён выше. Так как элементов на схеме не так много, нарисовать дорожки на текстолите можно даже маркером, для этого подойдёт любой лаковый маркер. Либо воспользоваться известным в радиолюбительских кругах ЛУТ методом изготовления плат.

    Ультразвуковой излучатель устанавливается прямо на плату, туда же припаиваются и выключатель питания, и подстроечный резистор для настройки частоты генератора. Конденсаторы в схеме желательно использовать термостабильные, иначе настроенная дома частота генератора можно "уплыть", когда плата со схемой будет вынесена на прохладный уличный воздух. Хорошей термостабильностью обладают плёночные конденсаторы.

    К схеме на проводах выводится клеммная колодка для Кроны. Кстати, сделать такую можно из севшей ненужной батарейки - достаточно отогнуть жесть корпуса и вынуть оттуда площадку с контактами, припаяв её на провода с обратной стороны. Мощность, а соответственно и эффективность отпугивателя можно значительно увеличить, если к выходу генератора вместо пьезоизлучателя подключить вход усилителя, а на выход усилителя поставить мощный высокочастотный динамик, например, от 3-х полосной акустической системы. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Простой металлодетектор на 3-х транзисторах

    Подставка для мультиметра своими руками

    Добавить комментарий

    19 комментариев
    ino53
    Цитата: Гость Юрий
    Правда, сидеть возле коробки, гудящей на частоте около 500 Гц, - это совсем не то же самое, что сидеть возле коробки, излучающей тепло.

    goodКлючевая фраза! Причем не только 0.5 кГц, любая слышимая частота за пару часов на рыбалке так нервы взвинтит, что хлопнешь удочки об землю и пойдешь водку пить... xaxa

    Гость Юрий
    Цитата: ino53
    В "писк" не верю
    С писком может получитьсяСмотрите:

    Есть два с половиной метода защититься (без  применения химии) от комаров:

    1. Не дать невестись на цель.

    1а. Подсунуть ложную цель.

    2. Отпугнуть.

    Если обратили внимание, в цитатах из статей везде шла речь о самцах. А как их от самок отделяют? Очень просто: ставят источник звука с частотой крыльев самок, и самцы сами к нему слетаются и уже не улетают оттуда, так возле него густой толпой и кружатся. А почему все исследуют самцов, а не самок? А потому, что самок собрать сложнее. Да, самка летит на звук крыльев самца, но только тогда, когда она готова к оплодотворению. А готовой к оплодотворению она становится только после того, как крови напьётся. А пока крови не напилась, она не летит на звук самца, а наоборот - удирает от него. Вот этот эффект и можно попытаться использовать для отпугивания звуком. (Ведь только самки кровь пьют.)

    ino53
    Цитата: Гость Юрий
    в не столь давние времена у меня дома в течение трёх лет было безумное нашествие комаров

    Понимаю, пришлось пожить в малосемейке с вечно притопленным подвалом. smile 

    ...когда я проанализировал достоинства и недостатки разных методов, то пришёл к выводу, что самым эффективным для меня будет электрофумигатор и пластинки или жидкость к нему...

    Да, для помещения - скорее всего так, согласен. А вот на природе (раньше был любителем рыбалки) надо что то мобильное. В "писк" не верю, была попытка использовать его против грызунов. (Ребята цеховые просили сделать им в бытовку, крыс отпугнуть. Сделали, но кончилось тем, что крысы в ответ объявили войну, и вместо сбора объедков порвали целые пакеты с едой и туфли кожаные погрызли... xaxa ). ИК импульсы - в этом сезоне уже поздновато, в следующем попробую, если доживу, конечно, именно мобильный вариант с защитой только головы.

    Что ж, спасибо за информацию, сохранил. Приятно было пообщаться! friends 

    Гость Юрий
    ino53,

    Нет, профессионально я от биологии весьма далёк. Просто в не столь давние времена у меня дома в течение трёх лет было безумное нашествие комаров и я искал безвредный и эффективный способ обеспечить себе спокойный сон. В процессе поисков наткнулся на один несуществующий mosking сайт, автор которого применил к вопросу создания устройств для борьбы с комарами свой профессиональный опыт, а опыт этот у него - из области проектирования техники для РЭБ. Идеи его были весьма оригинальны и просты в реализации, вот только ни изображений механических конструкций, ни схем электронных на этом несуществующем сайте уже не было, и найти их ещё где-то мне не удалось. Зато в процессе поисков нашёл узкоспециальные статьи биологов, давшие ещё кучу полезных сведений. А частоты, длины волн, спектры, резонансы, интерференции, децибеллы - это мне как близко. И электроника тоже близка, поэтому воссоздать конструкции по словесным описания труда не составило бы. Однако когда я проанализировал достоинства и недостатки разных методов, то пришёл к выводу, что самым эффективным для меня будет электрофумигатор и пластинки или жидкость к нему с праллетрином. Включал на 15-20 минут перед сном - и этого хватало.

    Но это в моём случае (более-менее закрытая комната ночью). Если условия задачи другие или фумигатор неприемлем, то и оптимальный метод будет другим. Там можно много понарассказывать, по объёму получится больше статьи, под которой мы переписываемся. В комментарии вряд ли влезет, да и читать неудобно. А статью оформлять - как-то оно для этого сайта мало подходит, ведь ничего изготовленного самостоятельно показать не смогу.

    Насчёт конкретно ИК-импульсов. Те частотные диапазоны для слуха, они - "вообще говоря". А если в деталях, то внутри этих диапазонов комары слышат только в трёх или четырёх узких (пара-тройка десятков герц) полосах. И каждая полоса в жизни комара имеет своё отдельное значение. Зрение у комара примерно так же устроено. В ИК-области комар реагирует на диапазон 0,8-2 микрон, поэтому и светодиоды должны быть соответствующими. Светить импульсами со скважностью 2 и частотой... А вот насчёт частоты интересно. Автор писал, что маскирования (путём дезорганизации комариной системы наведения на цель) нужно использовать частоту махания крыльями (250-300 Гц), после чего ударился в околобиологические рассуждения, что использовать нужно частоту в 10 раз меньше. Рассуждения свои экспериментально он не проверял, оставил это тем, что идею использовать захочет (благо, поменять частоту у генератора совсем нетяжело).

    А вот очевидные проблемы этого метода:

    1. Применим только ночью, так как наличие мощной постоянной подсветки (Солнце) сделает импульсы малозаметными.

    2. Накрывать импульсами надо защищаемое тело и пространство около него. Но человек же и сам излучает в ИК-диапазоне... Сколько излучает, сказать не берусь. В строительстве принимают, что человек в состоянии спокойного движения излучает 100 Вт. Во сне, понятное дело, поменьше будет. Давайте предположим, что ватт 50-70. Но следующий вопрос: а какая доля этой мощности приходится на тот диапазон, который комар воспринимает? Ведь мощность маскирующих импульсов должна быть сопоставима с мощностью маскируемого излучения. Если предположить, что на интересующий нас (и комара) диапазон приходится половина общей мощности, и маскировать будем сигналом в 4 раза меньшим, то получается, что диоды должны излучать ватт 6-8 (в случае, когда они находятся близко от защищаемого тела - на расстоянии до метра).

    Это было о маскировании импульсами. Но в процессе экспериментов автор обнаружил (и больше я нигде подобного утверждения не встречал), что комаров отпугивают ИК-импульсы с частотой 3,2-3,6 кГц. Думаю, что для отпугивания мощность можно взять раза в 2-3 меньше, чем для маскирования. (Автор использовал полватта, но защищал только голову с расстояния меньше чем полметра. Впрочем, у спящего под простынёй/одеялом человека наружу только голова и торчит. Но я, например, в жару ничем не укрываюсь.)

    ino53
    Гость Юрий, Вы, я вижу, этим профессионально занимались. Дали бы рекомендации, про основную частоту, постоянная или колеблющаяся, необходимость прерываний и их характер, но только для комаров, стрекоз жалко, их и так мало... И интересно про ИК вспышки, если опишете их параметры, соберу и испытаю (в простейшем случае - на основе   пульта ДУ от ТВ). smile 

    Гость Юрий

    1. Насчёт частоты махания крыльями у комаров память меня подвела сильно - аж на порядок. На самом деле у них до 1000 взмахов в секунду. А те 3-5 кГц, которые мне помнились, - это частота импульсов инфракрасного света, которая для комаров является отпугивающей.

    2. Упомянутой статьи у меня на диске в каталоге "Комары" больше нет. (В позапрошлом году была дисковая авария, после которой Windows поудаляла большое число файлов, даже не сказав, какие именно. И сейчас в том каталоге нет ни статьи, ни ещё кое-каких материалов.) Но я нашёл другие статьи по той же теме (и, похоже, тех же авторов). Вот цитата из одной из них:

    В результате регистрации суммарной активности Джонстоновых органов самцов A. diantaeus и A. communis были получены частотно-пороговые характеристики, представленные на рис. 3 (температура 24°). При уровне звукового давления 70 дБ рецепторы отвечают на звуки в диапазоне 80—450 Гц. Понижение интенсивности стимула приводит к постепенному сокращению области воспринимаемых частот; так, у A. diantaeus на уровне 40 дБ она включает частоты от 210 до 350 Гц. Минимальные пороги реакции (27—30 дБ) лежат у A. diantaeus в области 270—300 Гц, у A. communis — 300—320 Гц. В целом частотно-пороговая кривая последнего вида смещена в сторону высоких частот. На звуки, превышающие по частоте 500 Гц, Джонстоновы органы не реагируют.

    (Джонстонов орган - это то, чем комары слышат.)

    3. Нашёл также исследование, показавшее, что толпу комаров разгоняет звук с частотой 140-200 Гц. Причина авторам неизвестна. У стрекоз основная частота всё же намного ниже, однако пишут и о других хищниках:

    В природе для комаров представляют опасность мелкие хищные насекомые — ктыри, стрекозы, мокрецы.

    Но исследование это проводилось на самцах, а в других, гораздо более серьёзных исследованиях установлено, что:

    С диапазоном 160–190 Гц согласуется частота комбинационной гармоники, равная разности между частотой взмахов крыльями воспринимающего звук самца и первой гармоникой звука полета самки.

    Так что, возможно, примитивный "мозг" самца, получив этот сигнал, решает: "Самка рядом!!!" - и срочно отправляет тело не её поиски.

    Гость Юрий

    Цитата: Korolev

    Вполне возможно, что я очень сильно ошибаюсь, просто "клюнул" на первую попавшуюся информацию

    Можем зайти с другой стороны: вечером я загляну в хранящийся у меня научный отчёт об исследовании слуха комаров и уточню, какой же диапазон частот они слышат.

    Исследование было серьёзным: комарам разных видов в слуховые нервы вживляли электроды, после чего высокочувствительным оборудованием записывали порождаемые этими нервами сигналы, получая таким образом информацию и о воспринимаемом диапазоне, и о распределении чувствительности по спектру.

    Цитата: Korolev
    Хотя вполне возможно, что количество взмахов крыльев (сколько их там у срекоз-то?) и частота возбуждаемого ими звука не так уж и сильно привязаны?

    Во времена моего "босоногого детства" стрекоз было много, и я хорошо помню, что движение их крыльев глазу было заметно, особенно при взлёте и посадке. А также помню, какие звуки они издавали в полёте. Довольно басовитые звуки были и, как бы это сказать, "фыркающие". Я только недавно узнал, почему. оказывается у стрекозы в полёте крылья сталкиваются, и то "фыркание" - это их удары друг о друга. Вот эти удары - да, могут порождать и широкополосные сигналы с частотами, отличными от частоты взмахов. Но Вы же должны понимать, что и в них доля столь далёких гармоник будет ничтожной.

    Цитата: Korolev
    Меня всегда интересовал вопрос: каким образом крохотные крылышки комара создают такой громкий звук?

    Да какое там громкий... Комара слышно, когда он в 10-15 сантиметрах от уха. С 20-30 сантиметров комара уже не слышно, только видно.

    Это как с динамиком сотового телефона: пока к уху прижат - громко, чуть оторвал - всё, еле слышно, слов уже не разобрать.

    И ещё одно совпадение (если меня память не подводит): у человеческого слуха максимум чувствительности - на частотах 3-5 кГц, т.е. именно там, где комар звенит.

    Korolev
    Гость Юрий,
    Вы всерьёз считаете, что стрекоза в состоянии махать своими тонкими длиннющими крыльями 16000 раз в секунду?

    Вполне возможно, что я очень сильно ошибаюсь, просто "клюнул" на первую попавшуюся информацию:

    утверждается, что, "согласно исследованиям, звук на частоте 15кГц имитирует шумы, издаваемые стрекозами, которые представляют смертельную опасность для комаров, и таким образом их отпугивает".11 дек. 2012 г.

    Хотя вполне возможно, что количество взмахов крыльев (сколько их там у срекоз-то?) и частота возбуждаемого ими звука не так уж и сильно привязаны? Меня всегда интересовал вопрос: каким образом крохотные крылышки комара создают такой громкий звук? dontknow

    Гость Юрий
    Korolev,

    А вот исследователи, изучавшие полёт стрекоз, утверждают, что стрекозы машут крыльями с частотой от 10 до 100 раз в секунду (в зависимости от скорости полёта).

    Korolev
    Гость Юрий,
    Слышат они только примерно ту частоту, с которой сами крыльями машут. А это как раз где-то около 5 кГц.

    А ещё они отлично слышат звук крыльев стрекоз, которые ими питаются, а это около 16 кГц. smile 

    Гость Юрий
    Цитата: ino53
    Зуммером ЗП только человека можно нервировать. Частотка в таблице всего 3...5 кГц

    Я в прошлом сообщении ошибся. Ультразвуком комаров нельзя ни отпугнуть, ни приманить. Комар - это чрезвычайно примитивное устройство, и орган слуха у него тоже очень примитивный и очень узкополосный. Ультразвуковые частоты комары просто не ощущают. Слышат они только примерно ту частоту, с которой сами крыльями машут. А это как раз где-то около 5 кГц.

    Чтобы вам было понятно: слух комарам нужен исключительно для размножения. И летят комары на звук крыльев экземпляров противоположного пола. (Самцы и самки машут крыльями с разной частотой.)

    А всё остальное - городские легенды.

    Арно
    Саха,

    Дело не в ушах,а в частоте взмахов крыльев,предпологалось что если частота пугалки совпадает с частотой азмаха то наступет резонанс и комарику трудно махать крыльями и он утавший падает на землю или куда там ещё .

    Арно
    pogranec,

    Да не свести ради бога,работало как же.

    ino53

    Зуммером ЗП только человека можно нервировать. Частотка в таблице всего 3...5 кГц, а у некоторых вообще резонанс на 4,1+/- 0,05кГц. pardon 

    В похожем устройстве, для отпугивания грызунов, не насекомых, пробовали ставить 2ГД-36 или 6ГДВ-6. Колебания лучше с девиацией частоты и пульсирующие. Не довели конструкцию до толка, но вроде есть такие серийные изделия. dontknow 

    pogranec
    Цитата: Гость Юрий

    Отпугнуть комаров ультразвуком нельзя. Приманить (при некотором стечении обстоятельств) можно, отпугнуть - нет. Доказано учёными, причём не английскими.

    Можно. На Нокие было приложение, вот там все работало. Правда на других гаджетах сколько не пробовал  - не получалось. Возможно удачно совпали частота - динамик - программа.

    Гость Юрий

    Делал я такую штуку лет 20 назад. Здорово помогает! Только шнур питания надо сантиметров 70 и батарейка там не нужна. Берете за провод и крутите вокруг головы- гнус прямо разлетается!

    Гость Юрий

    Korolev

    излучатель ультразвуковых колебаний ... составлять она должна около 16-20 кГц, эти частоты уже практически никак не будут слышны ухом. Частоту следует подобрать так же экспериментально, наблюдая, при каком положении регулятора устройство работает наиболее эффективно. Настроить частоту генератора можно просто на слух 

    Очередной бред сивого бидона.

    Саха

    Ахуеть не встать....у комаров появились Уши...

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии