Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Автоматический выключатель с задержкой

    Автоматический выключатель с задержкой

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Различные средства автоматики всё больше и больше проникают в нашу жизнь - кто-то даже ставит у себя в квартирах системы "умный дом", предусматривающие автоматизации всего и вся. Однако элементы автоматики могут быть и не такими масштабными, а более лаконичными и простыми, например - автоматический выключатель с задержкой, собрать который можно своими руками из подручных радиоэлементов.

    Принцип работы выключателя будет заключаться в следующем - имеется обычная кнопочка без фиксации, например, как у дверного звонка. При её кратковременном нажатии включается какая-либо нагрузка, например, освещение, и работает в течение определённого времени, от нескольких секунд до минут, после чего сама выключается до следующего нажатия на кнопку. Прелесть этой системы в том, что для её сборки потребуется буквально мизерное количество радиоэлементов. Схема представлена ниже.

    Автоматический выключатель с задержкой

    В схеме используется один транзистор - подойдёт практически любой NPN структуры с током коллектора не менее 500 мА, желательно выбирать те, у которых коэффициент усиления составляет 200 и больше, обычно на это указывает индекс в конце обозначения транзистора. Понадобится также резистор на 500 Ом - 5 кОм, и электролитический конденсатор с ёмкостью около 1000 мкФ. Ёмкость конденсатора будет определять время, которое выключатель будет оставаться включенным после нажатия кнопки, чем больше ёмкость - тем больше будет и время. Работает схема следующим образом: При замыкании кнопки (SB на схеме) конденсатор практически мгновенно заряжается до напряжения питания схемы, соответственно напряжение на конденсаторе становится равным ему. После отпускания кнопки заряд, накопленный в конденсаторе через токоограничивающий резистор поступает на базу транзистора, от чего тот открывается. Открывшийся транзистор запитывает обмотку реле, показанную на схеме как "К", а реле, в свою очередь, уже включает какую-либо нагрузку, будь то лампочка или что-то ещё.

    Напряжение питания схемы может составлять 5 - 12В, зависеть это будет от того, какое применено реле - если обмотка реле на 5В, то и подавать питание на схему следует именно 5В. Данное напряжение очень удобно тем, что его можно получить от любой телефонной зарядки с USB выходом. Большой мощности источника питания не требуется, достаточно 100-200 мА.

    Смонтировать всю схему можно навесным монтажом, как показано ваше, и уложить, например, в распределительную коробку. Если требуется большое время работы нагрузки после нажатия, то транзистор следует поставить полевой - например, IRF630, IRF740 и им подобные. В этом случае время работы может составлять и десятки минут, однако напряжение питания схемы при этом должно составлять не менее 12В, иначе полевой транзистор просто не откроется полностью. Также в этом случае параллельно конденсатору желательно поставить резистор на 5 - 10 МОм.

    Кнопка может использоваться буквально любая без фиксации - например от того же дверного звонка, как показанная ниже.

    Область применения схемы ограничивается лишь фантазией. Один из интересных вариантов применения - подключение вентилятора для продувки туалетной комнаты. При выходе из туалета стоит нажать кнопочку, и вентилятор на заданные 1-2 минуты работы проветрит небольшое помещение, избавив его от запаха, и сам выключится. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    «Перегреватель» для паяльника

    Подставка/органайзер для китайского мультиметра DT-830B

    Добавить комментарий

    1 комментарий
    ino53

    Прелесть этой системы в том, что для её сборки потребуется буквально мизерное количество радиоэлементов.

    Не забыть бы еще добавить блок питания на 12 В, постоянно включенный в сеть, и выключатель, которым можно включить нагрузку на длительное время. И зачем здесь дорогое промышленное реле, с виду похоже на РП-22 или РПУ-0... scratch 

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии