Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Фонокорректор-предусилитель для проигрывателя винила

    Фонокорректор-предусилитель для проигрывателя винила

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    В последние годы наблюдается небольшой рост популярности проигрывателей винила. Несмотря на то, что этот носитель информации устарел ещё 30 лет назад, у него до сих пор много приверженцев - слушателям нравится специфичный звук винила, а кого-то просто привлекает сам антураж аудиотехники прошлого века. Неотъемлемой частью любой виниловой аудиосистемы является фонокорректор - специальное устройство, служащее для корректировки АЧХ сигнала по общепринятому стандарту (RIAA кривая). Он необходим, так как "сырой" сигнал с звукоснимателя заведомо искажён и прямое его усиление приведёт к тому, что звук будет совсем не таким, каким его ждут от винила. Фонокорректор может быть встроен в сам проигрыватель, в этом случае часто его качество оставляло желать лучшего, может быть в составе усилителя (отдельный вход для винила), либо стоять в виде отдельного блока. Сейчас купить хороший фонокорректор весьма затруднительно - после того, как устройства перестают быть массовыми, их стоимость значительно повышается, да и найти в продаже может быть не просто. Тем не менее, схемы фонокорректоров зачастую просты и справляются со своей задачей ничуть не хуже фирменных устройств, примером служит схема, представленная ниже.

    Данная схема является фонокорректором-предусилителем, два каскада обеспечивают усиление сигнала по амплитуде и корректировку АЧХ в соответствии со стандартом кривой RIAA. На вход ТР1 подаётся "сырой" сигнал с иглы звукоснимателя, а с выхода ТР2 снимается готовый для подачи на обычный усилитель и воспроизведения. Вся схема состоит из двух каскадов на операционных усилителях, причём первый каскад - микросхема NE5532, а второй - TL072P, несмотря на то, что микросхемы взаимозаменяемы. В остальном схема простейшая и для её сборки потребуется лишь горка резисторов с конденсаторами. АЧХ задаётся номиналами RC цепей, а потому важно соблюсти все указанные номиналы, чтобы фонокорректор работал правильно и порадовал звуком. На контакт VCC подаётся питание 9-12В, ток потребления на превышает 20 мА. Схема чувствительна к качеству питания, с этой точки зрения идеальным источником питания выступает батарейка крона - она абсолютно не добавит пульсаций в звуковой тракт, в отличие от сетевых блоков питания.

    Для схема собирается на печатной плате, обратите внимание, что для работы со стереосигналом схему потребуется собрать дважды, сделать это можно на одной печатной плате. Представленная под схемой плата уже предполагает сборку двух каналов. Подавать сигнал на вход и снимать с выхода нужно экранированным кабелем, если вся конструкция не располагается в одном экранированном корпусе. Если использовать провода без экрана - музыку будет трудно различить на фоне помех, хорошая экранировка полностью избавит от этой проблемы.

    Для того, чтобы питать схему от сетевых источников питания не боясь появления фона, рекомендуется в цепи питания установить CLC-фильтр, значительно уменьшающий пульсации по питанию. Состоит он всего лишь из пары конденсаторов по 470 мкФ и одной индуктивности на 10 мГн, стоящей в разрыве плюсового провода питания. Схема фильтра представлена ниже. Стоять он может как возле платы фонокорректора, так и внутри блока питания.

    Также при питании от сетевого источника не помешает застабилизировать питание с помощью микросхемы 7812 - линейный стабилизатор на 12В. На схеме ниже показано её стандартное включение, на контакты ТР5 подаётся переменное напряжение с трансформатора (12-20В), выпрямляется диодами D1-D4, фильтруется конденсаторами С16, С17. Использование CLC-фильтра совместно со стабилизатором позволит получить питание не менее чистое, чем от батарейки. Диодный мост со стабилизатором можно расположить на отдельной плате, а можно и внедрить в плату самого фонокорректора - такой вариант представлен ниже, плата проверена. Так как ток потребления схемы небольшой, радиатор для микросхемы 7812 не потребуется - для рассеивания тепла хватит самого корпуса ТО220. Использование микросхемы в корпусе ТО92 недопустимо.

    Фонокорректор-предусилитель можно как встроить в сам проигрыватель вместо штатного, либо в усилитель как отдельный вход, либо смонтировать как отдельное самостоятельное устройство. В этом случае плата должна быть окружена металлическим корпусом, который послужит экраном - корпус соединяется в одной точке с землёй схемы. На корпусе монтируются два разъёма - для входа и выхода, тумблер включения, а также разъём для подключения внешнего сетевого адаптера, если не используется питание от батареи. Не лишней также будет и индикация включения на светодиоде. Пример готовой собранной конструкции на картинке ниже. Как утверждает автор, качество работы схемы превзошло все ожидания - к звуку не появилось никаких нареканий. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Фоторамка с растровым изображением с использованием Raspberry Pi Pico

    Индикатор уровня сигнала на одном светодиоде

    Добавить комментарий

    7 комментариев
    Korolev
    sergeyp,
    игла в mf100

    Мне тогда повезло, в первых выпусках "голова" шла Shure!  yes 

    sergeyp
    Korolev,

       Лет пятьдесят тому..или сорок?.. , то же самое: в Журнале РАДИО была схема от КЕНВУДА на отечественных компонентах... Лампочки в G-602 поменял на отечественные, до сих пор на ходу, только игла в mf100 уже не та, да и пласты потёрлись, но ещё вполне себе неплохо звучат (с шумодавом)... :)))

    Korolev
    ino53,
    К548УН1А, не?

    Не, на дискретных, помню только, что на входе дифкаскад на малошумящих, ну и двухполярное питание. yes 

    ino53
    Цитата: Korolev
    все электронные потроха заменил на самодельные, более качественные.   

    К548УН1А, не? Был такой корректор, до сих пор у меня работает (где-то 83...84гг) smile 

    Korolev
    Гость Андрей,
    В этом плане "ВЕГА-106" - как раз имела кнопку "обхода"

    Первый мой приличный (по тем временам) вертак с унитровской вертушкой! Ещё школьником на летних каникулах грузчиком работал, чтобы её купить. Как только закончилась гарантия, все электронные потроха заменил на самодельные, более качественные.  yes 

    Гость Андрей

    Можно сделать совершенно замечательную схему фонокорректора, но ее угробят длинные кабели и разьемы, особенно на входе. Так что никаких отдельных коробочек, схему под тонарм! В этом плане "ВЕГА-106" - как раз имела кнопку "обхода" - с родными проводами разница была ощутима... в худшую сторону.

    Korolev

    Фонокорректор может быть встроен в сам проигрыватель, в этом случае часто его качество оставляло желать лучшего ... Подавать сигнал на вход и снимать с выхода нужно экранированным кабелем, если вся конструкция не располагается в одном экранированном корпусе 

    Очередная бредятина от бидона.

    В остальном схема простейшая и для её сборки потребуется лишь горка резисторов с конденсаторами

    xaxa

    На схеме ниже показано её стандартное включение, на контакты ТР5 подаётся переменное напряжение с трансформатора (12-20В), выпрямляется диодами D1-D4, фильтруется конденсаторами С16, С17

    Схема отсутствует, хотя в исходнике она приведена.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии