Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » «Мягкий старт» электроприборов своими руками

    «Мягкий старт» электроприборов своими руками

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Существует такое понятие как «пусковой ток» - он определяет значение тока, потребляемого электроприбором в первые доли секунды сразу после включения. Появилось и используется это понятие из-за того, что некоторые устройства в момент включения потребляют ток гораздо больше своего номинального, происходит это из-за переходных процессов и для разных устройств может быть вызвано разными причинами. Всем известно, что чаще всего лампочки накаливания перегорают именно в момент включения - как раз из-за относительно большого пускового тока, который возникает из-за того, что холодная спираль внутри лампочки обладают существенно меньшим сопротивлением, чем раскалённая. От большого пускового тока страдают также и многие мощные электродвигатели, в том числе используемые в электроинструменте, и устройства постоянного с наличием большой ёмкости конденсаторов в цепи питания. Для борьбы с большим пусковым током используются разные ухищрения, одним из вариантов будет сборка представленной ниже схемы. Смысл её работы заключается в том, что прибор включается ступенчато - сперва через небольшое сопротивление, а затем, спустя примерно 1 секунду, напрямую к сети. За время этой секунды все переходные процессы в устройстве протекут "безболезненно" - ведь ток будет ограничиваться сопротивлением.

    Схема проста и понятна - к контактам CON1 подключается входное напряжение сети 220В (фаза и ноль), а с контактов CON2 напряжение снимается, т.к. питаемый прибор подключится к CON2. На входе схемы можно увидеть диодный мост, служащий для выпрямления напряжения. Использовать здесь можно любой маломощный диодный мост, главное, чтобы был рассчитан на напряжение свыше 400В. Конденсатор С1 служит для ограничения тока - работает он по принципу бестрансформаторного блока питания. Резисторы R3 и R4 служат для ограничения тока в цепи диодного моста. Выпрямленное напряжение поступает на стабилитрон DZ1, который не позволит напряжению после диодного моста подняться выше уровня 16В. Самой важной деталью в этой части схемы является конденсатор С2 - именно он будет обеспечивать задержку включения электроприбора в цепи 220В. Смысл очень простой - конденсатор заряжается через резисторы, а потому напряжение на нём будет нарастать постепенно, и примерно через секунду после включения схемы в сеть напряжение на нём вырастет настолько, что его станет достаточно для включения реле К1. Если посмотреть на силовую часть схемы, то можно увидеть, что когда реле выключено, в разрыве провода от CON1 до CON2 стоят пара резисторов по 100 Ом, а когда реле замыкается, CON1 и CON2 оказываются просто замкнуты между собой - ток течёт в обход сопротивлений.

    Несколько слов о деталях. Конденсатор С2 - электролитический на напряжение не меньше 25В, стабилитрон DZ1 - любой мощность не менее 1 Вт и напряжением стабилизации 12-16В. Реле желательно использовать мощное - тогда можно будет использовать схему с любой нагрузкой не опасаясь, что реле сгорит. Мощным можно назвать реле с током от 15А. Рабочее напряжение обмотки реле должно составлять 12В. Время задержки можно варьировать, увеличивая или уменьшая ёмкость С2.

    Собирается плавный пуск на небольшой печатной плате, рисунок которой представлен ниже. Так как устройство будет работать в цепи 220 вольт, к сборке нужно подойти очень внимательно - перед первым включением обязательно удалить остатки флюса, проверить правильность монтажа, прозвонить всё на замыкание. Порой на платах возникают так называемые "волосковые перемычки" - дорожки замыкаются настолько тонким медным мусором от текстолита, что его просто не видно невооружённым взглядом, однако при включении он запросто может обеспечить хороший фейерверк.

    Ограничивающие ток резисторы R1 и R2 должны иметь суммарную мощность не меньше 10 Вт - можно использовать пару резисторов по 5 Вт, либо один на 10 Вт. Такая мощность является оптимальной - её достаточно для рассеивания тепла в течение 1 секунды работы резисторов, и в то же время резисторы не займут много места. Отдельно стоит сказать про их сопротивление - на схеме оно равняется 200 Ом (100+100), это усреднённое значение, оно подходит для нагрузки мощностью до 1 кВт, для более мощных потребителей стоит уменьшить общее сопротивление в 2-3 раза.

    Готовую схему можно встроить в корпус какого-либо электроприбора, например, того же электродвигателя для стационарной работы. Либо сделать универсальную розетку с плавным пуском, установив плату внутри корпуса розетки. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    ИК-управление для приборов 220 вольт своими руками

    Функциональный генератор на микросхеме ICL8038

    Добавить комментарий

    12 комментариев
    Korolev
    Иван_Похмельев,
    в устройствах довольно небольшой мощности применяется плавный пуск.

    Как по мне, то плавный пуск в мощном ручном электроинструменте полезен в первую очередь не снижением пусковых токов, о чём говорит автор, а тем фактом, что инструмент не пытается вырваться из рук в момент резкого старта, да и реализован он не двуступенчатым рывком, а на симисторах, действительно плавно, с нуля до максимума. yes  

    Иван_Похмельев
    Цитата: Korolev
    В новых мощных УШМ плавный пуск уже встроен

    Вот Вы сами и ответили: в устройствах довольно небольшой мощности применяется плавный пуск. Так что в каких-то случаях предложенное устройство вполне можно использовать в бытовых целях.

    Korolev
    Иван_Похмельев,
    УШМ - мощный потребитель?

    Именно в УШМ встраивать-то и некуда! В новых мощных УШМ плавный пуск уже встроен, а вот когда попадается старая, без него, то мощный неожидаемый рывок УШМ в руках меня иногда напрягает. smile 

    Иван_Похмельев
    Цитата: Korolev
    плавный пуск, КМК, актуален на мощных потребителях

    УШМ - мощный потребитель?

    Я не говорю, что эта схема годится именно для болгарки.

    Korolev
    Иван_Похмельев,
    схему можно встроить в корпус какого-либо электроприбора, например, того же электродвигателя для стационарной работы

    1. Применение несертифицированного устройства в промышленном производстве вряд ли целесообразно, тем более, что там реализуются иные решения (например переключение треугольник/звезда).

    2. Встраивание в бытовой электроинструмент (болгарка, дрель, и т.п.) вряд ли возможно по габаритам, тем более, что и там реализуются иные решения.

    3. Встраивание в розетку - бессмыслено (на лестничную площадку бегать далековато). 

    4. В мощных импульсных БП данная функция уже встроена, и тоже несколько иначе.

    dontknow

    в каком-нибудь точиле или циркулярке после выключателя.

    Возможно я и ошибаюсь, но плавный пуск, КМК, актуален на мощных потребителях, где пусковые токи действительно значительны. scratch 

    Иван_Похмельев
    Цитата: Korolev
    в щитке на лестничной площадке

    Зачем  так далеко? Предложено же:

    Korolev
    Иван_Похмельев,
    если коммутация сети производится до устройства, то смысл в нём есть

    Например в щитке на лестничной площадке! smile 

    Иван_Похмельев
    Korolev, если коммутация сети производится до устройства, то смысл в нём есть.

    Korolev
    Иван_Похмельев,
    сопротивление обмотки реле одного порядка с сопротивлением  зарядного резистора

    Может я чего-то не понимаю, но КМК, при включении устройства в сеть, конденсатор зарядится, реле сработает, и устройство будет оставаться в этом стабильном состоянии до отключения его от сети. Какой прок от этого устройства для электроинструмента, или для розетки?

    От большого пускового тока страдают также и многие мощные электродвигатели, в том числе используемые в электроинструменте ... сделать универсальную розетку с плавным пуском, установив плату внутри корпуса розетки

    Хотя пардон, о чём это я? Это же очередные бредни бидона! smile 

    Иван_Похмельев
    Korolev, не такое уж большое это время: сопротивление обмотки реле одного порядка с сопротивлением  зарядного резистора. Но помнить про это время надо. Или добавить индикатор готовности к повторному включению.

    Korolev

    Смысл её работы заключается в том, что прибор включается ступенчато - сперва через небольшое сопротивление, а затем, спустя примерно 1 секунду, напрямую к сети.

    Только один , самый первый раз! Для повторного срабатывания необходимо отключение от сети и ожидание разрядки конденсатора перед повторным включением "защищаемого" оборудования/инструмента! fool 

    Гость Степан

    Если мощность потребителя не слишком большая, можно использовать терморезистор с отрицательным ткс, какой можно встретить в некоторых энергосберегайках. 

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии