Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Функциональный генератор на микросхеме ICL8038

    Функциональный генератор на микросхеме ICL8038

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Часто при настройке различных схем, в частности, аудиотехники, требуется наличие источника сигнала различных форм. Например, подавая сигнал на вход усилителя можно смотреть, приобретает ли он какие-либо искажения формы на выходе, либо определять, где теряется в звуковом тракте. Можно было бы использовать для этой цели сигнал обычных музыкальных дорожек с любого плеера или телефона, однако более информативными для диагностики будут такие сигналы, как синусоида, прямоугольный сигнал (меандр), треугольник. Для их генерации существуют специальные устройства - функциональные генераторы, в данном случае слово "функциональные" означает, что генератор вырабатывает сигнал математической функции. Построить такой генератор своими руками можно различными схемотехническими изощрениями, однако самым простым и правильным вариантом будет использование специализированной микросхемы ICL8038. Большой популярностью пользуются наборы для сборки функционального генератора на её основе, но нет ничего трудного в сборке схемы с нуля.

    Сама микросхема ICL8038 требует обвязки в виде небольшого числа деталей для своей правильной работы. Среди деталей можно увидеть несколько переменных резисторов, служащих для подстройки параметров генератора:

    • Frequency - частота сигнала
    • Symmetry - баланс синусоидального сигнала
    • Distortion - регулировка искажений
    • Sinewave - подстройка формы синусоидального сигнала

    При этом на переднюю панель будущего генератора из данных регулировок потребуется вынести только Frequency, для быстрой и удобной настройки частоты сигнала. Остальные же регулировки достаточно установить один раз после сборки схемы, настроив максимально чистый и ровный сигнал, для этого в самый раз подойдут подстроечные резисторы, впаянные на плату. Диапазон регулировки частоты для данной микросхемы достаточно широк - минимальная частота составляет 50 Гц, максимальная до 700 кГц, таким образом, сфера применения генератора выходит за пределы одних лишь аудиоустройств. Для того, чтобы управлять частотой в таком широком диапазон потребуется потенциометр для точкой подстройки, а также галетный переключатель для выбора диапазонов. Частота генератора определяется сопротивлением переменного резистора совместно с ёмкостью конденсатора 4,7 нФ (10 вывод микросхемы). То есть установив несколько конденсаторов различной ёмкости и подключая их поочерёдно галетным переключателем, можно выбирать диапазоны регулировки частоты.

    На картинке ниже показано внутреннее устройство микросхемы, а также назначение каждого из её выводов:

    Микросхема позволяет создавать сигналы трёх различных форм: треугольник, прямоугольный сигнал (меандр) и синусоидальный сигнал, для каждого из сигналов задан свой отдельный выход. Для удобства эксплуатации генератора можно установить галетный переключатель для переключения формы сигнала - в этом случае не потребуется делать три отдельных разъёма на корпусе будущего прибора. При желании и необходимости можно добавить переменный резистор для управления амплитудой сигнала на выходе.

    Напряжение питания схемы составляет 12-15В, ток потребления небольшой, поэтому в качестве источника питания подойдёт любой сетевой адаптер или блок питания на требуемое напряжение. При этом блок питания не должен давать сильных пульсаций, иначе они могут попасть в выходное напряжение генератора, искажая форму сигналов. Для того, чтобы работа генератора не зависела от наличия рядом свободной розетки стоит снабдить его автономным питанием, в этом случае хорошим вариантом будет батарея из 3-х последовательно включенных литий-ионных аккумуляторов, например, типоразмера 18650, они как раз дадут нужное напряжение, а ёмкости будет предостаточно для многих часов непрерывной работы.

    Всё устройство монтируется в подходящем по размерам корпусе, при это на передней панели будут располагаться следующие органы управления: переключатель диапазонов частоты, сама ручка подстройки частоты, регулировка амплитуды, переключатель формы сигналов. На боковой панели корпуса располагаются гнездо для выхода сигнала, разъём для подачи питания (или зарядки аккумулятора), также не лишним будет выключатель питания в виде небольшого тумблера.

    Для придания устройству законченного вида изготавливается передняя панель со шкалами, для её изготовления автор использовал программу Front Designer. Качественно и аккуратно собранный генератор не будет уступать по качеству и внешнему виду фирменным генераторам начального уровня, непременно пригодится в работе и облегчит процесс настройки множества схем. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    «Мягкий старт» электроприборов своими руками

    Проецируемые лазерные эффекты своими руками

    Добавить комментарий

    7 комментариев
    Гость Fizik

    В разделе "Электроника" желательно создать подраздел "Измерения", в котором поместить статьи о измерительных приборах: генераторы, мультиметры, вольтметры, амперметры и т.д.

    Jerry

    С 24 апреля 2020 года автор данных статей DIMON-BIDON  на комментарии не отвечает. Задавать ему вопросы без толку. Расходимся.

    Иван_Похмельев

    Напряжение питания схемы составляет 12-15В

    А зачем на "морде" прибора написано "9V"?

    ino53
    Цитата: Korolev
    в чём, собственно, состоит идея, тем более отличная?

    Повод кинуть ссылку на СВОЙ канал... Просмотры накручивать. derisive 

    Korolev
    ТихийСамоделкин,
    Отличная идея с корпусом

    Я конечно извиняюсь, но в чём, собственно, состоит идея, тем более отличная?

    Всё устройство монтируется в подходящем по размерам корпусе

    dontknow

    Korolev

    Диапазон регулировки частоты для данной микросхемы достаточно широк - минимальная частота составляет 50 Гц, максимальная до 700 кГц

    Каков же тогда первый поддиапазон, да и половина второго? fool 

    на переднюю панель будущего генератора из данных регулировок потребуется вынести только Frequency ... можно установить галетный переключатель для переключения формы сигнала - в этом случае не потребуется делать три отдельных разъёма на корпусе будущего прибора. При желании и необходимости можно добавить переменный резистор для управления амплитудой сигнала на выходе.

    Ну хоть бы на первое фото посмотрел бы! Тем более, что:

    на передней панели будут располагаться ... : переключатель диапазонов частоты, сама ручка подстройки частоты, регулировка амплитуды, переключатель формы сигналов. На боковой панели корпуса располагаются гнездо для выхода сигнала, разъём для подачи питания ... 

    Где схема прибора? fool 

    ТихийСамоделкин

    Отличная идея с корпусом. Я тоже когда-то собирал подобный генератор.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии