Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Сторожевое устройство на одном транзисторе

    Сторожевое устройство на одном транзисторе

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    К сожалению, мир не так радужен, как хотелось бы, зло пока не искоренилось полностью и существует такое понятие, как воровство. По этой причине большой популярностью пользуются различные защитные механизмы, направленную на защиту собственности от посторонних лиц - ведь каждому же хочется находится в безопасности. Охранные системы могут быть совершенно разными, использовать разные принципы для детектирования вторжения, а также давать разный результат при срабатывании, вплоть до мгновенного вызова полиции. Профессиональные системы стоят очень дорого и актуальны в основном для защиты дорогостоящих объектов, где это оправданно. Между тем, простейшую охранную сигнализации можно сделать буквально за копейки из парочки радиодеталей. Конечно, она будет крайне примитивна - но это как раз тот случай, когда что-то будет лучше, чем просто ничего.

    Смысл очень прост - имеется тонкая длинная проволока, которая при разрыве заставляет срабатывать звуковую сигнализацию. Как именно расположить саму проволоку схема не описывает - это будет зависеть от того, где именно используется такая сигнализации, и какой именно объект требует охраны. Актуально такое устройство может быть, например, в деревнях, сёлах или дачных участках для защиты окон и дверей каких-нибудь ангаров, сараев, складов. Главное, расположить проволоку так, чтобы вторжение в помещение гарантированно приводило к её разрыву. Ту же схему можно представить в другом, более удобном виде:

    В качестве самого охранного провода может выступать медный эмалированный провод диаметром 0,1 мм - он очень хорошо рвётся даже при небольшом механическом воздействии, длина может быть любой. Купить такой провод можно в магазинах радиодеталей, либо размотать ненужный сетевой трансформатор. В маломощных трансформаторах первичная обмотка часто делается из подходящего тонкого провода.

    Смысл схемы крайне прост: когда охранный провод замкнут, т.е. не имеет разрыва, он замыкает базу и эмиттер транзистора, таким образом, их потенциалы равны, ток через базу не протекает и транзистора закрыт. Схема находится в ждущем режиме. Ток от батареи 12В при этом практически не потребляется. Как только происходит разрыв охранного провода, резистор 100 кОм обеспечивает небольшой ток через базу, приводящий к открытию транзистора. Открывшийся транзистор, в свою очередь, пускает ток через звуковую сирену - зуммер, громкость сирены будет зависеть от используемого зуммера.

    В данной схеме можно использовать практически любые NPN транзисторы средней и высокой мощности, например, КТ815 (цоколёвка которого показана выше), КТ817 или КТ812. Довольно часто отечественные транзисторы имеют "необычную" маркировку, состоящую из буквенно-цифрового кода, например, как на картинке ниже.

    Для расшифровки такого варианта маркировка автор рекомендует использовать программу "Транзистор v1.0", которая имеет простой и понятный интерфейс. Возможности программы позволяют также расшифровывать цветную маркировку, используемую на отечественных транзисторах. Окно программы показано ниже.

    Важной частью охранного устройства является сигнализации - ведь какой толк от охраны, если сработавшую сигнализацию никто не услышит. По этой причине здесь стоит использовать громкий зуммер с напряжением питания 12В. Проверить работу зуммера очень просто - нужно всего лишь подать 12В с любого источника на его контакты, соблюдая полярность. На картинке ниже пример используемого зуммера.

    Внутри он состоит из пьезопластины и генератора, превращающего постоянное напряжение питания в импульсы, "раскачивающие" пьезопластину на звуковой частоте. Довольно часто зуммеры путают с "голыми" пьезопластинами. Однако у них есть одно важное отличие - сама по себе пьезопластина от постоянного напряжение издавать никаких звуков не будет, поэтому непригодна для использования в данной схеме. На картинке ниже как раз примеры различных пьезопластин.

    При желании вместо звукового излучателя можно установить 12-ти вольтовое реле, которое,в свою очередь, будет запускать любые исполнительные устройства даже в сети 220В. Это могут быть либо гораздо более громкие сирены, либо яркое освещение.

    На картинке выше показан пример включения обмотки реле - параллельно с ней всегда устанавливается диод (подойдут 1N4007, 1N4148) для защиты от выбросов самоиндукции катушки. В качестве источника питания для сторожевого устройства можно применить, например, 8 последовательно включенных пальчиковых батареек, либо 3 последовательно включенных литий-ионных аккумулятора, оба варианта дадут нужные 12В. В режиме ожидания схема практически не потребляет ток, поэтому источник питания не разрядит очень и очень долго при использовании качественных батареек/аккумуляторов. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Большие светодиодные часы

    Мини-шлифмашинка из мотора от HDD

    Добавить комментарий

    1 комментарий
    Korolev

    часто зуммеры путают с "голыми" пьезопластинами.

    fool В исходнике:

    Часто путают зуммеры с пьезоизлучателями

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии