Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Мощный ШИМ-регулятор на микросхеме NE555

    Мощный ШИМ-регулятор на микросхеме NE555

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Существуют разные способы регулировки мощности потребителей электроэнергии, как для высоких напряжений, так и для низких, как для цепей с постоянными током, так и с переменным, и в каждом случае это будут совершенно различные схемы. Для регулировки мощности потребителей сети 220В чаще всего используются весьма простые и надёжные схемы на симисторах или тиристорах - однако в цепях с постоянным током они работать уже не смогут. Для низковольтной электроники, например, в автомобиле, чаще всего применяются ШИМ-регуляторы, именно о нём и пойдёт речь в статье. Работа ШИМ-регулятора, вкратце, основана на генерации прямоугольных импульсов, которыми и будет питаться нагрузка. При этом общая потребляемая мощность нагрузки будет зависеть от коэффициента заполнения сигнала, чем больше заполнение - тем больше и мощность. ШИМ-регуляторы могут быть рассчитаны на разную мощность, представленный ниже регулятор рассчитан на мощность вплоть до нескольких сотен ватт: автор конструировал его для питания нескольких галогенных ламп по 50 Вт каждая. Схема представлена ниже.

    На схеме видна микросхема NE555 в роли генератора импульсов - крайне распространённый вариант в ШИМ-регуляторах. В её обвязке виден переменный резистор Р1 - именно его вращением и будет регулировать мощность подключенных приборов. Все детали в обвязке микросхемы - совершенно стандартные выводные. Особенности схемы начинаются ближе к правой части - если чаще всего в маломощных ШИМ-регуляторах на этой микросхеме силовой транзистор был один и подключался непосредственно к 3-му выводу микросхемы, то в данном случае силовых транзистора целых два, включенных параллельно, и управляются они через драйверный каскад на двух биполярных транзисторах. Все эти манипуляции на схеме необходимы для снижения нагрева силовых транзисторов при протекании большого тока - а учитывая заявленную мощность, ток потечёт немальнький: мощность в 200Вт вызовет ток силой около 16А при напряжении в 12В. Силовые транзисторы IRF3205, согласно документации, рассчитаны на ток в 110А - казалось бы, с запасом, тем не менее, данный ток они выдерживают лишь в кратковременном импульсе. Использование двух параллельно включенных транзисторов позволяет распределить тепловую нагрузку и увеличить рабочую мощность схемы, но при этом очень желательно применить пару транзисторов одного производителя и из одной партии - слишком большой разброс между характеристиками приведёт к тому, что из двух работать будет только один транзистор - с самым наименьшим сопротивлением открытого канала.

    Драйверный каскад из биполярных BC547, BC557 позволяет разгрузить выход микросхемы и более быстро управлять силовыми транзисторами.

    Также на схеме присутствует стабилизатор LM7808, он же 78L08, можно установить также 78L09, обеспечивающий стабилизацию напряжения питания для микросхемы NE555. Это может быть полезно для применения схемы в автомобильной электронике, где нередки скачки напряжения, например, в момент запуска и имеются большие помехи. По этой же причине не стоит экономить на фильтрующих конденсаторах С1 - С4, их ёмкость можно даже увеличить до 1000 мкФ. Параллельно с каждым электролитическим конденсатором, согласно схеме, установлен керамический небольшой ёмкости - он нужен для лучшей фильтрации высокочастотных импульсов. В остальном схема не имеет особенностей, к контактам в левой части схемы подключается питание 12В, к контактам в правой части питаемая нагрузка, начинает работать схема сразу после подачи питания.

    Учитывая большие токи, протекающие в схеме, стоит обратить внимание на разводку и изготовление печатной платы: а именно, все силовые дорожки должны иметь максимально возможную ширину, либо быть покрыты сверху толстым слоем припоя с проложенным дополнительно медным зачищенным проводом. Это позволит избежать нежелательного нагрева дорожек, а соответственно и потерь. Клеммы для подключения питания и потребителя должны быть рассчитаны на большой ток и иметь надёжное соединение с платой. Силовые транзисторы следует расположить на радиаторах - двух отдельных или одном общем, размер можно подобрать экспериментально, исходя из рабочей мощности и интенсивности нагрева транзисторов.

    После сборки платы с неё удаляется флюс, проверяется правильность монтажа. Если всё хорошо - схема готова к работе, её можно установить в свой отдельный корпус, либо интегрировать куда-либо. Для удобного доступа к потенциометру его можно вывести на панель, надев на вал ручку, как показано на фото выше. Удачной сборки! Печатная плата к регулятору находится в архиве.

    shim-12-v-12.rar [60,12 Kb] (скачиваний: 97)

    Источник (Source)

    Гитарный комбик с эффектами своими руками

    Эффект фузз для электрогитары своими руками

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии