Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » FM-радиопередатчик с кварцевой стабилизацией частоты

    FM-радиопередатчик с кварцевой стабилизацией частоты

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Практически все схемы радиопередатчиков (жучков), представленные в интернете не имеют какой-либо стабилизации частоты. Это позволяет делать конструкции маленькими и незаметными, не используя сложные схемы синтезаторов частоты. Однако отсутствие стабилизации вызывает некоторые очевидные недостатки: если жучок лежит неподвижно на одном месте, всё хорошо, но стоит только взять в руки саму плату и антенну, частота передачи уплывает и приходится подстраивать приёмник. К уходу частоты также могут приводить небольшие механические деформации платы, изменения температуры окружающего воздуха. К счастью, есть такие же простые схемы жучков со стабилизацией частоты с помощью кварцевого резонатора. Одна из таких схем представлена ниже.

    Очень похожа на классическую схему простого однотранзисторного жучка, вот только в цепи базы транзистора виднеется кварцевый резонатор. Для возможности приёма сигнала на любой бытовой радиоприёмник частота передачи должна лежать в диапазоне 80-108 МГц, но кварцевые резонаторы на такие высокие частоты практически не производятся, поэтому в схеме могут использоваться кварцы с частотами от 22 до 27 МГц, а излучающая частота попадает в нужный диапазон благодаря выделению нужной 4-й гармоники кварца. Таким образом, в зависимости от используемого кварца будет зависеть частота передачи: для кварца 22 МГц она составит 22*4=88 МГц, а для кварца 27 МГц соответственно 27*4=108 МГц, можно брать любой кварц для получения нужной частоты.

    Особенностью и небольшим недостатком схемы с кварцевой стабилизацией является относительно небольшая девиация частоты. В данном жучке используется частотная модуляция - то есть высокая частота, на которой работает задающий генератор модулируется низкой частотой звукового сигнала. Кварцевый резонатор жёстко фиксирует частоту генератора, таким образом, промодулировать её звуком становится слегка проблематично, выражаться это может в более низкой громкости аудиосигнала при приёме, по сравнению с другими жучками. Для решения этой проблемы на схеме имеется катушка индуктивности L2, соединённая последовательно с кварцем - она позволяет слегка сдвигать его рабочую частоту в небольшом пределе для осуществления частотной модуляции. Номинал данной индуктивности на схеме указан диапазоном от 1 до 5 мкГн, желательно попробовать разные, чтобы добиться максимально громкого и чёткого звука в приёмнике. Стабилитрон D1 работает в качестве варикапа, нужен он также для осуществления модуляции. На вход "Audio in" подаётся звуковой сигнал - подавать его можно, например, с аудиовыхода телефона, плеера или компьютера, при подключении микрофона звук сперва нужно усилить. Уровень громкости на сходе схемы также подбирается экспериментально. Транзистор на схеме можно заменить отечественным КТ368. Все конденсаторы - малогабаритные керамические, резисторы мощностью 0,125 или 0,25Вт.

    На колебательном контуре L1 С1 происходит выделение 4-й гармоники кварца, то есть данный контур должен быть настроен на частоту, в четыре раза превышающую частоту установленного кварца. Для точной подстройки можно сдвигать раздвигать витки катушки, либо параллельно с С1 установить подстроечный конденсатор. Сама катушка наматывается медным эмалированным проводом диаметром 0,6 - 0,8 мм на оправке диаметром 4 мм и содержит 5 витков.

    Важное условие, без которого схема не заработает - это правильная сборка в соответствии с требованиями СВЧ-монтажа. Детали должны быть расположены как можно ближе друг к другу, не должно быть никаких длинных выводов деталей или дорожек. Автор собрал схему на небольшом отрезке макетной платы - и такой вариант вполне возможен. После сборки обязательно нужно смыть остатки флюса, ведь они могут сильно влиять на работу высокочастотных схем. После проверки правильности сборки схему можно запускать и ловить сигнал передатчика на предполагаемой частоте, при необходимости подстроить катушку L1 и колебательный контур. Напряжение питания схемы составляет 5-12 В, чем больше напряжение питания - тем больше мощность, а соответственно и дальность. Ток потребления не превышает пары десятков миллиампер, а потому запитать схему можно и от "кроны". Для удобства подключения источника звук автор установил на плате разъём 3,5 мм. В качестве антенны подойдёт любой отрезок провода длиной 70-80 см. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Сгоревшие люминесцентные лампы, как их зажечь от ЭПРА FINTAR 236?

    Wi-Fi сеть - расширение зоны покрытия для коттеджей и хитрых квартир

    Добавить комментарий

    3 комментария
    Korolev
    Hambaker,
    Ничего смешного. Всё соблюдено.Минимальная длинна выводов и соединительных линий.Что не так?

    Выполнение перечисленных условий не исчерпывает  всех требований, предъявляемых к СВЧ-монтажу. А без этого по утверждению бидона "схема не заработает", хотя автор самоделки этого не утверждал, видимо зная, что требования к правилам СВЧ монтажа предъявляются начиная с частот свыше 300 Мгц. yes  

    Hambaker
    Korolev,

    Правда в схеме есть некоторые косяки.

    Korolev

    Важное условие, без которого схема не заработает - это правильная сборка в соответствии с требованиями СВЧ-монтажа ... Автор собрал схему на небольшом отрезке макетной платы - и такой вариант вполне возможен

    smile

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии