Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Простейшее автомобильное зарядное устройство

    Простейшее автомобильное зарядное устройство

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Рано или поздно в жизни каждого автомобилиста наступает такой момент - нужно выезжать, а единственный автомобильный аккумулятор сел. Если поблизости есть другие автомобили, можно попросить добрый людей "прикурить", то есть взять напряжение из бортовой сети другого автомобиля для запуска двигателя. Тем не менее, иметь под рукой хотя бы простенькое зарядное устройство для аккумулятора просто необходимо, ведь в один момент рядом просто никого может не оказаться. Тем более, что для сборки простейшего зарядное устройство нужен минимум компонентов, самым главным и основным с которых будет мощный трансформатор. Самую примитивную схему зарядного можно увидеть ниже.

    По сути, это всего лишь трансформатор с подключенным к нему диодным мостом и амперметром. Также имеются два предохранителя, один в цепи 220В, второй в цепи на выходе, обратите внимание, они имеют разные номиналы. Учитывая, что сама схема не содержит никаких защит, не стоит пренебрегать установкой предохранителей. Есть некоторые нюансы, которые касаются трансформатора - он должен быть достаточно мощным, 100Вт и более, а также иметь выходное напряжение около 12-15В. Определить мощность трансформатора косвенно можно по его габаритам и весу, а также диаметру проволоки обмоток. Использовать также можно и самодельный трансформатор, например, если взять сердечник трансформатора от микроволновки, удалить штатную высоковольтную обмотку и вместо неё намотать толстым проводом свою, на нужное напряжение. Из заводских подойдёт, например, ТС160, данный трансформатор устанавливался в ламповые телевизоры "Рассвет" и "Рекорд", именно его и будет использовать автор. Фото трансформатора ниже.

    На трансформаторе имеются две накальные обмотки, каждая из которых рассчитана на напряжение 6,55В и максимальный ток 7,5А. Последовательное соединение этих обмоток даст напряжение 13,1В с тем же током 7,5А - именно то, что нужно. Использовать можно и более маломощные трансформаторы, с током 1-3А, но в этом случае процесс заряда будет длиться непозволительно много времени - несколько суток.

    Так как мощный трансформатор будет отдавать большой ток на зарядку аккумулятора, то и диодный мост должен быть рассчитан на соответствующую мощность. Подойдут, например, диоды Д242А, максимальный ток которых составляет 10А. Для сборки из них диодного моста потребуется 4 диода. Все соединения со вторичной обмотки трансформатора и после диодного моста должны быть выполнены качественно и с использованием проводов большого сечения - на них не будет потерь в процессе зарядки и они не будут нагреваться.

    Диодный мост можно взять и готовый, например, подойдёт КВРС5010, представленный ниже. Преимущество такого варианта в том, что диодные сборки обычно уже предусматривают отверстия для удобного крепления на радиатор, а в процессе работы диодный мост может сильно нагреваться, поэтому радиатор просто необходим.

    Ещё одна составляющая зарядного устройства - амперметр. Процесс заряда прекрасно будет идти и без него, тем не менее, амперметр необходим для контроля протекающего тока, а соответственно и индикации степени заряда аккумулятора. Работает это следующим образом: в самом начале при подключении полностью разряженный аккумулятор будет потреблять самый большой ток, ограничиваемый лишь мощностью трансформатора и диодного моста. По мере заряда ток будет падать и к концу составит 0,5 - 1А, при данных показаниях аккумулятор следует снимать с заряда, ведь перезаряд грозит закипанием аккумулятора. Наиболее практичным и удобным будет стрелочный амперметр, таких ещё много сохранилось с советских времён. Если под рукой есть простая стрелочная головка, сделать из неё амперметр очень просто - нужно лишь добавить шунт, предварительно его рассчитав.

    Для удобного подключения аккумулятора на выход зарядного устанавливаются крокодилы. Не стоит проверять работу устройства "на искру", замыкая между собой крокодилы - это приведёт к сгоранию предохранителей, или выходу из строя диодного моста.

    При подключении аккумулятора также обязательно необходимо следить за соблюдением полюсов - учитывая, что зарядное не содержит никаких защит, переполюсовка может привести к повреждению аккумулятора. Ради интереса автор приводит осциллограмму напряжения на выходе зарядного устройства. Так можно увидеть, то не постоянный, а импульсный - он предпочтителен в зарядке автомобильных аккумуляторов.

    Все детали, в частности трансформатор и диодный мост можно расположить внутри крепкого корпуса, а на переднюю панель вывести амперметр. Таким образом, получилось максимально простое зарядное устройство, собрать которое можно за пару часов из очень доступных компонентов - самым дорогим является трансформатор, но и то, его можно найти на свалке в составе выброшенного телевизора. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Wi-Fi сеть - расширение зоны покрытия для коттеджей и хитрых квартир

    Используем Ардуино вместо осциллографа

    Добавить комментарий

    11 комментариев
    Миха

    Не занимайтесь херней. Купите китайское зарядное  за 800 рублей.Показывает и емкость и напряжение и ток. И весит грамм 300 

    sergeyp
    Цитата: ino53
    Т160 вылетали при каждом мокром снеге.

       Ну это на 220.. На низком напряжении они вообще не чувствуют ток, вплоть до кз, видимо сопротивления обмотки и проводов достаточно для ограничения тока на безопасном для них уровне, про напряжение и говорить не стоит... )))

    ino53
    Цитата: sergeyp
    Делал шоферам на Т160, так они его на искру проверяли

    Приходилось некоторое время обслуживать новогодние елки и т.п. Тиристоры Т150, Т160 вылетали при каждом мокром снеге. Когда кончились их запасы, стал переходить на Т142-80, что проблематично, т.к. резьба меньше. Но, на удивление, надежность резко выросла - в патронах вода закипает, а им до лампочки... pardon 

    sergeyp
    Цитата: ino53
    Какой, интересно, у этого трехсотамперного монстра ток удержания?

       В инете не нашел, пришлось за справочником лезть: Ток удержания у него 300 мА, для зарядки аккумулятора годится, зато какой запас надёжности! Делал шоферам на Т160, так они его на искру проверяли - там скорей провода отгорят, чем тиристору непоздоровится... )))

    ino53
    Цитата: sergeyp
    у него только две годные вторички без отводов,
    Для тиристорного регулятора - достаточно. pardon
    Цитата: sergeyp
    А это вот как раз достойное применение тиристоров Ёжика... )))

    Какой, интересно, у этого трехсотамперного монстра ток удержания? dontknow 

    sergeyp
    Цитата: ino53
    А мне ТС160-4 как то больше приглянулся.

       Да, но у него только две годные вторички без отводов, а у третьего - с отводами, выбор напряжений больше... )))

       Если перемотать (а этим приходилось заниматься, т.к. найти то, что нужно очень трудно) можно использовать почти что угодно... )))

    регулятор тиристорный.

       А это вот как раз достойное применение тиристоров Ёжика... ))) Им даже радиаторы не понадобятся...

    ino53
    Цитата: sergeyp
     ТС-160-3. Вот правильный выбор для такого источника... )))
    А мне ТС160-4 как то больше приглянулся. Хотя вот этот еще лучше - ТС-180, перемотанный проводом ⌀2,2, до 12 А отдаст, регулятор тиристорный. pardon
    Цитата: Гость Степан
    ток будет импульсный, поскольку диоды откроются тогда, когда мгновенное напряжение обмотки превысит напряжение аккумулятора плюс падение напряжения на мосте.

    И что здесь плохого? Функция десульфатации добавилась...  smile 

    sergeyp
    Иван_Похмельев,

    Гость Степан

    Да, признаю, я ошибся. Когда возникли самосомнения, открыл паспорт и да, действительно, накальные обмотки выполнены раздельными. приношу свои извинения за проявленную некомпетентность. Просто, в эпоху массового отказа от ламповых телевизоров приходилось часто использовать катушки силовых трансформаторов для намотки новых обмоток.Все вторичные обмотки сматывались, ведь габариты трансформаторов позволяли делать зарядные устройства хорошей мощности, один ТС250 до сих пор трудится в качестве пускозарядного.

    Иван_Похмельев

    две накальные обмотки, каждая из которых рассчитана на напряжение 6,55В и максимальный ток 7,5А. Последовательное соединение этих обмоток даст напряжение 13,1В с тем же током 7,5А

    Отнюдь! У ТС-160 две накальные обмотки по 3,5 А выведенные параллельно на контакты 13 и 14 боковой контактной пластины. Если их включить последовательно, то и максимальный ток будет 3,5 А. Автор же неспроста предохранитель на 5 А поставил.

    При номинальном напряжении в сети на выходе выпрямителя будет 17,7 В, а при максимально допустимом (230 В + 10%) уже 19,6 В. АКБ его, конечно, посадит, но какой при этом будет ток? Поэтому стоит последовательно с обмоткой 1-8 включить обмотку 3-6, тогда вышеуказанные напряжения будут 15,2 В и 16,8  В соответственно.

    Гость Степан

    Там одна накальная обмотка, разделенная на две катушки, каждая на своём керне, соединены последовательно. Поэтому фокус не пройдёт. Останется соединить с двумя оставшимися напряжением 6,3 в, но там ток совершенно маленький. Короче без перемотки не получится, заодно и отводов на делать, для регулировки зарядного тока, но это, как говорится, совсем другая история.

    Вопрос про осцилограмму. Скорее всего это переменная составляющая, замеренная на аккумуляторе.  Конечно ток будет импульсный, поскольку диоды откроются тогда, когда мгновенное напряжение обмотки превысит напряжение аккумулятора плюс падение напряжения на мосте. Поэтому амперметр покажет очень средний ток, фактически из острого пика и нуля. 

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии