Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Ручной контроллер скорости вентилятора на несколько каналов

    Ручной контроллер скорости вентилятора на несколько каналов

    Приветствую всех зашедших!

    Вентиляторы (они же кулеры) давно стали привычным явлением в электронике, ведь, к сожалению, КПД электронных схем далеко не всегда высок и иногда значительная часть потребляемой электрической энергии рассеивается в виде тепла на радиаторах. Ярким примером служат ноутбуки и системные блоки - практически в каждом из них есть по несколько кулеров. При этом в компьютерах установлены специальные датчики температуры, регулирующие скорость вращения кулеров в зависимости от интенсивности нагрева радиаторов, необходимо это, в первую очередь, для снижения уровня шума в момент простоя компьютера, а также для продления срока жизни самих кулеров. Порой регуляторы оборотов вентиляторов бывают необходимы и в самодельных конструкциях, например, мощных усилителях. Представленный в статье регулятор ручной - то есть позволяет установить фиксированную частоту вращения, с возможностью её изменения от минимума от максимума. Чуть более сложные схемы предполагают использование датчиков температуры и регулировку оборотов в зависимости от их показаний, однако порой требуются и обычные ручные регуляторы.

    Схема крайне примитивная и состоит всего из одного транзистора и пары резисторов, один из которых переменный. При изменении положения переменного резистора будет меняться ток через базу транзистора, а соответственно и ток, протекающий через его переход коллектор-эмиттер, таким образом, транзистор в данной схеме работает в роли мощного переменного сопротивления. Для использования подойдёт любой достаточно мощный (с током не менее 2А) NPN транзистор в корпусе ТО-220, например, TIP31 или его отечественный аналог КТ817. На выходе схемы, параллельно подключенному кулеру имеется светодиод с резистором - это индикатор включения схемы, по яркости свечения светодиода также можно косвенно судить о том, какое положение регулятора выставлено в данный момент. Потенциометр подойдёт любой сопротивлением около 5 кОм, можно увидеть, что нижнее его положение ограничивается постоянным резистором 4,7 кОм, это необходимо для уменьшения "мёртвого хода" потенциометра, так как кулеры обычно начинают вращаться только от 3-5В. Кулер для данной схемы может использовать любой, рассчитанный на питание от 12В. Кулеры могут отличаться по потребляемому току - так как весь излишек напряжения будет рассеиваться в виде тепла на транзисторе, с данной схемой лучше использовать кулеры небольших мощностей, чтобы не пришлось ставить отдельный радиатор на транзистор схемы.

    Данная схема миниатюрна, а потому хорошо подходит для независимого управления целой пачкой кулеров - автор подготовил несколько печатных плат, рассчитанный на 2, 3 и 4 вентилятора. Скачать платы для программы Sprint Layout можно в архиве в конце статьи.

    Потенциометры устанавливаются прямо на плату, а дальнейшем их можно с помощью гаек закрепить на какой-либо панели и надеть ручки на валы, в результате получится весьма симпатичный блок управления, как показано ниже. Удачной сборки!

    kontroller-ventilyatora-3.zip [704,9 Kb] (скачиваний: 16)

    Источник (Source)

    DC-DC повышающий преобразователь на NE555

    Предусилитель с НЧ выходом для сабвуфера

    Добавить комментарий

    1 комментарий
    Korolev

    С диким-то посложнее будет! И что, собственно, он контролирует? Это обычный регулятор!

    с данной схемой лучше использовать кулеры небольших мощностей, чтобы не пришлось ставить отдельный радиатор на транзистор схемы.

    Тогда в чём смысл? Вентилятор для обдува транзистора, управляющего этим самым вентилятором? scratch Ещё в прошлом тысячелетии заморачивался подобной проблемой и пришёл к выводу, что очень точное количество оборотов мне нафиг не нужно, достаточно одной ступени. Несколько позже и весьма авторитетная кампания Zalman пришла к тому же решению:

    переходник Zalman 3pin => 3pin RC56 понижающий 12v=>5.5v

    yes 

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии