Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Овердрайв «Tube Screamer» для электрогитары

    Овердрайв «Tube Screamer» для электрогитары

    Приветствую всех зашедших!

    За всё время с момента появления первых гитарных примочек выпускалось довольно много однотипных овердрайвов, однако один из них сумел заслужить действительно всемирную славу и огромную популярность, его название Tube Screamer. Несмотря на слово «Tube» в названии, примочка транзисторная, более того, с весьма простой схемой. Первая версия овердрайва называлась TS-808, чуть более поздняя - TS-9. Сейчас считается, что ранняя версия звучит несколько лучше, это объясняют установкой операционного усилителя JRC4558D, поэтому цены на вторичном рынке на эти педали весьма существенные. TS-9 отличается от первой версии изменением номиналов пары резисторов в выходном каскаде, примечательный факт, что первые выпускаемые TS-9 были построены на той же микросхеме JRC4558D, затем она была заменена на Toshiba TA75558P, с которой TS-9 выпускается по сей день. JRC4558D на данный момент не является дефицитной микросхемой, поэтому обладая навыками пайки есть все шансы повторить оригинальную схему TS-808 или первых TS-9. Сам же овердрайв считается больше грелкой, чем самостоятельным перегрузом - многие гитаристы с его помощью "раскачивают" чистый канал ламповых усилителей до получения кранча, лёгкого бархатного перегруза, который так всем нравится. Легендарная схема однозначно рекомендуется к повторению - звук просто не может разочаровать, тем более, что схема "разжёвана" и имеет множество элементов, варьируя которые можно в той или мной степени менять звучание - но об этом позже.

    Схему можно условно разбить на 4 части - первая из которых входной буфер на транзисторе, обеспечивает примочке высокое входное сопротивление, вторая - ограничитель сигнала, который и формирует перегруз, третья - регулятор тона, и четвёртая - выходной буфер, полностью аналогичный входному, обеспечивает низкое выходное сопротивление примочки. Транзисторы в буферах используются 2SC1815 - если нет возможность найти именно такие, спокойно можно поставить и другие малошумящие NPN, например, BC547, 2N3904, они не привносят в сигнал никаких изменений, поэтому на звучании замена на отразится. Несколько по-другому дела обстоят с микросхемой - для использования в схеме подойдут практически любые сдвоенные операционные усилители, помимо оригинального JRC4558 можно поставить TL072, TL082, OP275, LM833, NE5532, причём разные микросхемы дадут чуточку различный оттенок звука. Поэтому при постройке педали имеет смысл установить панельку и повтыкать в неё разные, как минимум для интереса.

    Схема имеет три ручки регулировки. "Drive" для регулировки уровня перегруза от практически чистого до вполне конкретного овердрайва. В оригинальной схеме стоит потенциометр номиналом 500 кОм, одной из модификаций является увеличение его сопротивления до 1-2 МОм, максимальный уровень перегруза при этом увеличится примерно 1,5 раза, что будет полезно для использования с гитарами, оборудованными слабыми по выходу звукоснимателями. Характеристика потенциометра логарифмическая для большей плавности регулировки. Поднять максимальный уровень перегруза можно также путём уменьшения номинала резистора 4,7 кОм в этом же каскаде ограничения, при этом нужно пропорционально увеличить включенный с ним последовательно конденсатор (47 нФ) для сохранения частотного баланса. Минимальный уровень перегруза задаётся резистором на 51 кОм, при необходимости его можно увеличить до 100-200 кОм, что также будет актуально для слабых звукоснимателей. А вот для мощных хамбакеров резистор можно наоборот уменьшить, если в минимальном положении ручки "Drive" не удаётся добиться прохождения сигнала практически без искажений.

    Вторая ручка - "Tone", позволяет менять АЧХ обработанного сигнала, для неё подойдёт потенциометр номиналом 20-25 кОм. Согласно утверждениям некоторых заядлых любителей Tube Screamer, наиболее подходящей характеристикой потенциометра будет "W", однако встречается она довольно редко, поэтому подойдёт и обычный линейный. Третья ручка "Level" регулирует громкость сигнала на выходе, необходим потенциометр с логарифмической характеристикой. Интересен тот момент, что потенциометр включен не на выходе схемы, как во многих других примочках, а перед выходным буфером.

    Несколько слов о возможных заменах и модификациях. Оригинальная схема имеет симметричное ограничение на двух включенных встречно-параллельно диодах, стоящих в цепи обратной связи усилителя. Многие утверждают, что по звуку преимущество имеет несимметричное ограничение, поэтому с этим можно поэкспериментировать. Например, можно поставить один диод кремниевый, а второй - германиевый (отечественный Д9), либо оставить два кремниевых, но последовательно с ним установить либо светодиод, либо p-n переход транзистора. Всё это приведёт к тому, что полуволны сигнала (положительная и отрицательная) будут ограничиваться на разной амплитуде.

    Ещё один повод для звуковых экспериментов - конденсатор на входе, в оригинале его ёмкость составляет 22 нФ. Если подключить последовательно с ним ещё один ёмкостью 22-47 нФ, можно поднять уровень низких частот в звуке, что иногда можно быть очень кстати. Подключение дополнительной ёмкости можно даже вывести на отдельный тумблер на корпусе педали. На частотный спектр сигнала оказывает влияние и конденсатор 51 пФ в цепи обратной связи операционного усилителя, кому-то больше нравится звук без этого конденсатора.

    Собирается Tube Screamer на печатной плате, файл с которой можно скачать в архиве в конце статьи. Плата разработана по концепции "всё в одном", то есть и гнёзда входа-выхода, и кнопка True Bypass запаиваются на плату, и даже потенциометры выводятся не на проводах, а стоят на плате на ножках-проволочках. По проводам к плате подключается только питание и соединение корпуса с землёй схемы. Обратите внимание на распиновку гнёзд на печатной плате, они симметричны друг с другом. Перед сборкой стоит проверить всю плату, совпадают ли монтажные отверстия с реальными размерами имеющихся у вас деталей, так как разные элементы даже одинаковых элементов могут иметь разные размеры.

    Внешний вид собранной платы представлен выше. В таком виде, даже без корпуса, примочку уже можно включить, проверить работоспособность и послушать звук. Однако без экранирующего корпуса проводники на плате будут здорово ловить все наводки, поэтому на максимальном уровне перегруза непременно появится небольшой фон. Чтобы этого избежать вся плата помещается в силуминовый корпус, в данном случае подойдёт Gainta G0124. Корпус соединяется с землёй схемы. В корпусе просверливаются отверстия под все входы-выходы, потенциометры, светодиод и кнопку, учитывая, что почти все элементы жёстко впаяны в плату, сверлить корпус следует после тщательного снятия всех размеров. Облегчит задачу представленный ниже чертёж расположения всех отверстий, который подойдёт к плате в архиве.

    После сверления отверстий останется только поместить в корпус собранную и проверенную плату - овердрайв готов. Плата внутри будет держаться благодаря крепёжным гайкам кнопки, гнёзд и потенциометров. Удачной сборки!

    ibanez-ts-9.rar [22,21 Kb] (скачиваний: 26)

    Источник (Source)

    Витой кабель для зарядки смартфона своими руками

    Мощный регулятор напряжения на LT1083 (7 ампер)

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии