Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Универсальный блок питания для ламповой аппаратуры

    Универсальный блок питания для ламповой аппаратуры

    Приветствую всех зашедших!

    От ламповых устройств так и веет консерватизмом. Подумать только, ведь лет 40 назад ламповые телевизоры и радиолы казались самыми обычными предметами в любой квартире, а сейчас их можно увидеть чаще всего либо на свалках, либо в ретро-музеях. Несмотря на безоговорочное устаревание радиоламп в мире электронике, ламповые конструкции, в частности усилители, пользуются достаточной популярностью, чего стоит один только их внешний вид, а кто-то и вовсе приписывает им особое, "тёплое ламповое" звучание. Важной составляющей любого лампового устройства, в том числе усилителя, является блок питания - ведь для таких устройств требуется как минимум два разных напряжения для работы: накальное, составляющее для большинства маломощных отечественных ламп 6,3В, и анодное в 200-300В. В статье описывается сборка самодельного блока питания для ламповых усилителей, от него можно будет питать как какой-то один конкретный усилитель, так и использовать как универсальный для сборки, тестирования и настройки разных ламповых схем. Общая схема представлена ниже.

    Основой всего является анодно-накальный трансформатор, например, ТС-160 или ТС-180, такие использовались во многих ламповых телевизорах, название указывает, что трансформатор имеет низковольтную обмотку для питания накала и высоковольтную для получения анодного напряжения. Можно использовать и многие другие отечественные трансформаторы, либо даже два отдельных, для анодов и накала. Главное, чтобы накальная обмотка была достаточно мощной, ведь нить накала ламп обычно потребляет 0,5 - 2А, а учитывая, что в одной конструкции ламп может быть несколько, общий ток получается внушительным. Основная цель накала лампы - разогреть катод для запуска эмиссии, поэтому, в общем случае, без разницы, питается накал постоянным или переменным напряжением. Однако в некоторых случаях питание накала переменным током может привести к появлению фона в звуковом тракте усилителя, особенно когда дело касается первой-второй лампы в тракте. По этой причине часто накал выпрямляют, как сделано и в данной схеме. Для выпрямления установлены 4 диода КД213, подойдут любые другие на ток не менее 10А. При протекании большого тока диоды могут ощутимо нагреваться, поэтому предпочтительнее будут диоды в корпусе ТО-220 или готовые диодные сборки, их без проблем можно установить на небольшой радиатор для охлаждения. Конденсатор 100 нФ служит для фильтрации высокочастотных помех, конденсатор 4700 мкФ - для подавления пульсаций. Далее следует цепочка из резистора и светодиода для индикации и стабилизатор 78L05, дающий на выходе стабильные 5В, стабилизатор должен быть в корпусе ТО-220, при этом его также нужно установить на небольшой радиатор. Несмотря на то, что стандартное номинальное напряжение питания накала 6,3В, питать его можно и от 5В, по словам автора лампы без проблем работают и при пониженном напряжении, кроме того, в некоторых случаях это позволяет продлить срок службы лампы. На выходе стабилизатора для дополнительной фильтрации стоит ещё один конденсатор, после него накальное напряжение полностью готово для питания нитей.

    Верхняя часть схемы построена практически аналогично, за тем исключением, что работает она наоборот, с большим напряжением и малым током. Стабилизатора в этой цепи нет, вместо него стоит резистор на 47 Ом - его номинал будет зависеть от конкретного усилителя, с которым будет использоваться блок питания. Для выпрямления используется готовый диодный мост, например, подойдут КЦ405 или КЦ402, представленные фото ниже. Максимальное напряжение, как диодного моста, так и фильтрующих конденсаторов должно быть в 2 раза выше, чем переменное напряжение на вторичной обмотке трансформатора. Ёмкость фильтрующих конденсатор устанавливается по принципу "чем больше - тем лучше", однако слишком ёмкие конденсаторы будут занимать крайне много места. Общая ёмкость двух конденсаторов в 600 мкФ будет вполне оптимальным значением.

    На схеме имеется целых три плавких предохранителя - и на входе по сети 220В, и в цепи анода, и в цепи накала. В данном случае не стоит пренебрегать предохранителями, ведь в случае короткого замыкания трансформатор, в отличие от импульсных блоков питания, не уйдёт в защиту, не подаст никакого вида, а просто продолжит работать дальше, быстро нагреваясь, что в итоге может привести к его возгоранию.

    Все элементы схемы устанавливают в подходящий по размеру корпус, на передней его панели можно сделать удобные разъёмы для подключения к питаемым схемам. При монтаже всех деталей важно обеспечить хорошую изоляцию, ведь детали будут находиться под высоким напряжением. Также используемый трансформатор перед сборкой блока питания следует проверить, так как многие старые отечественные трансформаторы со временем начинают издавать неприятный гул, особенно под нагрузкой. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Десяти-сегментный стерео индикатор уровня сигнала на AN6884

    Как убить комара на потолке

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии