Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Светодиодный индикатор ВЧ поля

    Светодиодный индикатор ВЧ поля

    Приветствую всех зашедших!

    Индикатор высокочастотного поля - весьма занятное устройство, которое позволяет визуализировать мощность излучения какого-либо устройства на светодиодной шкале, чем мощнее будет источник - тем больше загорится светодиодов. Источников поля в любой обычный квартире целое множество: это и роутер, и сотовые телефоны, а также любые устройства с импульсными источниками питания, да что там, даже обычные сетевые провода являются небольшими источниками электромагнитного излучения. Все они работают на разных частотах: по сетевым проводам течёт ток частотой 50 Гц, импульсные источники работают на частотах 20 кГц - 200 кГц, сотовые телефоны и роутеры в СВЧ диапазоне, примерно 1 ГГц - 5 ГГц. Представленный в статье индикатор интересен тем, что не имеет никакого фильтра, а потому с его помощью можно будет "увидеть" сигнал от всех описанных выше источников, отсюда вытекает и его практическая польза - при определённой сноровке индикатор можно использовать даже в качестве детектора скрытой проводки в стенах. Схема представлена ниже.

    Светодиодный индикатор ВЧ поля

    Начинается вся схема с антенны - в её роли может выступать любой отрезок проволоки длиной 15-20 см, при желании антенну можно скрутить в спираль. От длины антенны будет зависеть чувствительность к тем или иным частотным диапазонам, общее правило такое - чем короче антенна, тем лучше она будет принимать высокочастотное излучение и хуже - низкочастотное, ориентироваться нужно на четверть длины волны сигнала. Пойманный антенной сигнал усиливается на двух маломощных NPN транзисторах, при этом в качестве VT1 автор рекомендует устанавливать КТ3102ЕМ, с ним индикатор имеет хорошую чувствительность. Все остальные транзисторы (VT2 - VT10) - любые маломощные, например, 2N3904, BC547 и т.д. VT1, VT2 можно попробовать также ставить высокочастотные, например, КТ368, либо импортные 2SV3356, BFR93, они имеют SMD корпуса, однако должна возрасти чувствительностью к СВЧ диапазону. Диоды VD1, VD2 желательно Шоттки, например, BAT42, однако работать схема будет и с распространёнными кремниевыми 1N4007, 1N4148, может только чуть потеряться чувствительность.

    Индикация производится с помощью линейки светодиодов HL1 - HL7, светодиод HL8 служит для индикации включения питания схемы и светится постоянно. Каждый светодиод в линейке управляется своим транзистором, при этом в каждой ступеньке имеется пороговый диод (VD3 - VD8, 1N4148 или 1N4007) благодаря чему в каждый момент времени светится только один светодиод. Резистор R13 является токоограничительным для всей линейки, поэтому изменяя его номинал в пределах 300-680 Ом можно изменять яркость свечения светодиодов, может потребоваться при использовании источников питания с разным напряжением. Светодиоды в линейке могут иметь любой цвет и форму, для информативности и красоты линейку можно составить из 3-х цветов: зелёный в самом начале, оранжевый в середине и красный в самом конце, он будет означать максимум излучения. Питается схема от напряжения 5-9В, потребляемый ток составляет не более 40 мА. В качестве источника питания подойдёт, например, крона, её хватит на несколько часов непрерывной работы, либо литий-ионный аккумулятор с повышающим преобразователем. Использовать схему без автономного источника питания бессмысленно, тогда ведь индикатор нельзя будет свободно перемещать по всем уголкам квартиры в поисках источников излучения. Конденсатор С2 на схеме - электролитический на 10-22 мкФ, он даёт некоторую задержку в работе светодиодного столбца, не давая светодиодам погасать мгновенно, при желании с ёмкостью этого конденсатора можно поэкспериментировать, добиваясь максимальной наглядности.

    Номиналы всех остальных элементов на схеме: С1 = 1..10 нФ, R1, R4=1 МОм, R2=470 кОм, R3, R5=10 кОм, R6-R12= 1 кО, R13=300..680 Ом.

    Собирается индикатор на макетной плате, ввиду простоты схемы, однако в архиве в конце статьи можно скачать пример трассировки платы под ЛУТ. Антенна в виде спиральки впаивается прямо в макетную плату, так индикатором будет удобно пользоваться. Собрать такой индикатор можно просто для развлечения, понаблюдать за интенсивностью излучения от разной техники, а можно и найти практическое применение, например, сравнить по мощности два роутера, однако в этом случае нужно учитывать, что у индикатора может быть разная чувствительность к разным частотным диапазонам. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Радиоприёмник на RDA5807 (3 варианта)

    Самодельный генератор сигналов

    Добавить комментарий

    1 комментарий
    Korolev

    с его помощью можно будет "увидеть" сигнал от всех описанных выше источников

    Брехня! Можно "увидеть" лишь наличие некоего сигнала.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии