Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Примочка для бас-гитары «DOD Bass Overdrive»

    Примочка для бас-гитары «DOD Bass Overdrive»

    Приветствую всех зашедших!

    В интернете представлено невероятное множество схем гитарных примочек, однако практически все они рассчитаны на использование с обычный шестиструнной электрогитарой и не подходят для бас-гитар. Между тем, бас-гитары также часто используются с примочками, в частности перегрузами, например, чтобы подчеркнуть звук в каком-нибудь соло, или просто разнообразить звучание. Перегрузы для бас-гитар, в целом, полностью аналогичны гитарным примочкам, однако имеют пару особенностей - самая очевидная - это другой частотный диапазон, сдвинутый вниз. Вторая особенность в том, что многие фирменные овердрайвы для бас-гитар имеют ручку "Blend", которая позволяет смешивать перегруженный сигнал с чистым - это необходимо для того, чтобы сигнал после примочки оставался таким же мощным и плотным. Одной из фирменных примочек, которая удовлетворяет всем данным условиям, является DOD Bass Overdrive - простой в плане схемы, и весьма функциональный овердрайв.

    Построена схема всего на одном сдвоенном операционном усилителе, подойдут, например, NE5532, TL072, TL082. На входе имеется буфер на транзисторе (эмиттерный повторитель), который обеспечивает высокое входное сопротивление примочки, на схеме транзистор указан как КТ315, однако вместо устаревшего отечественного можно взять, например, BC547, 2N3904. Далее сигнал уходит по двум направлениям - напрямую на ручку Blend через конденсатор С5, и на каскад перегруза через конденсатор С3. Перегруз осуществляется благодаря двум встречно-параллельным диодам (D1, D2) в цепи обратной связи операционного усилителя. Здесь можно много экспериментировать со звуком, устанавливая разные диоды в разных конфигурациях: например, один диод кремниевый, второй германиевый, либо оба германиевых, либо по два диода последовательно, либо вовсе вместо диодов - стабилитроны или переходы транзисторов. Всё это будет приводить к изменению напряжения ограничения сигнала, соответственно будет отражаться на звуке, по словам многих людей, интересное звучание даёт ассиметричное ограничение, когда в одном направлении стоит один диод, например, кремниевый, а в другом - германиевый. Соответственно разные полуволны переменного сигнала будут ограничиваться на разной амплитуде. Там же в цепи обратной связи стоит переменный резистор на 100 кОм для регулировки коэффициента усиления каскада, соответсвенно регулировать будет уровень перегруза. Надпись "LOG" означает, что потенциометр нужно брать, в идеальном случае, с логарифмической характеристикой, это позволит регулировать эффект плавно. Надпись "LIN" указывает на линейную характеристику. Далее следует регулятор Blend - ещё один потенциометр, который позволяет смешивать чистый сигнал (поступающий через С5) с перегруженным. Соответственно в крайних положениях потенциометра сигнал будет либо полностью чистый, либо полностью перегруженный. Казалось бы, регуляторы Drive и Blend полностью повторяют друг друга, однако на деле это разные регулировки, услышать разницу можно будет, собрав примочку.

    Далее по схеме следует часть, формирующая нужную АЧХ сигнала благодаря RC цепям-фильтрам, управлять частотной коррекцией можно с помощью потенциометра Tone. После неё следует последний каскад на операционном усилителе, слегка поднимающий амплитуду сигнала после фильтров, с него сигнал попадает на регулятор громкости и на выход OUT примочки. Таким образом, схема не содержит никаких дорогостоящих или редких элементов, все детали можно купить в любом магазине радиодеталей, общая сумма на покупку всех элементов составит примерно 200-300 рублей, большую часть из которых будут составлять потенциометры.

    Для данной схемы разработаны два варианта печатных плат, они находятся в архиве в конце статьи, для открытия понадобится программа Sprint Layout. На картинке выше показана схема подключения всех элементов к плате, как можно увидеть, проводками к плате припаиваются все потенциометры, питание, гнёзда входа и выхода, а также кнопка байпасса. Любая гитарная примочка содержит байпасс - схема обхода, которая позволяет нажатием одной кнопки включить или выключать примочку, во включенном состоянии сигнал обрабатывается схемой, а в выключенном - проходит напрямую в обход схемы. На картинке показан самый простейший вид байпасса, для создания которого понадобится одна кнопка с фиксацией на 2 положения. Можно использовать даже тумблер, если не возникнет необходимости переключать примочку во время игры не отрывая рук от грифа. При сборке платы следует обращать внимание на цоколёвку микросхемы, распиновку транзистора - если перепутать, примочка не заработает, а искать ошибки в собранной плате процесс не из приятных, поэтому стоит делать всё правильно и качественно с самого начала. Соблюдать также нужно полярность электролитических конденсаторов и питания. Напряжение питания схемы составляет 9-12В, потребляемый ток небольшой, так что в качестве автономного источника можно использовать крону. Ниже на картинке показан второй вариант печатной платы в собранном виде, он интерес тем, что потенциометры впаиваются прямо на неё, а не выводятся на проводах. Удачной сборки!

    dod-bass-overdrive.rar [26,69 Kb] (скачиваний: 10)

    Источник (Source)

    Схема усилителя мощности звука D-класса на TPA3116D2

    Вспомним былое, хранение мелочевки в спичечных коробках

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии