Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Автоматическое автомобильное зарядное устройство на 15А

    Автоматическое автомобильное зарядное устройство на 15А

    Приветствую всех зашедших!

    Автомобильное зарядное устройство - ещё одно из устройств, сборка которого своими руками может обойтись существенно дешевле, чем покупка готового, особенно если под рукой уже есть мощный трансформатор и подходящий корпус. Тем более, что собрать своими руками полноценное зарядное с автоматическим режимом и рассчитанное на большой зарядный ток не так уж и сложно, как раз о таком и пойдёт речь в статье. Зарядное будет рассчитано на максимальный ток в 15А, что достаточно много - с успехом можно будет заряжать аккумуляторы ёмкостью до 150 А/ч, однако мощность зарядного будет зависеть, в первую очередь, от используемого силового трансформатора. Кроме того, можно будет выбирать между автоматическим и ручным режимом и регулировать зарядный ток. В качестве дополнительной модификации автор также предусмотрел активное охлаждение, вентилятор, который запускается при достижении определённой температуры - хорошее охлаждение залог долгой и надёжной работы электроники. Схема самого зарядного не нова и уже повторялась многими радиолюбителями:

    На вход схемы подаётся переменное напряжение с трансформатора, трансформатор должен быть быть рассчитан на напряжение 18-24В, в идеальном случае его мощность должна быть не менее 400Вт, что соответствует току вторичной обмотки примерно 20А. Такие трансформаторы обычно довольно тяжёлые и занимают много места, поэтому можно взять и менее мощный, однако в этом случае снизится и значение максимального зарядного тока. Современные силовые трансформаторы стоят довольно много, и покупка нового трансформатора для постройки зарядного - не совсем оправданное решение, гораздо лучше будет использовать мощные советские трансформаторы, которые вполне недорого продаются сейчас на барахолках, в том числе в составе каких-либо готовых устройств, которые можно разобрать. Также одинаковые трансформаторы можно соединять последовательно, чтобы увеличить выходное напряжение, либо параллельно, чтобы увеличить максимальный ток, но в этом случае сперва нужно убедится, что они выдают одинаковое напряжение. Также трансформатор можно намотать и самостоятельно, например, на сердечнике от трансформатора микроволновки - такие переделки часто описываются в интернете.

    Далее напряжение выпрямляется - диодный мост это ещё одна важная часть конструкции, так как он должен быть рассчитан на ток не менее 50А. Учитывая небольшое питающее напряжение, диоды следует брать на напряжение примерно 70-100В, более высоковольтные обычно имеют и большее падение напряжения на переходе, что приведёт и к большему нагреву. Удобно использовать готовые диодные мосты - они имеют крепление на радиатор, а небольшой радиатор для моста определённо понадобится. Ещё один силовой элемент на схеме - тиристор он должен быть рассчитан на ток не менее 40А, например, хорошим выбором будет BTA41-600B, и его также нужен будет разместить на радиаторе. Редкие диоды BYP401 можно заменить на распространённые 1N4007. Переменный резистор Р1 служит для регулировки зарядного тока, его нужно будет вынести на переднюю панель корпуса для удобного доступа. Резисторы PR2, PR1 остаются на плате в виде подстроечных резисторов, они нужны для настройки параметров автоматического режима заряда. Также на плате присутствует и сам переключатель выбора режимов - подойдёт любой тумблер на 2 положения. Два светодиода индикации - индикатор заряда и индикатор ручного режима также можно будет расположить на корпусе для наглядности. Аккумулятор подключается к контактам "А+" и "А-" в соответствии с полярностью.

    Собирается вся схема на печатной плате, один из вариантов представлен выше, ещё один можно будет скачать в архиве в конце статьи для программы Sprint Layout. Обратите внимание на ширину силовых дорожек от входа питания до выхода на аккумулятор - они должны без потерь пропускать ток до 15А, поэтому не лишним будет также проложить поверх дорожек медные проволоки и обильно залудить. В остальном же плата не имеет никаких особенностей, достаточно лишь правильно расположить все детали в соответствии с полярностями и цоколёвками. Проводами с платы выводятся пара светодиодов, регулятор зарядного тока. Отдельно от платы также стоит и диодный мост.

    Собранная плата устанавливается в корпус, весьма удобно использовать большой корпус, внутрь которого поместится и вся электроника, и большой питающий трансформатор. В качестве защиты от короткого замыкания автор использует автомат, который виден у задней стенки корпуса - он спокойно пропускает ток до 15А, но немедленно срабатывает при коротком замыкании, защищая от пробития тиристор. Для того, чтобы не заряжать аккумулятор "вслепую" предусмотрены стрелочные вольтметр и амперметр - можно купить готовые в магазине радиодеталей, в соответствии с требуемыми диапазонами - вольтметр до 20-24В (подключается к выходу схемы), амперметр до 20А (подключается в разрыв выходного провода). Использование стрелочных индикаторов данном случае и нагляднее, и дешевле, и надёжней.

    На задней стенке корпуса расположились автомат, плавкий предохранитель и разъём для подключения к сети 220В, а также кулер для вентиляции внутреннего пространства корпуса, которое непременно будет нагреваться при работе с большими токами. Можно подключить кулер напрямую к питанию 12В, он будет вращаться сразу при включении зарядного устройства, однако более технологично использовать датчик температуры, который включит кулер лишь тогда, когда температура превышает определённый порог.

    Схема довольно проста и основана на одном компараторе. RT1 на схеме - термистор, специальный элемент, сопротивление которого меняется в зависимости от его температуры, в данном случае термистор можно разместить на радиаторе тиристора или диодного моста. Подстроечным резистором PR1 регулируется порог срабатывания схемы, его экспериментальным путём стоит установить так, чтобы кулер включался при температуре около 40-50°C. Операционный усилитель подойдёт любой, например, TL071. Питается схема от напряжения 12В - это может быть отдельная маломощная обмотка на силовом трансформаторе, либо отдельный сетевой адаптер. Таким образом, получилось простое и дешёвое автомобильное зарядное устройство, которое по своей функциональности и надёжности вполне может потягаться с фирменными моделями. Удачной сборки!

    zu-15a-1.rar [2,13 Mb] (скачиваний: 163)

    Источник (Source)

    Примочка «Tri-vibe» для электрогитары

    Кредитная карта в борьбе с мышами мышеловка

    Добавить комментарий

    1 комментарий
    Гость Евгений

    "использовать мощные советские трансформаторы, которые вполне недорого продаются сейчас на барахолках" - угу

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии