Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Мощный звуковой усилитель (100 ватт) своими руками

    Мощный звуковой усилитель (100 ватт) своими руками

    Приветствую всех зашедших!

    Звуковые усилители - ещё одна категория электронных устройств, которые гораздо выгоднее (в финансовом плате) собрать своими руками, чем покупать готовые, тем более, что в интернете представлено бесчисленное количество различных схема, отличающихся наличие разных "наворотов", сложностью и выходной мощностью. Выбирать схему для сборки следует, прежде всего исходя из необходимой мощности и наличия тех или иных компонентов. Большой популярностью пользуются усилители на мощных микросхемах серии TDA, например, это микросхемы TDA7293, TDA7294, однако довольно часто в магазинах попадаются либо подделки, либо неоправданно высокие цены на оригинальные микросхемы. В этом плане преимущество имеют усилители, построенные на каскадах из отдельных транзисторах, они хоть и несколько сложнее в сборке, но гораздо доступнее - при отсутствии тех или иных указанных на схеме транзисторов почти всегда можно поставить аналоги. По мощности усилители варьируются в очень широком диапазоне, начиная с мощности в 1-2Вт, которой достаточно для незатейливых компьютерных колонок, заканчивая сотнями ватт. Усилитель с максимальной мощностью, допустим, в 100Вт не обязательно использовать на всю катушку и всегда на максимальной громкости - он прекрасно будет работать и с тихой музыкой, однако для его сборки потребуются и большие радиаторы, и мощный источник питания, что не всегда оправданно. Пригодится это может, в первую очередь при наличии мощных акустических систем (вроде S90), чтобы иметь возможность "раскачать" их на полную где-нибудь на праздниках или вечеринках на даче или частном доме, либо, например, подзвучивать музыкальный инструмент на выступлениях.

    Представленная схема усилителя рассчитана на выходную мощность до 200Вт, обеспечивается это благодаря включенным параллельно транзисторам в оконечном каскаде. Конечно, реальная мощность в 200Вт может быть достигнута только при наличии мощного источника питания (300-400Вт) с максимальным напряжением питания на плечо примерно 50-60В, хорошим охлаждением выходных транзисторов, при такой мощности возрастут и искажения сигнала, однако, учитывая всю громкость музыки - это второстепенный момент. Чтобы слегка облегчить эту схему и сэкономить на радиаторах, можно убрать пару транзисторов в выходном каскаде VT5, VT6, оставив только VT7, VT8, в этом случае мощность снизится примерно в два раза, но всё равно останется на уровне до 100Вт, чего будет достаточно для любой вечеринки.

    Состоит схема из 4-х блоков усиления. Сперва входной сигнал попадает на неинвертирующий дифференциальный операционный усилитель, обеспечивающий высокое входное сопротивление. Далее следует инвертирующий усилитель тока на транзисторах VT1, VT2, затем инвертирующий усилитель напряжения на VT3, VT4, обеспечивающий нужное напряжение для выходного каскада, и собственно сам выходной каскад, который может состоять либо из двух, либо из одной пары мощных комплиментарных транзисторов. Можно заметить, что усилитель содержит два инвертирующих каскада, таким образом, в целом его сигнал на выходе остаётся неинвертируемым, что позволяет использовать усилитель как отдельный блок в составе с другой аудиоаппаратурой.

    Напряжение питания схемы двухполярное и может варьироваться от ±20 до ±60В, чем больше питание, тем больше максимальная выходная мощность и соответственно нагрев выходного каскада, поэтому здесь необходимо выбирать компромиссный вариант исходя из задач. Для питания подойдёт мощный трансформатор, в идеальном случае на 150-300Вт, он должен содержать две одинаковые обмотки с напряжением в указанном диапазоне, либо одну, но с отводом от середины для получения двухполярного напряжения. Для построения стерео-усилителя схему нужно собрать в двух экземплярах - для правого и левого канала. Запитать их можно как от отдельного трансформатора, так и от одного мощного. Напряжение с трансформатора выпрямляется диодным мостом с током не менее 5А и сглаживается конденсаторами - на ёмкости фильтрующих конденсаторов не стоит экономить, так как при их недостатке может появиться фон и хуже будут воспроизводится низкие частоты из-за провалов в питании. Оптимальным можно название значение в 4700-10000 мкФ на каждое плечо питания, напряжение конденсаторов должно быть минимум в 2 раза выше, чем напряжение вторичных обмоток трансформатора.

    Собирается усилитель на печатной плате, скачать которую можно в архиве в конце статьи. Выходные транзисторы выводятся с платы на проводах, эти подключения желательно делать как можно короче и использовать провод достаточного сечения, учитывая мощность усилителя. Микросхема операционного усилителя (в данном случае TL061) устанавливается в цанговую панельку. На выходе усилителя также можно увидеть индуктивность, намотанную медным эмалированным проводом - она необходима для защиты усилителя от самовозбуждений при работе на "сложную" нагрузку, например, акустические системы с фильтрами, также для защиты от самовозбуждений устанавливается цепь Цобеля. Так как данный усилитель на содержит на выходе разделительной ёмкости, пробой одного из выходных транзисторов приведёт к появлению на выходе всего питающего напряжения, поэтому рекомендуется использовать дополнительно устройство для защиты акустических систем на реле.

    Для проверки всю конструкцию можно разложить на столе, выполнив временные подключения проводами. Первое включение после сборки следует проводить с осторожностью, для подстраховки можно взять источник с ограничением тока или включить последовательно в каждое плечо питания по лампочке на 36В, которая ограничит ток в случае короткого замыкания. Если усилитель заработан как положено и никакие элементы не перегреваются - можно запускать с полным питанием и подключать к выходу акустическую систему. В последствии всю конструкцию следует разместить в экранированном корпусе, создав полноценное устройство с нуля. Таким образом, получился отличный усилитель, сочетающий в себе простоту схемы, доступность деталей и приличную мощность. Удачной сборки! Ставьте палец вверх, пишите комментарии со своим мнением и вопросами.

    usilitel_nch_na_200_vatt-1.rar [18,42 Kb] (скачиваний: 164)

    Источник (Source)

    Двухтональная сирена своими руками

    Мини-жучок на SMD компонентах

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии