Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Регулятор оборотов для электроинструмента своими руками

    Регулятор оборотов для электроинструмента своими руками

    Приветствую всех зашедших!

    Как правило, бюджетные модели электроинструмента, будь то болгарок, дрелей, различных пил, наждаков не оснащены регулятором оборотов и плавным пуском, это удешевляет конструкцию, но делает обращение с инструментов неудобным в некоторых случаях, к тому же сокращает срок его службы. Резкий старт приводит, во-первых, к высокому пусковому току, превышающему номинальный в несколько раз, и хоть этот переходный процесс длится совсем недолго, он отрицательно сказывается на жизни обмоток двигателя, щёток. А во-вторых, попросту сильный рывок при старте создаёт чрезмерную нагрузку на механическую часть инструмента, редуктор, снижая срок службы. Выходом может послужить самодельный универсальный регулятор оборотов, который обеспечит к тому же и плавный пуск. Если смонтировать его в виде отдельной розетки-переноски, то можно использовать с любым инструментом мощностью до 3-х кВт. Для сборки такого устройства не понадобится каких-либо сложных схем - всё обойдётся буквально 5-ю детальками, которые необходимо собрать в соответствии со схемой:

    Главным элементом схемы является силовой симистор - именно через него будет протекать ведь ток, потребляемый инструментом. Поэтому здесь важно использовать мощный симистор, например, распространённый BTA16-600, рассчитанный на ток в 16А и максимальное напряжение в 600В. Ток в 16А, при напряжении в 220В, будет соответствовать мощности примерно 3,5 кВт, однако для данного симистора это самый максимум - лучше оставить запас и не подключать потребители свыше 2 кВт. Для использования с более мощными приборами стоит подыскать симистор на ток в 20-30А, но с другой стороны, инструмент свыше 2 кВт используется не так уж и часто. В процессе работы симистор может довольно значительно нагреваться, неспроста он выпускает в корпусе ТО-220 и имеет фланец для крепления радиатора. Пренебрегать этим не стоит и после сборки схемы симистор нужно установить хотя бы на небольшой радиатор. Внешний вид симистора:

    Также для сборки схемы потребуется несколько пассивных элементов. Среди них - плёночный конденсатор ёмкостью 100 нФ (он же 0,1 мкФ), который обязательно должен быть рассчитан на напряжение в диапазоне 400..630В. Возможный внешний вид такого конденсатора:

    Понадобится обычный постоянный резистор сопротивлением 2 кОм, лучше всего взять мощностью 1-2Вт. На фото ниже представлен отечественный резистор.

    Ещё один необходимый компонент - динистор, его второе название "диак", потребуется тот, что имеет маркировку "DB3", данный динистор очень распространён и продаётся в любом магазине радиодеталей. Имеет похожий на резистор корпус:

    Для осуществления регулировки понадобится переменный резистор, вращением которого и будет регулироваться мощность электроприбора. Переменные резисторы могут иметь разную характеристику (зависимость сопротивления от угла поворота), в аудиотехнике часто используются логарифмические, здесь же необходим самый простой - линейный. Для импортных переменных резисторов эта характеристика соответствует букве "В" в начале маркировки. Сопротивление переменного резистора должно быть 500 кОм. Возможный внешний вид элемента представлен ниже.

    Когда все элементы собраны, можно приступать к сборке. Собрать все элементы проще всего на небольшой печатной плате, это обеспечит их надёжную фиксацию и хороший электрический контакт. Все силовые дорожки, от входа схемы и до выхода через тиристор должны быть максимально широкими, дополнительно их можно усилить, проложив сверху припоя или напаяв отрезки медной проволоки 1-1,5 мм в диаметре, это позволит избежать потерь на проводниках платы. Саму плату можно сделать с помощью лакового маркера либо простого лака для ногтей, подойдёт также и цапон-лак. Берётся острый предмет вроде зубочистики и на медной поверхности текстолита рисуются дорожки и пятачки для установки деталей, для удобства предварительно рисунок дорожек можно начертить карандашом. Переменный резистор можно установить на плату, а можно и вывести на проводах, в зависимости от дальнейшего места установки платы. После этого плата травится, для кого-то удобнее раствор перекиси водорода и лимонной кислоты с солью, и кто-то предпочитает травление в хлорном железе - более подробно о способах изготовления плат можно в интернете. Затем нужно просверлить отверстия под выводы элементов и произвести пайку - при это следует обращать внимание на распиновку симистора, полярность динистора. Для пайки используется стандартный припой ПОС-61.

    Переменный резистор имеет три контакта, два соседних из которых замыкаются - от того, с какой из сторон контакты будут замкнуты, будет зависеть, в какую сторону обороты будут увеличиться, а в какую уменьшаться. После сборки платы должна получится конструкция следующего вида:

    В таком виде плату уже можно встроить, например, в корпус какого-либо электроинструмента, требующего регулировки. Другой, более универсальный вариант - использовать регулятор в составе розетки-переноски, как показано на фото ниже. Удлинитель имеет на конце два блока - обычную розетку и корпус диммера, внутри которого спрятана плата, выход платы подсоединяется к контактам розетки. Таким образом, получился универсальный регулятор, который подойдёт к любым коллекторным двигателям, различным нагревателям и осветительным приборам. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Регулируемый БП с защитой на реле

    Гитарная педаль «ProCo RAT» своими руками

    Добавить комментарий

    1 комментарий
    STRANNICS

    В данном случае от изготовления платы лучше отказаться вовсе. Тут уместен будет объемный монтаж. Симистор крепится к подходящему радиатору, а к его ножкам припаиваются все остальные элементы схемы. Если схема работает без проблем, её нужно залить эпоксидной, при этом не забыть вывести провода для подключения потенциометра и самого устройства.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии