Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Гитарная педаль «ProCo RAT» своими руками

    Гитарная педаль «ProCo RAT» своими руками

    Приветствую всех зашедших!

    В мире существует и выпускает огромное количество гитарных примочек, однако совсем немногие из них приобретают статус знаменитых и легендарных. Зависит это порой не столько от звука самих примочек, столько от того, используют ли их какие-либо известные музыканты, потому как значительная часть гитаристов стремится "скопировать" звук той или иной группы, покупая те же примочки. Так или иначе, но сейчас гитарная педаль с названием RAT от компании "Pro Co" считается если не культовой, то как минимум весьма успешной, хотя в схемотехническом плане она не имеет каких-либо сложностей или особенностей и её запросто можно собрать своими руками. Первые педали RAT появились в конце 70-х годов, с тех пор, благодаря успеху педали, были выпущенные многочисленные модификации, схемы которых представлены в сети, однако больший интерес у гитаристов вызывает именно первоначальная, классическая RAT, которая и заслужила широкую известность. Её схема представлена ниже. К слову, RAT - это не какая-либо аббревиатура, а всего лишь английское слово "крыса".

    Как можно увидеть, на картинке выше представлены сразу две схемы, нижняя из них - оригинальная, а в верхней полевой JFET транзистор 2SK117 заменён на обычный биполярный BC547. Дело в том, что JFET транзисторы найти не так просто, в продаже они встречаются не так просто, поэтому для многих такая замена будет весьма актуальна. При этом стоит заметить, что данный каскад стоит на выходе схемы и работает в качестве повторителя, поэтому звук в обоих версиях будет одинаков. К слову, вместо 2SK117 можно попробовать установить и другие JFET транзисторы, например, BF245, 2N5457, j201, КП303, а в биполярной версии BC547 также можно заменить на другие, вроде КТ3102, 2N3904 и т.д. Операционный усилитель в данной схеме стоит LM308 - этот элемент влияет на звук примочки, для приближения к оригиналу можно поставить его, но при желании можно поэкспериментировать и устанавливать другие одинарные ОУ, например, LM741, TL071, TL081. Принцип работы данной примочки абсолютно стандартен - сигнал усиливается операционным усилителем, коэффициент усиления меняется ручкой "DRIVE", соответственно вместе с ним регулируется и уровень искажений, ограничивается сигнал на двух встречно-параллельных диодах, к слову, в оригинале используется 1N914, однако и с распространёнными диодами 1N4148 примочка будет звучать точно так же. Далее следует ручка "Tone" для корректировки АЧХ сигнала и тот самый повторитель, обеспечивающий низкое выходное сопротивление примочки, на самом выходе расположен регулятор громкости. Все потенциометры в данной схеме имеют логарифмическую характеристику - префикс "А" в маркировке, однако работать схема будет и с линейными потенциометрами (префикс "В"), просто параметры могут регулироваться не так плавно. Питается примочка от 9-12В, подойдёт любой гитарный блок питания (для примочек). Как правило, такие блоки питания имеют хорошую фильтрацию питания на выходе, что важно для питания звуковых схем.

    Собирается вся схема на небольшой печатной плате, скачать которую можно в архиве в конце статьи. Плата удобна тем, что содержит посадочные места для потенциометров, а также для 3PDT кнопки, нужной для схемы обхода True Bypass. Три группы контактов обеспечивают пассивное переключение обхода - в одном положении одна группа зажигает светодиод индикации, вторая и третья перекидывают контакты гнёзд входа и выхода соответственно на вход и выход схемы, в а другом положении кнопки светодиод гасится, контакты гнёзд перекидываются друг на друга, т.е. замыкаются, звук проходит напрямую без какой-либо обработки или буферизации. Изготовить плату можно многими способами: фоторезистивным, с помощью ЛУТ-технологии (самый дешёвый и простой вариант), либо вовсе заказать изготовление на китайской фабрике, если нет возможности изготовить самому. Подробные инструкции по "домашним" способами изготовления плат в большом количестве присутствуют в интернете, достаточно лишь точно следовать указаниям. После чего на готовую плату запаиваются детали - в первую очередь мелкие детали и только затем всё остальное. С запайкой кнопки спешить не следует, сперва стоит вручную замкнуть контакты на её посадочном месте, и проверить, работает ли примочка, ведь если обнаружится какая-нибудь ошибка сборки, выпаять кнопку будет очень трудно.

    Для облегчения процесса сборки автор приводит наглядную схему подключения всех проводов к плате:

    Как можно заметить, плата рассчитана на оба варианта схемы - с полевым транзистором и биполярным, нужно лишь правильно выбрать место, где установить перемычку. Гнёзда припаиваются прямо к плате, так как она уже содержит кнопку байпасса. Интересный момент - автор предусмотрел возможность питания примочки от батарейки, поэтому схема распайки содержит колодку для кроны. Отдельных переключателей для смены вида питания (от БП или батарейки) здесь не предусмотрено - всё несколько хитрее. Разъём 2,1 х 5,5 мм, используемый для подключения блока питания, содержит три контакта, два из которых замыкаются при вынимании штекера из разъёма и наоборот размыкаются, когда штекер вставлен. Таким образом, когда штекер БП вынут - питание осуществляется от батарейки, а как только будет вставлен - примочка автоматически переключится на работу от блока питания. Однако может возникнуть вопрос, ведь батарейка будет подключена к питанию всё время, даже когда примочка не используется, соответственно она быстро сядет. Но и это предусмотрено схемой - его посмотреть, видно, что минусовой контакт питания соединён с платой не напрямую, а через входное гнездо. Таким образом, схема будет запускаться только тогда, когда к примочке подключен входной провод, в противном случае батарейка будет отключена. По этой причине входной штекер обязательно должен быть стерео, один из контактов (на кончике) будет сигнальным, а два других - земляными, при этом замыкаться они будут только при вставленном в разъём штекере. Всё продумано до мелочей.

    Дополнительно автор приводит модификацию данной схемы, в ней добавлен один тумблер, который будет вынесен на переднюю панель корпуса и 4 мини-переключателя, которые имеют DIP корпус и устанавливаются прямо на плату. Таким образом, появляется большое поле вариаций всех переключателей, благодаря чему можно менять звук педали, добиваясь нужного уровня гейна или частотной коррекции. В остальном же схема осталось точно такой же.

    После сборки примочку обязательно нужно установить в корпус, классическим для гитарных педалей является G0124, он идеально уместит всю электронику и даже останется немного места для батарейки. Корпус соединяется с минусом питания схемы в строго одной точке, во избежание появления земляных петель. Корпус можно задекорировать разными способами - отполировать, вытравить какой-нибудь рисунок или надпись, расписать красками или вовсе просто оставить голым металлическим, что смотрится весьма брутально. Удачной сборки!

    proco_rat.zip [72,22 Kb] (скачиваний: 11)

    Источник (Source)

    Регулятор оборотов для электроинструмента своими руками

    Усилитель Дорофеева своими руками

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии