Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Простой FM-приёмник с часами и термометром

    Простой FM-приёмник с часами и термометром

    Приветствую всех зашедших!

    Одним из занимательных электронных проектов, который можно собрать своими руками является обычный радиоприёмник. Они и раньше пользовались популярностью у радиолюбителей, особенно когда процветала эпоха шарманок и «подпольных» радиостанций. Сейчас, с появлением современной элементной базы, процесс сборки приёмника стал несколько иным, не нужно иметь осциллографа, частотомера, не нужно настраивать контура и пытаться попасть в нужный диапазон, достаточно лишь правильно собрать схему и прошить микроконтроллер. Такая простота обязана цифровому радиомодулю RDA5807M, который работает под управлением микроконтроллера и может принимать станции в диапазоне от 50 до 110 МГц, согласно отзывам, данный модуль обладает отличными параметрами по чувствительности приёма и качеству звука. Учитывая, что конструкция обязана содержать микроконтроллер (без его команд не будет работать RDA5807M) радиоприёмник может стать куда более функциональным, если снабдить добавить датчик температуры и часы, которые будут управляться тем же микроконтроллером. Все названные плюшки реализованы в приведённой ниже схеме:

    Микроконтроллер здесь используется Atmega8, довольно старый и недорогой. Он выпускается как в SMD корпусе, так и в DIP, выводном, работать в данной конструкции могут оба варианта, однако стоит учитывать, что платы рассчитаны на установку всех деталей в SMD корпусах. Это хоть и несколько усложняет пайку, но позволяет уместить всю электронику внутрь компактного корпуса. Прошивку для Atmega8 можно скачать в архиве в конце статьи, инструкций по загрузке прошивки представлено довольно много в интернете, однако стоит упомянуть, что самым распространённым, недорогим и удобным является программатор USBasp, а в качестве программы для работы с ним можно использовать AVRDude. При загрузке прошивки требуется установить фьюз-биты, сделать это можно, воспользовавшись следующей строкой: -U lfuse:w:0x24:m -U hfuse:w:0xc1:m, которая определяет все необходимые фьюз-биты. Либо же можно установить вручную, воспользовавшись онлайн-калькулятором. Конфигурация следующая: микроконтроллер тактируется от внутреннего генератора, частота 8 МГц, активен бит EESAVE для сохранения станций в памяти при смене прошивки, также не лишним будет запрограммировать биты BODLEVEL, чтобы память не стиралась при случайных отключениях питания.

    Для работы часов в данной конструкции используется модуль DS1307, служащий для подсчёта времени. На борту он содержит часовой кварц и батарейку на 3 вольта в держателе, которая позволяет запоминать отчёт времени даже тогда, когда пропадает основное напряжение питания устройства, одной батарейки должно хватить на несколько лет работы. Для измерения температуры используется цифровой датчик DS18B20, способный работать в диапазоне от -55 до +125°C, передающий показания по цифровой шине микроконтроллеру. Датчик имеет небольшой корпус ТО-92, как у транзисторов и подключается по трём проводкам. Расположить датчик следует так, чтобы он считывая температуру окружающего приёмник воздуха, а не внутри, поэтому можно предусмотреть под него небольшое отверстие в корпусе и вывести на проводах. Данной устройство в первую очередь - радиоприёмник, поэтому самым главным здесь будет модуль RDA5807M, который принимает аудиосигнал и отправляет его в усилитель на микросхеме TDA7052. Модуль имеет стерео-выход, поэтому, если позволяет корпус, можно поставить стерео-усилитель и использовать два динамика. Если динамик используется один, аудио-выходы RDA5807M желательно соединить через резисторы 470-1000 Ом и уже с точки соединения резисторов брать моно-сигнал для отправки в усилитель. Усилитель в данной конструкции построен на микросхеме TDA7052, имеющей крайне простое включение и выходную мощность в 1Вт, чего вполне достаточно для прослушивания радио. Микросхема хороша тем, что можно работать при низком напряжении питания (от 3В), а также имеет миниатюрный SMD корпус, соответственно не требует установки радиатора. Подключаться могут динамики с сопротивлением 4-8 Ом. Текущие показания времени, температуры, выбранной радиостанции отображаются на семисегментном дисплее с десятичными точками, в данном случае применяется дисплей gnq-5641, но можно использовать и другие, как с общим катодом, так и анодом - в архиве в конце статьи будут прошивки для разных дисплеев, что очень удобно.

    Для управления конструкция предусматривает 4 кнопки. Первая из них служит для включения-выключения приёмника, а её длительное удержание приведёт ко входу в режим регулировки яркости дисплея. Вторая кнопка служит для смены режимов отображения - короткими нажатиями выбирать можно между показаниями часов, времени и выбранной станции. Длительное удержание клавиши приведёт к вызову меню настройки текущего времени, время настраивается короткими нажатиями. Ещё одно длительное удержание - сохранение времени и выход из настройки. К слову, датчик температуры и модуль часов не являются обязательными - радиоприёмник может работать и без них. Третья клавиша - уменьшение параметра (например, частоты приёма). Четвёртая - наоборот увеличение, её длительное нажатие приведёт к сохранению станции в память приёмника, таким образом, можно сохранить несколько любимых станций и затем удобно переключаться между ними. Дополнительно для управления используется обычный механический энкодер, его вращением также можно выбирать между станциями и регулировать громкость.

    Собирается приёмник в небольшом пластиковом корпусе, внутри которого устанавливается динамик. Корпус можно взять, например, от старого ненужного или нерабочего приёмника, подарив ему вторую жизнь. Там как раз уже будет стоять и динамик, и будут предусмотрены места для крутилок (в данном случае - для энкодера). Вся электроника строится на трёх платах - на одной распаивается модуль RDA5807M с усилителем, на второй микроконтроллер с дисплеем на обратной стороне, и третья плата - модуль часов. Напряжение питания всей конструкции составляет 5В, можно использовать, например, адаптер от телефонной зарядки. Приёмник также можно сделать автономным, запитав его от одного литий-ионного аккумулятора, например, 18650 - они имеют хорошую ёмкость при небольших габаритах. Однако в этом случае стабилизатор на 3В должен быть LDO - то есть иметь возможность работать с низкой разницей входного и выходного напряжения. Таким образом, получился очень симпатичный приёмник, который по функциональности даст фору многим фирменным девайсам. Удачной сборки!

    fm-priemnik-s-chasami-i-termometrom.rar [172,59 Kb] (скачиваний: 88)

    Источник (Source)

    Многофункциональный «записатор» (МФЗ)

    Радиожучок на 433 МГц в корпусе флешки

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии