Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » ВЧ-модули для дистанционного управления своими руками

    ВЧ-модули для дистанционного управления своими руками

    Приветствую всех зашедших!

    Системы дистанционного управления находят большое применение даже в быту - например, без них не заработает ни одна радиоуправляемая машинка, ни один беспроводной звонок, ни брелок автосигнализации. Обычно электроника с дистанционным управлением стоит дороже «обычной», особенно это касается радиоуправляемых игрушек, хотя для построения радиоуправления не требуется каких-либо особо сложных схем, особенно при наличии современной элементной базы. Поэтому модули для дистанционного управления по радиоканалу можно построить своими руками. Стоит отметить, что вся система строится следующим образом: в пульте имеется кодер, который считывает нажатия клавиш, и в зависимости от того, какая клавиша или комбинация клавиш нажата, формирует на выходе сигнал, состоящий из определённой последовательности прямоугольных импульсов. Этот сигнал поступает на вход высокочастотного модуля-передатчика, который при поступлении импульса с кодера отправляет в эфир несущую частоту 433 МГц. Для радиоуправления могут использоваться и другие частоты, например, раньше многие игрушки управлялись на 27 МГц. Однако частота 433 МГц хороша тем, что имеет низкую длину волны, а соответственно можно обойтись удобной короткой антенной, кроме того, высокочастотный сигнал сигнал 433 МГц обладает хорошей проникающей способностью в условиях квартиры и городской застройки. На стороне приёмника также имеется два блока, сам ВЧ модуль-приёмник, и декодер. ВЧ-модуль принимает сигнал и выдаёт на вход декодера тот же сигнал, что был послан с кодера передатчику. Декодер, соответственно, расшифровывает полученные импульсы и в зависимости от их вида включает/выключает какую-нибудь нагрузку, это могут быть светодиоды, реле, транзисторы и т.д. Одна такая система может поддерживать передачу сразу нескольких команд, соответственно на входе кодера будет несколько клавиш, а на стороне декодера несколько выходов.

    Стоит отметить, что кодер/декодер и ВЧ модули передатчик/приёмник - независимые устройства, таким образом с разными кодерами-декодерами можно применять разные пары приёмник-передатчик. В данной статье рассматривается постройка пары модулей приёмник-передатчик, соответственно для запуска дистанционного управления понадобится также и пара кодер-декодер, их схемы также без труда можно найти в интернете. Также представленные в статье схемы можно использовать и в разных других применениях, например, совместно с Ардуино для приёма и обработки каких-либо сигналов. Ниже представлена схема модуля-передатчика.

    Работает она на частоте 423,2 МГц, частота работы задаётся ПАВом - специальным резонатором. Наибольшую популярностью имеют резонаторы на 433,92 МГц, их также можно использовать в данной схеме - найти такой резонатор можно практически в каждом беспроводном звонке или брелке. Также часто встречаются резонаторы на 315 МГц, для использования в данной схеме без переделок они не подойдут - потребуется перестраивать как передатчик, так и приёмник. В данном случае схема приёмника состоит из двух каскадов - первый является задающим генератором и формирует несущую частоту, второй работает в качестве усилителя, обеспечивая выходную мощность около 10 мВт. Небольшое значение, однако этой мощности более чем достаточно для управления различными приборами в пределах квартиры, на открытой местности дальность связи может достигать 200-300 метров. Схема имеет всего три контакта для подключения - два из них для питания, и третий сигнальный для подключения к выходу кодера. Как можно увидеть, сигнальный контакт, обозначенный как "данные", подаёт смещение на транзистор генератора, тем самым запуская генератор. Поэтому в режиме, когда на выходе кодера ничего нет, ток потребления схемы минимален. На схеме имеется дополнительный контакт "ОК", служащий для подачи смещения на транзистор усилительного каскада. При передаче данный контакт должен быть подключен к плюсу питания. Кроме того, резисторами 20 кОм в цепи смещения можно регулировать ток в цепи усилителя, добиваясь, при необходимости, максимальной мощности, однако превышение тока свыше 50 мА приведёт к выходу из строя транзистора. Сами транзисторы здесь используются сверх-высоко-часототные, если в доступе нет указанных на схеме, можно попытаться заменить их на другие подобные по граничной частоте, например, BFR93, 2SC3356, они также часто применяются в устройствах на 433 МГц.

    Помимо транзисторов на схеме применяются обычные SMD детали, резисторы и конденсаторы типоразмера 0805, подойдёт также и 1206. Индуктивности наматываются медным эмалированным проводом в соответствии с указаниями на схеме. В качестве антенны можно применить отрезок того же провода длиной 17 см - так дальность будет максимальна. Выше представлено фото готового передатчика. Скачать печатную плату можно будет в архиве в конце статьи. Особой наладки передатчик не требует, главное, соблюсти все правила СВЧ монтажа, собрать без ошибок и на исправных деталях.

    Выше представлена схема приёмника, работает он по принципу сверхгенератора, заявленная чувствительность - 1 мкВ. Как можно заметить, антенна подключается к приёмнику не напрямую, а через индуктивную связь на катушках, это позволяет избежать проблем при использовании приёмника в сильно зашумлённых мощными помехами местах, куда относится и городская квартира. Настройка приёмника на частоту передатчика осуществляется при помощи сдвигания-раздвигания витков катушки в цепи коллектора транзистора (9 витков), после настройки катушку не лишним будет залить парафином, чтобы настройка не уплыла от случайных деформаций. Сигнал с приёмника на транзисторе имеет малую амплитуду, поэтому он поступает сперва на усилитель (первая половинка LM358), а затем на компаратор (вторая половинка), с выхода компаратора уже можно считывать готовые импульсы. Настройку приёмника можно производить достаточно удобным способом, если подключить на выход усилителя (1 вывод LM358) наушник, а на вход передатчика подать импульсы с частотой 200-1000 Гц. В этом случае настройку можно производить на слух, ориентируясь по максимальной слышимости сигнала в наушнике. Транзистор в сверхгенераторе также можно пробовать заменить на BFR93, 2SC3356. Катушка индуктивной связи должны располагаться рядом друг с другом на одной оси, как показано на фотографии ниже.

    Таким образом, получились отличные ВЧ-модули приёмника и передатчика, которые можно применить при создании самодельной системы дистанционного управления либо прочих экспериментов с радиосигналами. Удачной сборки!

    1418_____________________________________.zip [10,43 Kb] (скачиваний: 36)

    Источник (Source)

    Продвинутый радиожучок 433 МГц с ФАПЧ и АРУ

    Простой и надёжный усилитель на транзисторах

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии