Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Простой и надёжный усилитель на транзисторах

    Простой и надёжный усилитель на транзисторах

    Приветствую всех зашедших!

    Представленный в статье усилитель разработан Ильёй Стельмах, далеко не первая конструкция данного автора. При разработке усилителя были преследовались следующие цели - усилитель должен быть достаточно мощным, для тех случаев, когда хочется пригласить друзей и насладить концертной атмосферой и громкой музыкой, при этом же он должен быть простым и понятым в плане схемы, содержать только доступные и недорогие элементы. Пригодится такой усилитель может в тех случаях, когда собрать надо "здесь и сейчас", а под рукой нет микросхемы TDA7293(4), которые часто используются как в самодельных, так и заводских усилителях. Получившийся усилитель имеет название "Падик", использование предполагает дачно-гаражно-подвальное использование - имеет защиты от короткого замыкания, соответственно спалить его будет трудно даже в тяжёлых условиях эксплуатации, а при необходимости самодельная схема легко ремонтируется. Схема представлена ниже.

    Как и было сказано выше - состоит усилитель из транзисторов с некоторой обвязкой. Входной сигнал поступает на дифференциальный каскад на VT2, VT3, при этом VT1 работает в качестве стабилизатора тока для дифференциального каскада. Элементы C1, C2, R1, R2 образуют фильтры высоких и низких частот, не допуская усиления посторонних сигналов. При этом стоит отметить, что полоса пропускания усилителя задана от 8 до 250 000 Гц - более чем достаточно для звукового сигнала. Выходной каскад двухтактный и построен на двух мощных полевых транзисторах - они будут самым дорогим звеном в усилителе, тем не менее, именно благодаря им и обеспечивается высокая выходная мощность. Максимум составляет 90Вт, при максимальном напряжении питания и нагрузке 4 Ома, однако более оптимальным режимом для усилителя будет максимальная выходная мощность не более 60Вт, чем более чем достаточно, учитывая, что два канала дадут суммарные 120 Вт. Что примечательно - схема не предполагает возможности регулировки тока покоя, сделано это с целью упрощения схемы, да и просто от того, что особая регулировка не требуется. При сборке точно по номиналам схемы ток покоя будет составлять 20-30 мА, после сборки измерить его можно будет, сделав замер падения напряжения на резисторах R22, R24 с подключенным на выход динамиком и закороченным входом. Тем не менее, любители поэкспериментировать могут изменять ток покоя с помощью резистора R12 - уменьшение его номинала приведёт к довольно резкому повышению тока покоя. Однако предусмотренные схемой 20-30 мА вполне оптимальны как по проценту искажений, так и по нагреву транзисторов.

    Транзисторы VT8, VT9 защищают выходной каскад от короткого замыкания на выходе - они открываются при падении напряжения на R22, R24 примерно 0,7В (что соответствует режиму КЗ), шунтируя затворы полевых транзисторов. На выходе схемы имеется катушка индуктивности, предотвращающая возможность самовозбуждения усилителя, наматывается она на оправке диаметром 6-8 мм медным эмалированным проводом 0,8-1 мм и содержит 16 витков. Все элементы на схеме и так весьма распространённые, тем не менее, при необходимости их спокойно можно заменять на аналоги. Например, в выходной каскад можно поставить более дешёвые IRF640/IRF9540, но при этом снизится и максимальная выходная мощность. Работать усилитель может с нагрузкой 4-16 Ом, чем ниже будет сопротивление нагрузки, тем большую мощность сможет развить усилитель, но больше будет и нагрев.

    Все резисторы на схеме - обычные маломощные, кроме R22, R24 - ни должны иметь мощность 2Вт, можно собрать сборку из нескольких маломощных. Транзисторы VT2, VT3 во входном каскаде желательно подобрать по наиболее близкому коэффициенту усиления, кроме того, после монтажа на печатную плату их не лишним будет плотно прижать друг к другу через тонкий слой термопасты, а затем зафиксировать термоусадочной трубкой. Выходные транзисторы должны располагаться на массивном радиаторе, в идеальном случае его площадь должны быть не менее 1000 кв. см., либо можно подобрать экспериментальным образом, фиксируя нагрев во время работы усилителя. Несколько важных условий: транзистор VT7 должен располагаться на одном радиаторе с выходным каскадом, для того, чтобы работала термостабилизация и усилитель не ушёл в "разнос". При этом все транзисторы должны быть изолированы друг от друга - для этой цели можно применить специальные изолирующие теплопроводные слюдяные прокладки, согласно информации из некоторых источников, хорошим вариантом также будет капроновая ткань от колготок. Но более изящный и удобный вариант - использовать транзисторы с корпусе ТО-220, но с диэлектрическим фланцем.

    Сам же усилитель собирается на компактной печатной плате, при этом провода, через которые с платы выводятся провода для транзисторов на радиаторе должны быть по возможности максимально короткими и иметь достаточное для больших токов сечение. Все конденсаторы малой ёмкости по схеме - керамические, кроме С2 - его стоит поставить плёночный, конденсаторы большой ёмкости - электролитические, при их монтаже следует соблюдать полярность. Диоды по схеме можно ставить любые, КД522, 1N4007 будут работать вместо 1N4148. Обратите внимание, что схема имеет один вход и один выход - для работы со стерео-сигналом, необходимо будет собрать два идентичных усилителя. Печатную плату можно скачать в архиве в конце статьи.

    Напряжение питания усилителя двухполярное, может варьироваться от 20 до 40В в каждом плече. Чем больше будет напряжение питания - тем больше будет максимальная мощность, но приближаться к верхнему пределу питания не стоит, в этом случае трудно будет охлаждать выходной каскад. Схема источника питания приведена ниже, она довольно стандартна. Используется мощный (не менее 100Вт) трансформатор с двумя вторичными обмотками по 25В каждая, затем диодный мост, желательно помощней, и фильтрующие конденсаторы по 10 000 мкФ в каждом плече. Стоит учитывать, что напряжение с трансформатора увеличивается примерно в 1,5 раза после выпрямления, поэтому брать трансформатор с обмотками более 30В не следует.

    Таким образом, получился отличный, простой и надёжный усилитель, который может стать основой для гаражно-дачной стерео-системы, чтобы труд стал веселее под музыку. Удачной сборки!

    padik.rar [25,93 Kb] (скачиваний: 136)

    Источник (Source)

    ВЧ-модули для дистанционного управления своими руками

    Кровать своими руками из доступных материалов

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии