Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Походы, туризм » Походный термоэлектрический генератор на дровах и щепках

    Походный термоэлектрический генератор на дровах и щепках

    Есть в мире такая интересная вещь, как Элемент Пельтье - термоэлектрический преобразователь с обратимым эффектом. Его устройство очень просто - это пластинка с множеством соединенных пар разнородных полупроводников, закрытых в теплопроводящем корпусе. Если пустить по элементу ток - одна из сторон пластинки начнет греться, а другая - охлаждаться. Работает это и в обратную сторону - если охлаждать одну сторону, и нагревать другую - элемент начнет вырабатывать электричество, тем большее, чем больше разница температур между сторонами.

    За свою универсальность, простоту и малые размеры, "пельтьешки" горячо полюбились любителями самодела, выживальщиками и оверлокерами, которые не перестают придумывать им применение как в качестве охладителя (например, для CPU), так и термоэлектрогенератора. Например - представленный Маркусом Райтом из Уфы - простой походный термогенератор на дровах и щепках, дающий на выходе напряжение 5V/500mA через преобразователь с USB-выходом - этого должно быть достаточно для зарядки телефона или фонарика на природе. А главное - собрать этот агрегат можно из компьютерного хлама и подручных средств, и ниже мы расскажем как!

    Для сборки устройства понадобится:
    1. Элемент Пельтье - хорошим выбором будет TEC1-12710 12V 40x40mm
    2. Повышающий преобразователь напряжения с USB-выходом (входной ток 1-5V, выходной - 5V).
    3. Радиатор для процессора с площадью соприкосновения не меньше 40x40mm (больше - лучше).
    4. Блок питания компьютера, желательно нерабочий - из него понадобится только корпус. Вместо БП можно использовать щепочницу, и вообще модифицировать конструкцию по желанию.
    5. Термопаста и инструменты.

    Приобрести Элемент Пельтье можно на радиорынках или в магазинах электротехники, или на ebay и aliexpress (ключевое слово - "peltier"). У нас - дороже, на Aliexpress партия из 5шт. TEC1-12710 обойдется в $25, хотя можно найти дешевле. Также, можно заказать TEC1-12706 - его характеристики похуже, но партия в те же 5шт. обошлась в $10. Ниже приведены характеристики используемого в генераторе элемента:

    В TEC1-12710 - 127 пар полупроводников, он рассчитан на 10A и оптимальное подаваемое напряжение - 12V (допустимо, но нежелательно превышение до 14-15V. При извлечении напряжения нагревом и охлаждением - элемент выдаст напряжение значительно ниже среднего - около 1V с пассивным охлаждением одной стороны. Поэтому нужно использовать повышающий преобразователь - когда на вход подается минимальное допустимое напряжение в 1V, он повышает и стабилизирует его, давая на выходе стабильные 5V. Большинство подобных устройств оснащены светодиодным индикатором - когда он загорится - значит на выходе есть 5V и можно работать.

    Стабилизатор несложно собрать самому - хотя, стоит он около $2-3 и продается интернет-магазинах. В описываемом устройстве используется стабилизатор, заказанный из Китая вместе с ЭП.

    Важно: Элементы Пелетье чувствительны к высоким температурам - нежелателен длительный нагрев элемента выше 160°C, иначе поплывут места спая полупроводников и он выйдет из строя. Также опасны короткие замыкания на поверхности элемента и между контактами.

    Сборка:
    1. Сперва нужно подготовить корпус БП. А именно - выпотрошить всю начинку и снять порты питания. Снизу на задней стенке, где будет крепиться радиатор, выпилите или пробейте 4 маленьких отверстия - они нужны для крепления радиатора на металлической проволоке. Также, при необходимости, пробейте отверстия для доступа кислорода снизу. Во всём остальном - корпус компьютерного БП идеально подходит для термогенератора.

    2. Соблюдая полярность, припаяйте контакты ЭП к преобразователю, а сам преобразователь желательно заизолировать, для защиты от повреждений.

    3. Теперь нужно реализовать охлаждение холодной стороны ЭП - активное, или пассивное. Пассивное - это просто радиатор, рассеивающий тепло. Активное - это когда тепло, переданное радиатору, рассеивается кулером, либо когда радиатор охлаждается холодной водой/снегом (зима - лучшее время для фанатов ЭП) - вариантов много. В любом случае, пассивное охлаждение допустимо в ветреной местности, но КПД устройства будет ниже.

    "Холодная" сторона ЭП - это та, на которой набито название (протестировать можно, пустив на контакты ЭП ток). Для лучшего теплоотвода обильно смажьте холодную сторону ЭП термопастой - подойдет и легендарная КПТ-8, купленная на радиорынке, но лучше использоваться современные аналоги (спрашивайте в магазинах компьютерной техники). После - установите радиатор на холодную сторону ЭП, и готовое изделие плотно (используя металлическую проволоку) закрепите на стенке корпуса.

    Термогенератор на Элементах Пелетье готов!

    Работает сей агрегат очень просто: щепки или дрова, горящие внутри корпуса, нагреют одну из сторон ЭП, пока другую будет охлаждать радиатор. Разница температур начнет расти - а вместе с ней вырастет и вырабатываемое элементом напряжение. Когда на преобразователе загорится лампочка - к устройству можно подключать ваши девайсы, и те медленно, но верно будут заряжаться. А если иногда охлаждать водой радиатор - то заряжаться они будут ещё быстрее!

    10
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии