Металлоискатель «Бабочка»

Металлоискатель «Бабочка»

Металлоискатель построен на принципе срыва синхронизации двух катушек. Именно из-за такой интересной конструкции, внешне напоминающей бабочку, устройство и получило такое название. Самоделка проста в сборке, а все компоненты легко достать.

А теперь о самом главном, на какую же глубину способно видеть это чудо техники. По словам автора, пятикопеечная монета времени СССР обнаруживается на глубине до 15 см, что является довольно неплохим показателем. Металлическую крышку от банки прибор видит на глубине уже в 30 см, а такой массивный предмет как металлический люк прибор обнаруживает на высоте в 60 см.

Металлоискатель может работать в воде, а одной зарядки аккумуляторов хватает на 20-30 часов работы. Потребляемый ток составляет 15 мА, весит устройство всего 500 грамм. Прибор можно настроить под любой грунт. Также имеется простой дискриминатор, тип металла можно определять по тому, какой звук подается в наушники.

Материалы и инструменты для изготовления:
- два транзистора КТ315 (ВС182, ВС546...);
- два конденсатора 1000 пф (1 нф или 102);
- два конденсатора 10000 пф (10 нф или 103);
- стереонаушники;
- два сопротивления на 100 кОм;
- одна батарейка от мобильного на 3.7В;
- провод типа ПЭВ или ПЭЛ диаметром 0,5-0,7 мм в лаковой изоляции;
- паяльник и прочие инструменты;
- материалы для изготовления корпуса.
Металлоискатель «Бабочка»

Процесс изготовления металлоискателя:

Шаг первый. Схема устройства
Схема не слишком жесткая, поэтому точно соблюдать количество витков, номинал деталей и источник питания не обязательно. Самое главное условие - идентичность правой и левой стороны. Помехи при работе компенсируются, и грунт на качество работы не влияет. Если схема собрана симметрично, она работает сразу. Сигналы с генераторов подаются на пластины Х и У.
Металлоискатель «Бабочка»
Металлоискатель «Бабочка»
Металлоискатель «Бабочка»
Металлоискатель «Бабочка»

На картинке видно, что частоты совпадают.
Металлоискатель «Бабочка»

При срывах в наушниках начинают появляться щелчки.
Металлоискатель «Бабочка»

Теперь генераторы не синхронизированы.
Металлоискатель «Бабочка»

Шаг второй. Сборка платы

Для соединения деталей используется любой клей, не проводящий ток. Аккумулятор должен быть всегда заряжен и иметь хорошую емкость, иначе настройка будет постоянно сбиваться. Для этих целей можно применять один-два аккумулятора от мобильного.

Конденсаторы должны использоваться слюдяные, не чувствительные к температурным перепадам. Если нет текстолита, плату можно сделать даже из картона.
Металлоискатель «Бабочка»
Металлоискатель «Бабочка»
Металлоискатель «Бабочка»
Металлоискатель «Бабочка»
Металлоискатель «Бабочка»
Металлоискатель «Бабочка»

Шаг третий. Наматываем катушку
Первый виток катушки припаивается к минусу от батареи. Далее нужно наматывать катушку, например на кастрюле, после десяти витков нужно сделать петлю. Здесь провод нужно зачистить и припаять к эмиттеру транзистора, то есть среднему отводу на схеме. Далее нужно намотать последние 20 витков, впоследствии этот провод припаивается к соединению двух конденсаторов 10000 пф и 1000 пф. Таким точно образом нужно собрать и вторую катушку.
Металлоискатель «Бабочка»
Металлоискатель «Бабочка»

Шаг четвертый. Корпус металлоискателя
Для изготовления штанги можно использовать металлопластиковую водопроводную трубу, штангу нужно делать разборной. Трубы на 20 и 26 туго входят одна в другую. Катушки и схемы для защиты от влаги покрывают масляным лаком. Приклеиваются катушки на расстоянии 10-ти см.
Металлоискатель «Бабочка»

Шаг пятый. Настраиваем металлоискатель
Пи включении металлоискателя в наушниках должен появиться писк. Если так вышло, что схемы собраны не одинаковыми, потребуется некоторая настройка. Есть два способа настроить металлоискатель, то есть синхронизировать генераторы. Первый заключается в том, что к каждой катушке подносят большой лист металла, при этом под одной из катушек писк должен прекратиться. На этой катушке нужно отогнуть последний виток внутрь. Или же можно просто увеличить или уменьшить расстояние между катушками, пока звук не станет очень тихим, либо вообще не прекратится. Поверх каждой катушки нужно приклеить трубочки с ферритом, потом можно будет настроить металлоискатель ферритовым стержнем до полной тишины.

Следующий способ заключается в настройке прибора ферритовым стержнем. К катушке приклеивается трубочка и в нее вставляется стержень. Далее феррит нужно двигать до тех пор, пока звук в наушниках не прекратится.

Еще отрегулировать устройство можно кусочками алюминиевых пластинок, которые приклеиваются внутри или снаружи катушек. Полосочки кладутся на катушки и двигаются до полного затишья в наушниках. Если в наушниках будут слышны щелчки, это говорит о том, что металлоискатель работает на максимальном уровне чувствительности.

Еще для настройки параллельно конденсатору на 1000 пф можно установить конденсатор переменной емкости, которые можно найти в радиоприемниках. Вот и все, после синхронизации можно приступать к поискам.
Источник

Оцените самоделку по критериям

8.3
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
6.3
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
8
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 7.56 из 10 (голосов: 3)
Обычная регистрация
Информация
43 комментария
  1. Иван_Похмельев
    Также имеется простой дискриминатор, ...
    И где же он?
    Конденсаторы должны использоваться слюдяные, ...
    Да? А почему на фотографиях - керамика?
    1. Dmitrij Автор
      Простой дискриминатор заключается в том, что металл можно определить по звуку, при разном металле он разный.

      А насчет кандеров, статья собрана из нескольких просто, поэтому картинки тут всякие. Хотите делайте с обычными, но будут глюки при перепаде температуры))

      И хватит уже придираться acute
      "Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."
  2. Иван_Похмельев
    Цитата: Dmitrij
    Простой дискриминатор заключается в том, что металл можно определить по звуку,

    Дитскриминатор - это устройство, в Вашему сведению, а не способ. В источнике, на который ссылаются, про "дискриминатор" ничего не сказано.
    Цитата: Dmitrij
    А насчет кандеров, статья собрана из нескольких просто, поэтому картинки тут всякие. Хотите делайте с обычными, ...

    Как раз на картинках обычная не термостабильная керамика.
    Цитата: Dmitrij
    И хватит уже придираться acute

    Вы считаете, что можно писать любые глупости?
    1. Dmitrij Автор
      Дискриминатор — это устройство, которое преобразует изменение электрического сигнала в изменение полярности напряжения. Параметры такого электрического сигнала считываются со входа дискриминатора, полярность напряжения — с его выхода.

      И это устройство уже встроено в металлоискатель, сам его принцип таков, что в нем уже есть дискриминатор, описанный в статье :)
      --------------------------------------------
      Насчет последнего я сказал, повторю еще раз, в качестве исходников использовалось НЕСКОЛЬКО статей, некоторые картинки оттуда и они нужны для понимания того, какие еще бывают варианты схем, элементов и пр.
  3. Иван_Похмельев
    Цитата: Dmitrij

    И где же это устройство?
    И как Вы собираетесь различать по звуку тип металла?
    1. Dmitrij Автор
      ну не я ж автор самоделки) но автор говорит, что звук будет разный. Например у стали будет тон ниже, а у цветных выше)

      У меня был металлоискатель Garrett ACE 250, так там при обнаружении черных металлов он подавал низкий звук, а если попадалась медь, алюминий и прочие, звук шел очень высокий, звонкий. Видимо тут подобным образом.

      У всех металлов разная электропроводность и все они по разному искривляют магнитное поле, соответственно у подобных металлоискателей (на срыве синхронизации) это может быть слышно в наушниках.
  4. Иван_Похмельев
    Цитата: Dmitrij

    Вы просто физику процесса представьте, тогда поймёте, что это не так.

    Цитата: Dmitrij

    Ну, Вы и сравнили: серьёзный прибор на принципе VLF и этот макет для демонстрации принципа.
  5. Dmitrij Автор
    А зачем тут две катушки и два генератора, они же вроде независимые? Смотрел работу металлоискателя, так там он видит предмет именно когда он под одной из катушек.
    Кстати пробовали делать такой с одной катушкой, вроде работает, но слабый
  6. Dmitrij Автор
    Собираю на одной катушке. Сперва намотал провод как попало, 10 витков, потом еще 11, включил - начал пищать. И писк пошел по разгонной, как вроде взлетит сейчас xaxa Потом чето плавать начало, как радиосигналы какие-то. Ну в таком режиме реагирует на плоскогубцы на расстоянии сантиметров 20.

    Перемотал катушку, поставил медный провод наверно 0.8 или даже 1 мм. Но не хочет работать smiles Количество витков сделал правильное, 10/20. Может питалова не хватает? Что попробовать сделать? Питание 3.7В, пробовал 7.4...
  7. ДобрыйМаяк
    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, а переменный конденсатор припаивать параллельно 1000 пФ на каждую катушку или же только на одну из них? Дерево подойдёт для штанги металлоискателя, то есть не будет создавать помех при поиске? Заранее спасибо за ответ.
  8. Иван_Похмельев
    Цитата: ДобрыйМаяк
    переменный конденсатор припаивать параллельно 1000 пФ на каждую катушку или же только на одну из них?
    На одну, но на какую - можно определить только экспериментальным путём.
    Цитата: ДобрыйМаяк
    Дерево подойдёт для штанги металлоискателя, то есть не будет создавать помех при поиске?
    Сухое дерево подойдёт.
    1. ДобрыйМаяк
      Спасибо за информацию!) Ещё можете подсказать, как будет свободное время, переменный конденсатор из радиоприёмника подойдёт, а то он меньше размером, чем старый советский? Подойдёт ли питание для металлоискателя бабочка от одной батареи в 3,7 вольта от мобильного, а то пишут, что вроде как данный металлоискатель нормально работает, что от 3,7 вольт, что 12 вольт, но только чувствительность меньше? Извините, если много вопросов сразу, но просто Вы кратко и чётко отвечаете, что сразу понятна суть, как и что. Спасибо ещё раз за предыдущий ответ, очень помог. Удачи!
  9. Dmitrij Автор
    Три раза собирал схему, делал разные по диаметру катушки с разным сечением провода. Нихрена не работает, речь об одном контуре. Раз только что-то запищало и усе.

    Может транзисторы неправильные. У меня с пометкой Б и рядом какой-то круглый замысловатый знак.

  10. Иван_Похмельев
    Цитата: Dmitrij
    Нихрена не работает, речь об одном контуре.
    Что Вы имеете в виду?
    1. Dmitrij Автор
      Ну одна катушка, один транзистор... Одна половина. Пищать то должно в наушниках? А оно не пищит. Только шип тихий.
  11. Иван_Похмельев
    Цитата: Dmitrij
    А оно не пищит.
    И правильно делает.)) Какая там частота генерации?
    1. Dmitrij Автор
      Да мне нечем проверить. Ну должно пищать, нет разве? А когда оба гены синхронизированы, то не пищит. Пищать должно при обнаружении металла. Или я не прав?
  12. Иван_Похмельев
    Цитата: Dmitrij
    Да мне нечем проверить.
    Я и не прошу измерять, я прошу подумать: там частота каждого из генераторов - десятки килогерц, их и не будет слышно поодиночке.
    Цитата: Dmitrij
    Ну должно пищать, нет разве? А когда оба гены синхронизированы, то не пищит. Пищать должно при обнаружении металла. Или я не прав?
    Всё правильно говорите, а пытаетесь проверить один генератор и что-то услышать:
    Цитата: Dmitrij
    Ну одна катушка, один транзистор... Одна половина.
    1. Dmitrij Автор
      ну раз так, спасибо за ответ. Буду делать два... Хотя видел на одном генераторе. Хотя может там схема другая?
      1. Иван_Похмельев
        Есть схемы, в которых один генератор на поисковой катушке, а второй - на плате, но тот же принцип - на биениях. Есть одна древняя схема, которой уже полвека, с одним генератором (на катушке) и селекцией через кварц.
        1. Dmitrij Автор
          Я думаю купить Garret ACE 150 + большую катушку. Монеты вроде до 40 см шмалит, смотрел видео. Есть смысл? У меня бл подобный, ставлю большой плюс за дискриминатор, он там работает хорошо.

          А вот был Tesoro, так тот в режиме золота не видел золото))) Тоже американец... тоже ниче по глубине.
  13. Иван_Похмельев
    Цитата: ДобрыйМаяк
    переменный конденсатор из радиоприёмника подойдёт, а то он меньше размером, чем старый советский?
    Переменники бывают разные по размеру, конструкции, номиналу, так что главное - не откуда конденсатор, а его параметры. Пробовать надо, заочно точно сказать невозможно. Всё равно этот прибор - игрушка, не более того.
    Цитата: ДобрыйМаяк
    Подойдёт ли питание для металлоискателя бабочка от одной батареи в 3,7 вольта от мобильного, а то пишут, что вроде как данный металлоискатель нормально работает, что от 3,7 вольт, что 12 вольт, но только чувствительность меньше?
    Подойдёт и батарея от мобильника. В зависимости от напряжения питания нужен подбор базовых резисторов для обеспечения нормального режима работы транзисторов.
    1. ДобрыйМаяк
      Можете сказать почему этот металлоискатель всего лишь игрушка, не уж-то он такой бесполезный в поиске?
      1. Иван_Похмельев
        Смотря что искать. ))
        Примитивная схема нестабильна, да и сам принцип работы на биениях не может обеспечить высокие характеристики.
      2. Dmitrij Автор
        Читал, что на землю реагирует даже. Но может это можно как-то настраивать.
        1. Иван_Похмельев
          Отсутствие подстройки под грунт - один из многих отрицательных моментов. Настраивать можно, но это - уже другая схема.
  14. Pronin
    И зачем Ася-150? Это же отстой (как сейчас говорят). Какую еще большую ей катушку? И какой там дискрим?
    Делал давно на генераторе с фильтрацией на кварце. Плывет постоянно (подстраиваться приходится). И чувствительность невысокая ( ~9см на 5коп)
    1. Dmitrij Автор
      ну вот катушки разные

      Со стандартной она слабовата, разве шо для шурфа. Дискриминатор мне понравился в деле, как он работает, не знаю. Хорошо мусор фильтрует. Обманывал только на советских алюминиевых крышках, но там сплав какой-то мудерный. Ну и на слишком больших железяках, но такое я собираю.
      1. Pronin
        Дима, на видио - Ася 250.(а не Ася150) Это другой класс! И другие деньги. И да под нее делают и другие катушки.
        1. Dmitrij Автор
          Нет, они одинаковые по чувствительности. Просто у 250 дискрим с пользовательскими настройками и есть пинпоинтер
        2. pogranec
          Пронин прав. 150 только на чернину. Задолбаетесь копать. И ни отстройки от грунта , ни пинпоинтера.
  15. Pronin
    У Ace150 практически нет дискрима... Ищут только на All metal.
    Вот когда мне надоело выкапывать консервные банки и железну (ржаву) проволоку своим PI, стал подзывать для проверки (цели) друга с Minelab
  16. Dmitrij Автор
    pogranec,
    Не знаю, меня вполне устраивал. Правда я не помню, может таки у меня был 250. Но не помню там наличие пинпоинтера.

    А кто че думает о "Терминаторе"?
  17. Dmitrij Автор
    Короче крутил вертел, так и не могу эту бабочку запустить. Не пойму в чем дело, может наушники или транзисторы не такие.

    Собрал две катушки, свел их вместе восьмеркой и тута все запищало!!!)))) xaxa Звуки есть разной частоты, выставил как комариный и приклеил катушку.
    Но катушки видели только большую цель, типа железной миски, капота машины и так далее, по воздуху это сантиметров 30-35 довольно четко все слышно.

    Далее вспомнил о феррите. Взял сердечник от радио, крутил его вертел, в итоге экпериментальным путем нашел интересное положение. Это вертикально в центре катушек. Так вот, если поднести к ферриту мелкий предмет, прибор теперь его видит!))) Видит монеты, плоскогубцы, гвозди, все мелкое. Такой своего рода пинпоинтер xaxa

    На мелкие предметы прибор пищит громче и сильнее, на крупные наоборот, наушники могут вообще отключиться.
    На землю тон звука немного растет, но в целом не сильно. Щас у нас тут запахали поле, пойду испытывать.

    Мелочь сантиметров 10, крупные 30-35. Надо будет все собрать по нормальному с большими катушками. Эти на 2-х литровой банке мотались. Кстати, добивался такого гула, когда металлоискатель различал металлы. Звук действительно был разным на алюминий и сталь. Но это получилось случайно настроить. Кстати сейчас самая слабая реакция на нержавейку.
    1. pogranec
      Дмитрий, как коп прошел?
      1. Dmitrij Автор
        Фольги много накопал, сильный сигнал. Крышка от банки, старинннная, с ребрами жесткости. Какая-то стальная пластина, крышки от бутылок. Но я наушники не удлинил, накарачках ползал, устал быстро xaxa

        Чето он "плавает" в настройках. То пищит равномерно, то какие-то помехи, но работает при любых помехах.
        1. ДобрыйМаяк
          Здравствуйте, Дмитрий! Скажите пожалуйста, а где феррит можно достать, кроме радио?
  18. ДобрыйМаяк
    ДобрыйМаяк,
    В старом телевизоре есть?
    1. Dmitrij Автор
      Ну в радио в любом наверное... Я вот не знаю, постоянный черный магнит - это ведь тоже феррит или нет? Тогда его можно кинуть в костер, он перестанет быть магнитом. Черный магнитик уж должны найти. Есть даже в мебели, в динамиках, много где.
      1. ДобрыйМаяк
        Этого, да, вполне много. Вечером в печь брошу. Спасибо за совет.
        1. Pronin
          Феррит и в старом телевизоре есть - сердечник трансформатора высоковольтного. Отколоть, обпилить кусочек
  19. ДобрыйМаяк
    Pronin,
    Я разобрал старый телевизор, самсунг. Особо в радиоэлектронике не разбираюсь. Здесь есть бабина, от которой отходит бронепровод, по всей видимости маленький трансформатор и ещё какая-то совсем маленькая катушка, стоящая в вертикальном положении, сверху расширяется и намотано немного провода.
    1. ДобрыйМаяк
      А где бронепровод, сейчас посмотрел, они ещё и склеены по частям, а то я решил уже что сломал, пока вытаскивал)

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

К заводской водке претензий нет, к палёнке много!...
Согласен, но хочу добавить, что не последнюю роль играет то, в чьих руках будет этот предмет, идиотов и сволочей у нас хватает!...
к заводским шокерам претензий нет, так понимаю?...
Про невозможность нанести вред здоровью - это теория. Опорной точкой которой, является то, что подопытный будет здоровым человеком, и не будет иметь жизненно необходимых имплантированных электронных...
Всегда мучает вопрос, что будет если поймает полиция? Вот это утверждение получится проверить на себе))...
Все комментарии