» » Катушка Тесла на одном транзисторе или качер Бровина

Катушка Тесла на одном транзисторе или качер Бровина

В этой статье будет рассмотрено создание миниатюрной катушки Тесла на одном транзисторе или так называемый качер Бровина. Суть состоит в том, что в катушке Теслы переменное напряжение высокой частоты подается на первичную обмотку, а в качере Бровина первичную обмотку катушки питает коллекторный ток транзистора. Владимир Ильич Бровин выяснил, что именно при подобной схеме генератора на коллекторе будет возникать высокое напряжение, и, исходя из этого, получил новый способ управления транзистором. Поэтому устройство называется «Качер» Бровина (по фамилии автора и от сокращения названия качатель реактивности).

Это устройство представляет собой генератор высокой частоты и высокого напряжения, благодаря чему имеется возможность видеть коронный разряд. Кроме того, вокруг работающего Качера возникает достаточно сильное электромагнитное поле, которое способно влиять на работу электронного оборудования, ламп освещения и тому подобное. Изначально Тесла планировал использовать подобные устройства для беспроводной передачи энергии на большие расстояния, но либо он столкнулся с проблемами эффективности, окупаемости, недостаточного финансирования или еще какими-то неизвестными причинам, но на данный момент подобные устройства получили широкое распространение только в качестве учебного пособия или игрушки.

Материалы:

-проволока толщиной 0.01мм
-провод сечением 2-4 мм
-транзистор
-dvd-диск
-клей
-газоразрядная лампа
-радиатор
-труба

Описание создания устройства.

После того как мы разобрались что это за устройство и для каких целей собиралось автором, предлагаю рассмотреть схему этого прибора, которая расположена ниже.

Как видно схема устройства Качера довольно простая, на пайку такой схемы у автора ушло всего 10-15 минут. Но он решил немного модернизировать ее. Так, например, вместо дросселя установлен источник постоянного тока на 12 В так же электролитический конденсатор, емкость которого должна быть не меньше 1000 Мкф, причем чем она больше, тем лучше.

Для того чтобы избежать перегрева транзистора, лучше всего разместить его на радиаторе, через который будет отдаваться лишнее тепло. Соответственно чем больше радиатор, тем эффективнее будет охлаждение.

Самая рутинная и, наверное, сложная часть работы заключается в намотке L2 катушки. Мотать катушку лучше всего максимально тонкой проволокой, примерно 0.01 мм или чуть толще.

Чем тоньше будет проволока, которая используется для намотки катушки, тем эффективнее будет работа устройства. Наматывать проволоку необходимо на пластиковый цилиндр, автор использовал корпус от маркера. В данном процессе очень важна аккуратность и точность. Намотка проволоки должна происходить плотно виток к витку в один слой. В случае если вы не заметили прорехи в намотке, то придется перематывать катушку заново, ну или можно попробовать промазать разрыв клеем.

Далее маркер с обмоткой должен быть закреплен на стойку. В качестве стойки автор использовал обычный dvd-диск. После того, как маркер был приклеен и закреплен на импровизированную подставку, можно приступать к созданию первичной обмотки. Обмотка L1 должна быть выполнена из провода очень большого сечения, примерно 2-4 мм. Причем пяти витков сделанных таким проводом будет вполне достаточно. Для удобства намотки автор рекомендует взять трубу с диаметром в 2-2.5 раза больше диаметра маркера.

Для того чтобы нижний отвод от маркера, идущий на транзистор, не каким образом не касался вторичной обмотки, его лучше пустить под диском.
В случае, если все будет сделано верно и без ошибок, то схема будет функционировать сразу без каких-либо дополнительных доработок. Лучше всего проверить работу устройства при помощи лампы дневного света, при правильном подключении устройства она будет светиться, попав в радиус действия устройства. Если ничего не происходит, то автор советует проверить, не касается ли толстый провод маркера, и возможно стоит поменять местами концы обмотки L1.

Как уже было сказано, верно собранная схема устройства позволит вам наблюдать за свечением газоразрядных ламп в поле действия. Обычные лампы накаливания тоже будут демонстрировать интересный эффект так называемого тлеющего разряда, похожего на плазменный шар. В итоге за пару сотен рублей можно получить очень эффектную и красивую игрушку, за весьма небольшую стоимость. Все использованные детали можно найти у себя дома и купить в магазинах города. Автор заверяет, что на все было потрачено не более 200 рублей.

Стоит напомнить, что несмотря на свои маленькие размеры, качер имеет сильное электромагнитное поле, и, следовательно, способен оказывать негативное влияние на организм человека при длительном взаимодействии. Поэтому во избежание появления головных болей или ноющей боли в мышцах, не стоит проводить за работой с качером слишком много времени.

Сильное электромагнитное поле может оказывать влияние на нервную систему, а разряды из-за своей высокой частоты могут оставлять ожог (хотя боли вы можете и не почувствовать).

ПОЭТОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ДАННЫМ УСТРОЙСТВОМ.
Источник

Оцените самоделку по критериям

0
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
0
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
0
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 0 из 10 (голосов: 0)
Обычная регистрация
Информация
1 комментарий
  1. Иван_Похмельев
    Мотать катушку ... проволокой, примерно 0.01 мм

    1. Проволокой мотать катушку нельзя!
    2. Что Вы имели в виду под "0.01 мм", какой параметр?
    вместо дросселя установлен источник постоянного тока на 12 В

    Это как?

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

табак тоже сперва не курили...
А его разве курят?...
Все комментарии