*кликни за подробностями

» » » Простой и чувствительный металлоискатель на двух осцилляторах

Простой и чувствительный металлоискатель на двух осцилляторах

Рассмотрим, как можно сделать простой и довольно мощный металлоискатель на основе двух взаимосвязанных осцилляторов. Один осциллятор в такой схеме будет являться фиксированным, а другой будет от него зависим и его частота будет меняться в зависимости от того, есть поблизости металлические предметы или нет. В связи с тем, что частота биений осцилляторов составляет менее 100 кГц, эти биения можно услышать в наушниках или динамике. Соответственно если под катушкой будет металлический предмет, звук будет меняться.

Все типы металлов по разному меняют частоту, они могут ее поднимать или опускать.

Материалы и инструменты для самоделки:
- односторонняя медная многослойная печатная плата размерами 114,3 мм х 155,6 мм;
- пять конденсаторов 0.1μF;
- пять конденсаторов 0.01μF;
- два электролитических конденсатора 220μF;
- провод типа ПЭЛ диаметром 0.4 мм;
- разъем под наушники и наушники;
- батарея на 9В;
- разъем для установки батареи;
- переключатель;
- шесть транзисторов типа NPN, 2N3904;
- провод типа 22 AWG или сечением — 0,3250 мм2 для подключения датчика;
- проводной динамик;
- небольшой динамик 8 Ом;
- резьбовая ПВХ труба диаметром 1/2;
- деревянный дюбель размером 1/4;
- деревянный дюбель 3/4′;
- деревянный дюбель 1/2′;
- эпоксидка;
- фанера 1/4′;
- столярный клей.

Из инструментов:
- сверло размера 3/4″ для резки отверстий;
- дрель со сверлами;
- электрический утюг;
- ножовка;
- лазерный принтер;
- осциллограф или мультиметер с частотомером;
- наждачка и другое.

Процесс изготовления металлоискателя:

Шаг первый. Изготавливаем печатную плату

Первым делом нужно будет скачать дизайн платы:

dizajn-platy-metalloiskatelya.pdf [31,35 Kb] (cкачиваний: 70)
Посмотреть онлайн файл: dizajn-platy-metalloiskatelya.pdf

Далее плату нужно распечатать и протравить на медной плате. Автор для таких целей использовал лазерный принтер, где затем тонер переводится на плату с помощью утюга. В итоге тонер при травлении работает как маска, защищая дорожки металла.

Шаг второй. Сборка. Установка транзисторов и электролитических конденсаторов
Автор начал сборку схемы с установки транзисторов и электролитических конденсаторов. Сперва нужно припаять шесть NPN транзисторов. Тут важно не перепутать и проследить, чтобы ножки транзистора были на своих местах. Базовая ножка находится почти всегда посередине. Впоследствии нужно припаять два конденсатора электролитического типа емкостью в 220μF.

Шаг третий. Полиэфирные конденсаторы и резисторы

На следующем шаге идет установка резисторов и полиэфирных конденсаторов. Всего нужно впаять пять полиэфирных конденсаторов емкостью 0.1μF в местах, указанных на картинке. Потом можно впаять еще 5 конденсаторов емкостью 0.01μF. В связи с тем, что полиэфирные конденсаторы не имеют полярности, их можно впаивать как угодно.

Ну и в заключении этого шага нужно впаять шесть резисторов по 10 кОм. Такой резистор имеет цветовую маркировку - коричневый, черный, оранжевый, золотой.

Шаг четвертый. Завершающий этап сборки схемы
Наполнение схемы электронными элементами подходит к завершению. На этом этапе нужно установить один резистор на 2.2 мОм (маркировка - красный, красный, зеленый, золотой) и два на 39 кОм (маркировка - оранжевый, белый, оранжевый, золотой). Ну а теперь осталось впаять последний резистор на 1 кОм, он имеет маркировку - коричневый, черный, красный, золото.

В заключении сборки платы к ней припаиваются все необходимые провода. Для простоты лучше всего использовать провода разного цвета. Для питания использовалась пара красный/черный, для аудио-выхода пара зеленого цвета, для эталонной катушки черные, а для катушки-детектора желтые.

Шаг пятый. Собираем катушки

Передающая
Всего катушки в металлоискателе две, начать сборку нужно с эталонной катушки. Для этих целей понадобится провод толщиной 0.4 мм. Для основы понадобится кусок дюбеля около 13 мм в диаметре и 50 мм в длину. В дюбеле нужно будет проделать три отверстия, одно во всю длину, а два другие по краям поперек. Через эти отверстия будет проходить провод.

Теперь можно наматывать провод. Его нужно намотать столько, сколько влезет на дюбель в один слой. На каждом конце нужно оставить запас древесины по 3-4 мм. По мнению автора, правильно намотать провод, оборачивая его вокруг дюбеля, не выйдет. Нужно держать провод в руке, а дюбель вращать, так провод максимально ровно ляжет на дюбель.

Каждый провод нужно будет протянуть через перпендикулярное отверстие, а затем один из концов через внутреннее продольное. Когда катушка будет полностью намотана, обмотку нужно зафиксировать изолентой.

Также важно не забыть, что провод покрыт лаком и это покрытие нужно снять перед дальнейшей сборкой. Его можно обжечь или счистить наждачкой.

Приемная
Для поисковой катушки будет нужна фанера толщиной 6-7 мм, из такой фанеры делается основа, корпус для будущей катушки. Изготовив основу, нужно намотать в паз 10 витков провода сечением 0.4 мм. У автора диаметр катушки составляет 152 мм.

Рукоятку к держателю нужно крепить деревом или другими материалами не из металла, иначе металодетектор будет все время показывать наличие металла.

Завершающий этап. Настройка
В завершении металлоискатель нужно настроить. Суть настройки заключается в том, чтобы достичь на эталонной катушке частоты не более 100 кГц. Автор для таких целей использовал осциллограф. Но если такового нет, то подойдет мультиметр с функцией определения частоты.
Чтобы повысить частоту катушки и уменьшить индуктивность, катушка укорачивается. У автора частоты 100 кГц удалось достичь при длине катушку 31 мм.

Источник
Обычная регистрация
Информация

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

    Dmitrij
    Pronin
    Иван_Похмельев
    popvovka
    Иван_Похмельев
Все комментарии

Комментаторы месяца

Иван_Похмельев
Комментариев: 1179 Публикаций: 0
1
popvovka
Комментариев: 35 Публикаций: 5
2
Валерий
Комментариев: 1307 Публикаций: 38
3
axivovka
Комментариев: 13 Публикаций: 0
4
Кудеяр
Комментариев: 206 Публикаций: 55
5