*кликни за подробностями

» » » Простейший металлоискатель на микросхеме К176ЛА7

Простейший металлоискатель на микросхеме К176ЛА7

Из этой статьи вы узнаете, как можно сделать очень простой металлоискатель из почти подручных материалов. Не смотря на всю свою простоту, металлоискатель работает, он может найти монету на глубине до 10 см, кастрюлю на глубине до 30 см, а канализационный люк прибор видит на глубине 60 см. Это конечно немного, но для такого просто прибора довольно неплохо. Впрочем, если работать с ним на пляже или просто построить в ознакомительных целях, то зря времени вы не потеряете.

Материалы и инструменты для самоделки:
- полный перечень деталей платы можно увидеть на схеме, она включает микросхему К176ЛА7;
- провод для катушки (ПЭВ-2 0,08…0,09 мм);
- броневой магнитопровод;
- эпоксидка;
- наушники;
- паяльник с припоем;
- материалы для создания штанги, корпуса и так далее.

Процесс изготовления металлоискателя:

Шаг первый. Пару слов о схеме
L1 нужно намотать на каркасе с тремя секциями с подстроечным сердечником и разместить в броневом магнитопроводе диаметром 8.8 мм, сделанного из феррита 600НН. Всего катушка имеет 200 витков провода ПЭВ-2 0,08…0,09 мм.

Катушка L2 делается из куска алюминиевой трубки диаметром 6-9 мм и длиной 950 мм. Через нее нужно продеть 18 отрезков провода с хорошей изоляцией. Далее трубку нужно согнуть с помощью оправки, в диаметре она должна быть примерно 15 см. Отрезки провода соединяются последовательно. Индуктивность такого рода катушки должна находится в пределах 350 мкГн.

Концы трубки замыкать не нужно, но один из них надо соединить общим проводом.

Для описанной выше схемы автор использовал резиновый шланг с металлической основой внутри, а также цельный провод, покрытый лаком. Чтобы не повредить изоляцию, применялся пинцет с резиновыми трубочками на концах. Обмотку нужно зафиксировать как можно тщательно, иначе прибор будет давать ложные срабатывания.

Ну а далее плата размещается в металлическом, но не магнитном корпусе.

Важно отметить тот факт, что кабель, идущий от платы к катушке, должен быть экранирован.

Шаг второй. Дальнейшая сборка и настройка
Для настройки ручку конденсатора нужно повернуть в среднее положение, а затем путем вращения подстроечного сердечника L1 нужно добиться отсутствия биений в наушниках. Настройка будет являться правильной, если при повороте ручки переменного конденсатора на небольшой угол в наушниках будет слышен гул.

Настройка проводится на расстоянии не менее одного метра от массивных металлических предметов.

Автору удавалось повышать чувствительность прибора в том случае, если ввернуть сердечник подстроечной катушки до упора, а путем регулирования настройки с помощью переменного конденсатора достичь почти полного отсутствия звука в наушниках. При этом, если включить наушники на полную мощность, звук будет тихим.

Если будет так, что звук в наушниках вообще не слышен, нужно на выводах 4 DD1 и DD2 проверить наличие П-образного сигнала, для таких целей будет нужен осциллограф. На выводе 11 и 8 DD3 должна быть смесь сигналов.

Также следует отметить, что в оригинальной схеме указано сопротивление R3 300 кОм, но с таким сопротивлением наушники работать не будут. Его нужно заменить на 3 кОм. Вместо конденсаторов 5600 пФ автор также использовал на 4700 пФ, так как первых найти не удалось.

К недостаткам схемы можно отнести то, что палата чувствительна к температуре окружающей среды, в связи с этим прибор нужно постоянно настраивать переменным конденсатором, добиваясь нулевых биений.

Шаг три. Завершающий этап сборки
Катушку автор рекомендует залить эпоксидкой, это позволит надежно зафиксировать провода. В противном случае неизбежно будут ложные срабатывания, так как в процессе поиска приходиться задевать о камни, палки и другие препятствия, к тому-же, катушку можно легко повредить. Вместо эпоксидки подойдет воск или пластилин, который нужно расплавить и залить. Парафин использовать не следует, так как он становится после застывания хрупким и не имеет эластичности. Если выбор пал на пластилин, то нужно позаботиться о том, чтобы он не вытек, разогревшись на солнце.

Помимо всего прочего в схеме нежно заменить резистор R3, его номинал должен быть 300 кОм. Также нужно настроить частоту образцового генератора таким образом, чтобы в наушниках слышались уверенные и четкие щелчки. Чувствительность прибора определяется частотой следования щелчков, чем она ниже, тем лучше. С такими настройками автор находит копеечную монету СССР на глубине 10 см, которая лежит горизонтально.

Если сделать частоту щелчков высокой, то наличие металла под поисковой катушкой можно определить по изменению звучания.

Автор собрал также еще один такой прибор и у него обнаружилась проблема - отсутствие звука в наушниках. Решением стало удаление из схемы конденсатора С7. Также автор убрал регулятор громкости, поскольку звучание само по себе стало тише. С такой доработкой прибор не утратил чувствительности.

Корпус для прибора из пластика можно купить в радиомагазине, автору он обошелся в 31 рубль. Для экранирования схемы из картона нужно вырезать "рубашку" и обвернуть фольгой. Края фольги крепятся к картону скотчем, потом с помощью степлера крепится провод и подключается к минусу.

Также в схему нужно установить электролитический конденсатор 47-100 мкф после включения питания с напряжением не менее 10В.

Для создания L2 автор использовал тот провод, который нашел, он имеет диаметр 0.5 мм. Подойдет для таких целей провод 0.3-0.7 мм. Можно провести опыты с материалами сердечников, они могут быть латунными или ферритовыми.
Источник
Обычная регистрация
3 комментария
  1. Иван_Похмельев
    В чём смысл абсурдного фильтра по питанию? На самом деле для DD1 и DD2 нужны отдельные цепочки для снижения взаимного влияния.
    автору он обошелся в 31 рубль.
    На самом деле не 31 рубль, а 31 рубль ПМР. Не вводите людей в заблуждение!
    Включение звукового излучателя сопротивлением 65 Ом через переменник 10 кОм - довольно странное решение.
    Крепление катушки к штанге металлическим кронштейном - не менее странное решение.
  2. Валерий
    А ПМР -это что, простите.
    П.С. С телефона Трудно писать и искать....
    Але нови ностра алис!
    1. Dmitrij Автор
      Сам не понял, поэтому мозг автоматом чето проигнорировал... Пардон)

      ПМР - Приднестровская Молдавская Республика
      "Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."
Информация

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии

Комментаторы месяца

Иван_Похмельев
Комментариев: 1276 Публикаций: 0
1
Валерий
Комментариев: 1390 Публикаций: 40
2
Dmitrij
Комментариев: 423 Публикаций: 511
3
pogranec
Комментариев: 449 Публикаций: 189
4
Pronin
Комментариев: 180 Публикаций: 7
5