
Доброго времени суток!
На главном фото два самоката, белый моей дочки, второй должен быть донором для него, но решил его отреставрировать для своего младшего сына.
Данная статья будет о ремонте детского самоката. Когда меня попросили его отремонтировать, сначала осмотрел его, дабы понять что предстоит делать. Я ожидал что можно будет "поломать мозг" (а мне это нравиться, мозг ломать) над решением проблемы, но всё оказалось куда проще.
В наше время такие самокаты стоят не так уж и дорого, но комплектующие этих самокатов не оправдывают цену за весь самокат в целом. Часто вижу такие в металлоломе и у многих вид, как говориться, ещё живой, надо только разобрать заменить испорченную деталь и собрать обратно, но почему-то в наши дни складывается мнение что, проще купить новый чем этот ремонтировать. В одном все правы, но никто не даст гарантий что новый такойже будет надёжней чем был. Я решил его отремонтировать и заменить вышедшие из строя детали.
Когда обнаружил разболтанную вилку то думал что, проблема с самим металлом, но всего то ослабли гайки...
Инструменты и материалы:
- шестигранный ключ (имбусовый)
- фиксатор резьбы
- подшипники 608
- литол
- пружинка для подножки
- пинцет и крючок (на подобие шила)
- щётка по металлу
- пруток для выбивки подшипников
Притащив его в импровизированную мастерскую, незаконченный частный дом, сразу осмотрел его на наличие проблем.
У него, как оказалось, разболталась вилка, когда этого не было при повороте был жуткий скрип и при наборе скорости начинал притормаживать, колесо болталось из стороны в сторону. При оставлении его на "стоянку" он не стоял, т.к. пружинка потерялась и подножка подгибалась. Видимо дочка покатилась на нём забыв убрать её. Также потерялась гайка барашек, которая на эксцентриковом винте на складном механизме, опасность была в том что, самокат постоянно был задействован и со временем он мог выскочить и тогда травма была обеспечена, поскольку руль мог уйти или вперёд, или назад, или вообще в сторону во время поворота.





Перед разбором и устранением изношенных комплектующих решил снять рулевую вилку, выкрутил винт, он же мебельная стяжка, и отсоединил от кузова (она же дека). Пластиковый крючок практически вывалился, т.к. она через пружинку держалась на винте соединяющий деку с рулём, и через неё был продет винт с эксцентриковым зажимом, он выскочил из-за отсутствия гайки барашка (они на всех теряются, как говорится, это их "болезнь"). Её отложил в сторону до момента сборки.



Так будет проще работать с рулевой при замене деталей, иначе заднее колесо не позволит спокойно работать и будет переваливаться с боку на бок, можно подложить что-нибудь под деку, но всё равно будет неудобно из-за этого.
Снял руль открутив винт на хомуте крепления руля, и вилка свободна для работ.

Откручивал контргайку рожковым ключом на 30, остальные гайки с трудом, но открутились вручную. Даже не смотря на ржавчину открутились. Снял подшипники и выяснилось что они целые и невредимые.
При дальнейшем изучении проблемы выяснилось что, колесо болталось из-за вышедших из строя подшипников. Снял тем же шестигранным ключом что и рулевую втулку отсоединил (открутил) от кузова (деки) и увидел что, они рассыпались настолько, что при снятии колеса шарики (тела качения) высыпались, а за ними и малое кольцо (слышал что кольца ещё называют "обойма" большая и малая). Был один рассыпавшийся подшипник. Большое кольцо первого осталось внутри колеса его выковырнул плоской отвёрткой, чтобы не повредить посадочное место подковыривал по чуть чуть по кругу. Второй выбил подобрав подходящий стальной пруток 16 мм в диаметре, выбивал кстати на раздвинутых ручках плоскогубцев, т.к. колесо пластиковое, то проблем с выколоткой подшипника не было, да и самим плоскогубцам темболее.
Но видел, не только самокаты, но ещё и другие аппараты, где разбивалось именно само пластиковое посадочное место, а подшипники были в порядке. Вот и здесь на первый взгляд было не понятно, толи это подшипник рассыпался, толи посадочное место пришло в негодность.


Тут всё понятно, подшипники под замену (один ещё держался, но рассмотрев его поближе понял что ему не долго осталось жить), подорвался и поехал купил новые. Купил всего два, т.к. на заднем колесе подшипники в отличном состоянии, но если и выйдут из строя, то заменить будет проще простого.

После разборки рулевой втулки (или рулевой стакан), разобрав обнаружил что ослабли гайки, но подшипники целые, но смазки требовали в обязательном порядке. На некоторых шариках были видны царапины (фото делал, но на них, на фото, не видны царапины).




В целом все проблемы выявлены. Ну теперь устраняю их.
В подшипники добавил литола, достаточно для такого размера.

Теперь собираю все детали в обратном порядке.
Сначала решил рулевую собрать обратно.
Вернул нижний подшипник, вставил вилку в рулевой стакан и сверху поставил верхний. Прижимную гайку тоже решил чуть-чуть смазать перед тем как в дальнейшем закрутить контргайкой. Затягивать такие гайки до предела не стоит, иначе тела качения в подшипнике зажмутся "намертво" и проворачиваться не смогут. На ощупь подтягивал, периодически прокручивал вилку в рулевом стакане, и как люфт между вилкой и стаканом пропал крепко держал прижимную гайку, которая (без граней под рожковый ключ) прижимает подшипник, затянул ключом на 30 до упора. Кстати в авто также устанавливаются подшипники в ступицах.





Теперь вставляю подшипник.
Вставлять его в пластиковое посадочное место проще нежели в металлическое.
Предварительно, как получилось, щёткой по металлу почистил посадочное место от грязи.
Положил на место куда он будет устанавливаться и не сильными ударами большого молотка начал вбивать его в колесо, молоток полностью перекрывал подшипник по большому кольцу, так что повредить подшипник было не возможно. Главное не забыть поставить обратно маленькое кольцо, которое установлено между подшипниками, по внутреннему диаметру такое же как и малое кольцо подшипника. Иначе при его отсутствии малые кольца будут стянуты и тела качения будут зажаты сильно и не будут проворачиваться, для этого и установлено это кольцо. При затягивании винта на вилке стягиваются малые кольца и тела качения остаются свободны.
Многим на заметку. Если такое кольцо потеряно или вышло из строя, то эту проблему можно решить малым кольцом от старого подшипника, если размеры совпадают, т.е. ширина, если втулка шире чем малое кольцо подшипника, то можно использовать шайбы с подходящим внутренним диаметром или же подобрать по толщине жесть просверлить соответствующим сверлом и потом вырезать ножницами по металлу (вырезать свою шайбу) и сделать наборку до нужной ширины.
Ну и моя авторская идея! Можно подобрать гайку подходящей толщины и высверлить резьбу сверлом. Я так хотел сделать при реставрации второго самоката, но ограничился малым кольцом от старого подшипника.




Ставлю обратно, предварительно смазав винт с наружной резьбой фиксатором резьбы, иначе раскрутится вся стяжка и где потом искать колесо не известно (у меня давно так с моим скейтом было, фиксатор резьбы редкость был а гайка была уже с подтёртой резьбой, нашёл с трудом колесо и сделал как надо, сейчас, к сожалению, лежит тот самый скейт пылится).



Колесо чётко по центру и без люфтов.

В завершении устанавливаю руль на место, и ставлю хомут крепления руля.
Для хомута решил купить новые винты с внутренним шестигранником и гайки с тефлоном, с пластиковой вставкой.


Для того чтобы выставить колесо прямо относительно руля, я сориентировался по ручкам самого руля. Винт, играющий роль втулки на колесе, выступающий по краям своими головками придали направление.

Возвращать на складной механизм проще если бы самокат был бы сложен. Но при этом надо вернуть обратно пластиковый крючок продев не полностью через отверстие с одной стороны в складном механизме винт с эксцентриковым зажимом так чтобы, можно было с помощью пинцета надеть на конец винта кольцо пружинки и протолкнув во второе отверстие винт чтобы он вышел с другой стороны. Вместо потерянной гайки барашка использовал обычную гайку с тефлоном. Отрегулировал силу зажатия эксцентриковым зажимом по мере процесса складывания/раскладывания, подтягивал и ослаблял до тех пор пока при складывании при ослабленном эксцентрике процесс сборки будет более менее лёгким, чтобы ребёнок мог самостоятельно сложить/разложить свой самокат. В итоге отрегулировал правильно, сам видел как она при мне его сложила.






Теперь руль кладём на деку так чтобы отверстия на складном механизме совпали. И как перед этим точно также вводим втулку с внутренней резьбой на половину чтобы можно было зацепить крючком свободное кольцо пружинки потянуть на себя и протолкнуть втулку дальше, чтобы кольцо пружинки осталось на втулке. После этого протолкнул дальше чтобы вышла с другой стороны. Намазал винт от втулки фиксатором резьбы и вкрутил во втулку. Поставил пластиковую заглушку на место, удалось это сделать только в том случае, когда руль находится в вертикальном положении, по другому не удавалось это сделать.









Теперь надо вернуть пружинку на подножку, всё-таки ремонт и надо уже всё доделать.
Поскольку я плюшкин то и пружинок всяких набралось очень много, целая банка. Требовалась пружинка на растяжение, но, в принципе, можно пристроить и на сжатие. Давно что-то так отремонтировал именно пружиной на сжатие, в магазах их не было и взять было неоткуда, но валялись по жёсткости подходящие и удалось отремонтировать то что ремонтировал собственно.

Выбрал самую подходящую по жёсткости, оригинальные более жёсткие, но таких не было. Подошла пружинка от какого-то принтера, если не ошибаюсь. Чтобы она не потерялась, лапку на основе, после одевания колечки пружинки, поджал плоскогубцами. Проверил функционал и всё нормально.






Возни по факту на 1 час, максимум 2 часа, не все могут за пару часов заработать на новый самокат, чтобы ребёнок был доволен. Дочка уже почти месяц катается и всё нормально.

Следующим будет статья по реставрации второго зелёного самоката, он избежал участь донора и при более детальном изучении принял решение что, отреставрировать его не составит труда.
Спасибо за внимание!
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.