Как всякий житель села, довольно много времени я трачу на заготовку дров. А для того, чтобы их напилить, у всякого живущего на селе хозяина есть бензиновая пила, а у меня про запас ещё и электрическая пила есть. Периодически на них надо точить цепи. Поначалу я делал это вручную, специальным напильником, но дело это непростое, руки быстро устают, да и не очень ровно получается. Несколько раз возил цепи в город, точили на специальном станке. Но это дело платное, и точильщик не всегда работает. Понятно, что на обычном точиле цепь от бензопилы не наточишь. Пробовал я точить болгаркой, но там такие большие обороты, что зубцы просто сгорают, а не точатся.
И вспомнил я, что где - то в сарае лежит у меня старый ЛАТР - Лабораторный Авто Трансформатор Регулируемый. И в самом деле, пошел, поискал в металлоломе и откопал я эту штуку. Оказалось, что она рабочая! Хоть и ржавая, хоть и выпущена в 1967 году, но на ней написано "Сделано в СССР" а это значит, что вещь вечная.
![Регулятор для Болгарки или «Болгарская» заточка цепи]()
![]()
Подключаем входные клеммы к сети 220В, на выход вешаем розетку . Устанавливаем на выходе автотрансформатора примерно 90 Вольт, зажимаем болгарку в тиски, и включаем её. Диск болгарки крутится медленно, 1500...2000 оборотов\мин. Как раз то, что надо! Берём цепь, и аккуратно прижимаем зубья цепи к диску болгарки. Сначала в одну сторону зубьев, потом в другую. Получаем замечательную полукруглую заточку, ничего не горит, всё прекрасно точится. Ширина диска болгарки как раз равна ширине паза у зубьев цепи. За час я наточил пять цепей, десяток свёрл и ...ножницы, что попались под руку.
![]()
![]()
Тем, кто сейчас подумал про димер отвечу - пробовал, не подходит. Болгарка работает, но гудит, и диск крутится рывками и очень трудно поймать нужные обороты. Это видимо потому , что на выходе димера не синусоида, а пакеты импульсов, что вполне годится для ламп накаливания, но плохо для моторов. К тому же, болгарка у меня на 650 Ватт, а димер к ней минимум на 1000 Ватт надо. Такое удовольствие дорого стоит, а ЛАТР в сарае давно бесплатно лежит....
И вспомнил я, что где - то в сарае лежит у меня старый ЛАТР - Лабораторный Авто Трансформатор Регулируемый. И в самом деле, пошел, поискал в металлоломе и откопал я эту штуку. Оказалось, что она рабочая! Хоть и ржавая, хоть и выпущена в 1967 году, но на ней написано "Сделано в СССР" а это значит, что вещь вечная.


Подключаем входные клеммы к сети 220В, на выход вешаем розетку . Устанавливаем на выходе автотрансформатора примерно 90 Вольт, зажимаем болгарку в тиски, и включаем её. Диск болгарки крутится медленно, 1500...2000 оборотов\мин. Как раз то, что надо! Берём цепь, и аккуратно прижимаем зубья цепи к диску болгарки. Сначала в одну сторону зубьев, потом в другую. Получаем замечательную полукруглую заточку, ничего не горит, всё прекрасно точится. Ширина диска болгарки как раз равна ширине паза у зубьев цепи. За час я наточил пять цепей, десяток свёрл и ...ножницы, что попались под руку.


Тем, кто сейчас подумал про димер отвечу - пробовал, не подходит. Болгарка работает, но гудит, и диск крутится рывками и очень трудно поймать нужные обороты. Это видимо потому , что на выходе димера не синусоида, а пакеты импульсов, что вполне годится для ламп накаливания, но плохо для моторов. К тому же, болгарка у меня на 650 Ватт, а димер к ней минимум на 1000 Ватт надо. Такое удовольствие дорого стоит, а ЛАТР в сарае давно бесплатно лежит....