Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Приспособления » Инструменты » Самодельный трубогиб для металлопласта

    Самодельный трубогиб для металлопласта

    Здравствуйте, уважаемые посетители сайта "В гостях у Самоделкина"!

    Сегодня я хочу рассказать вам, как, и из чего, я сделал трубогиб для металлопластиковых труб.

    Как я уже неоднократно упоминал, я сейчас в свободное время занимаюсь реконструкцией старого дома. И вот дошла очередь до пола. Полы в доме были деревянными. Я их сорвал, а взамен решил сделать пол с подогревом. Для этого, как известно, в бетонную стяжку укладывается большое количество труб, по которым будет циркулировать теплоноситель. Трубы я выбрал металлопластовые. Гнутся они достаточно легко, но, тем не менее, если приходится их сгибать под малым радиусом, труба часто заламывается. Для того, чтобы этого избежать, применяют различные приспособления - трубогибы и пружинные кондукторы. Пружинный кондуктор достаточно дёшево стоит и прост в обращении, но имеет существенный недостаток - значительно повышает усилие, необходимое для изгиба. Учитывая, что у меня сейчас есть небольшая проблема с локтевым суставом (больной сустав, как известно - это на несколько месяцев, как минимум!)))), а количество необходимых изгибов трубы приближается к тысяче, я понял, что мне нужно более сложное устройство - трубогиб! И, как "больной самодельщик", конечно-же, даже не рассматривал вопрос о его покупке! )))) Сделал я его сам, и вот что мне для этого понадобилось:

    1. Обрезок ламинированной фанеры, толщиной 20 см.
    2. Обрезок черенка от лопаты.)))
    3. Обрезки листовой стали, толщиной 1 мм.
    4. Обрезки полосы 40х4 мм.
    5. Обрезки профильной трубы 15х15, 20х40 и 20х30 мм.
    6. Рукоятка от старой дрели.
    7. Петля металлическая.
    8. Клипсы для крепления труб.
    9. Анкерные болты 10х100 и 12х100 мм.
    10. Метизы.

    Как видите, в основном - обрезки и остатки! )))))))
    Трубогибы бывают разные - "прокатного" и "арбалетного" типов. Подумав, какими тенологиями и материалами я располагаю, решил сделать прокатный. Принцип его действия - как у закаточной машинки. Труба укладывается в канавку шкива-шаблона при помощи прижимного ролика.

    В первую очередь я решил изготовить именно шкив-шаблон, как основной элемент конструкции. Всё остальное будет "плясать" от него. Продумывал я устройство очень давно. И для изготовления этой детали решил воспользоваться нестандартным методом - в качестве шкива использовать колесо от тележки для ручной клади (или от "сидячей" детской коляски старого типа), срезав с него резину.))) Эти колёсики в больших количествах продаются на "блошиных рынках". Там мне оно и бросилось в глаза. Но, тогда сроки ещё "не горели" и я решил, что куплю потом... "Вон их сколько!... Может, получше увижу!"- подумал я тогда...и, успокоившись, благополучно забыл про это.... И, как это часто бывает, в конце срока "время ускорилось", появилось много неотложных дел, и, когда я понял, что трубогиб мне нужен уже завтра, и колёсико искать уже поздно, я решил обойтись тем, что есть под рукой.))))

    У меня были обрезки ламинированной фанеры, толщиной 20 мм. Когда-то подобрал остатки опалубки возле стройплощадки, где строили каркасное здание. Потом я вырезал из этих кусков заготовки лож для самодельных арбалетов... Вот из этой фанеры я и решил изготовить шкив-шаблон.
    Вырезал кусок 10 на 10 сантиметров:

    И на своём самодельном станке придал ему круглую форму:

    Потом, примеряя кусок металлопластовой трубы, сделал под неё выборку:

    Нашёл обрезок черенка от лопаты. Выточил из него ролик:

    При помощи ленточной шлифмашинки уменьшил ширину шкива до 16-ти миллиметров. Пробовал это делать на станке, но поверхностные слои этой влагостойкой фанеры пропитаны очень крепким клеем - шпон "отковыривался", а не стачивался! Мейсель его не мог чисто резать. Не беда. Шлифмашинка справилась.

    Рычаги-рукоятки будущего трубогиба я решил сделать из профильной трубы, сечением 15х15 мм. Благо, после изготовления опор для вьющихся цветов у меня осталось несколько обрезков:

    В шкиве сделал вырез и примерял будущие детали, приложив кусок металлопласта туда, где он потом будет прикладываться при сгибании:

    Металлические накладки на шкив, которые будут исполнять роль реборд и выступать в роли крепёжных элементов, я решил сделать из обрезков старой крышки от советской газовой плиты.

    Будь проклято это моё решение!!! )))) Она покрыта эмалью необычайной крепости.(Тот вид эмали, которую после нанесения прокаливают в печи.) Резать эту сталь получается, хотя, отрезной круг и "уходит" быстро. А вот счистить её - пости невозможно! Болгарка с ней не справляется!!! Лепестковый круг с крупной зернистостью, который легко спиливает нержавейку, от этой эмали только горит!!! Для того, чтобы чуть счистить под сварку, я использовал алмазный "плиточный" круг! И то, с трудом!!! А потом, когда сваривал, эмаль "стреляла", а метал под ней тут-же прогорал!... Короче, намучался))))

    Я решил приварить рычаг-рукоятку к одной из накладок (забыл их сфотографировать. Будут видны ниже). Но труба была тоньше шкива, поэтому я сначала наварил недостающий миллиметр:

    И, только потом приварил к накладке:

    Объясню особенности её формы. Радиус я сделал на 5 мм. больше радиуса шкива (чтобы получилась металлическая реборда), а с нижней стороны оставил квадратную форму "пока на всякий случай" ))). В планах потом сделать какой-то замок-пристёжку для трубы. Устройство пока не продумал окончательно. Так что, пусть пока будет так! Не понадобится - обрежу! )))).

    Собрал пока всё на ось, в качестве которой выступил болт М10.

    А сам занялся изготовлением рычага.
    По задумке рычаг будет одеваться на цапфы оси, торчащие с обеих сторон шкива. То есть, нужно сделать его рабочую часть в виде двух пластин, между которыми поместится шкив-шаблон. Между ними-же будет размещаться и прокаточный ролик. Эти пластины я решил изготовить из полосы 40х4мм. Сверлом, диаметром 12 мм просверлил отверстие (Станок мой остался на даче))). Пришлось довольствоваться дрелью!)

    И прорезал при помощи УШМ:

    По задумке, этим косым вырезом рычаг будет одеваться на цапфу оси.
    Но вот, незадача... Прокаточный ролик шире шкива-шаблона! Да ещё и должен свободно вращаться! Т.е., он не войдёт между "щеками" рычага! Делать его узким я поостерёгся - нагрузки будут достаточно сильные! А он - деревянный! Как-бы не лопнул!

    Кстати, о ролике. Я решил обтянуть его термоусадочный кембриком, перед этим приклеив к нему по бокам для усиления две увеличенные шайбы М10:

    Он получился значительно шире шкива!Чтобы решить эту проблем, я придумал сделать отдельно передние и задние части щёк" и потом сварить попарно внахлёст! - так расстояние между ними в задней части (где ролик) получится большим на 8 мм.
    Я изготовил две передние части:

    И две задние. Так как я не знал на каком расстоянии от центра шаблона должен быть прокаточный ролик, то решил сделать для его крепления вместо отверстий, длинные прорези. Потом можно будет регулировать. Для этого я просверлил по два отверстия, диаметром 8 миллиметров, и прорезал между ними, используя "огрызок" отрезного круга - (у него диаметр маленький! Не "вылезает" за длину прорези!)))

    После чего я стянул болтом М12 передние части, наложил на них внахлёст задние, и тоже стянул их болтами, тоько уже М8. При этом на задний болт, чтобы исключить перекос, между накладками я одел несколько шайб. Выровнял всё

    И приварил задние части накладок к передним:

    Раскрутил болты и проварил с другой стороны:

    После чего, зачистил лепестковым кругом:

    У меня получились две "зеркальные" вот такие детали:

    Между ними должен поместиться ролик. Значит, их необходимо расположить друг от друга на расстоянии 30 мм. (Выяснил опытным путём.)))) Можно и 25мм, но при таком расположении передние части накладок будут расположены слишком близко к шкиву-шаблону. Так что, лучше сделать шире, а на ось ролика положить по шайбе с обеих сторон.))))

    Как и в случае с шаблонной частью трубогиба, рукоятка прокаточной части будет изготовлена тоже из профильной трубы, сечением 15х15 мм, поэтому пришлось мне подумать, как добавить недостающую толщину. Если в первом случае мне не хватало одного миллиметра, и я его просто наварил сваркой, то сейчас не хватает пятнадцати. Накладывать 15 мм железными накладками - это сильно утяжелять конструкцию. Поэтому я вышел из положения, использовав обрезок профильной трубы 30х30 мм:

    Её я решил одеть на будущую рукоятку.

    Разницу размеров компенсировал следующим образом. Сделал в торце трубы два вот таких выреза, оставив между ними 15 миллиметров:

    Одел заготовку на рукоятку, прихватил сваркой по бокам, потом пригнул ударами молотка подрезанные части и всё обварил:

    Теперь расположил этот утолщённый конец между изготовленными ранее накладками и приварил их.

    (На этом этапе я совершил небольшую технологическую ошибку - заканчивая рабочий день на сегодня, покрасил из баллончика все детали. Как выяснилось - зря.))) Некоторые в процессе доработки пришлось перекрашивать)

    На следующий день, вечером, занялся установкой прокаточного ролика (его я тоже, зачем-то покрасил. )))

    Так как ролик должен свободно вращаться, ось для него я решил сделать из трубки, внутри которой будет болт М8. Трубку необходимого мне диаметра взял от анкерного болта 10х100:

    По бокам одел по увеличенной шайбе - чтобы не болталось!.

    Теперь займёмся сборкой основной, шаблонной части трубогиба. Эту конструкцию я решил соединить при помощи шурупов с потайными шляпками. Для этого в обеих накладках я просверлил по четыре отверстия, следя за тем, чтобы шурупы крепления одной накладки не "встретились" с шурупами крепления другой. Потай для шляпок я сделал при помощи кернера большого диаметра, положив накладки на деревянную поверхность.

    Ось, на которую будет одеваться рычаг, я изготовил из болта М10 и анкерного болта 12х100. Из второго я опять взял только трубку, из которой отрезал два отрезка по 10 мм длиной. Один кусок трубки я набил на болт под самую шляпку, потом вставил болт в отверстие, просверленное в центре шкива-шаблона и накладок, набил второй отрезок трубки, смазал резьбу резьбовым герметиком и закрутил гайку. После этого обработал лепестковым кругом, сточив по высоте шляпку болта и гайку:

    Теперь нужно сделать крепление для изгибаемой трубы. Если мы будем изгибать длинный участок, то мы вполне можем держать трубу и рукой, прихватив её кистью вместе с рукояткой-рычагом. Но, вполне возможно, что мне понадобится сделать второй изгиб сразу за первым, и он будет в другой плоскости! Тогда труба не будет располагаться вдоль рукоятки. Чтобы при этом была возможность жёстко фиксировать трубу в самом начале изгиба, я решил изготовить конструкцию из металлической петли и стандартных креплений для металлопласта:

    Петлю обрезал и изогнул нужным образом:

    Две крепёжки закрепил на петле при помощи винтов М5 с гайками, а всю конструкцию к трубогибу - при помощи шурупов:

    Оставленные ранее "на всякий случай" расширения в нижней части накладок теперь можно обрезать:

    Теперь трубу можно жёстко фиксировать:

    И ещё я решил изготовить съёмную рукоятку для своего трубогиба, на подобии рукоятки от дрели...
    Для этой цели я, собственно говоря, и использовал именно рукоятку от старой дрели)))). Одна такая имелась в моих запасах:
    От болгарки у меня их много валяется, но в "болгарочных" резьба очень короткая, а у меня есть ещё одна задумка, о которой расскажу позже))))

    Крепление рукоятки я решил изготовить из обрезка профильной трубы 20х30 мм. В нём было просверлено отверстие сверлом 10 мм, и приварена гайка М8:

    Теперь отрезаем участок с гайкой:

    Теперь, если одеть его на трубу 15х15, из которой у меня сделаны рукоятки-рычаги , и ввернуть до упора рукоятку, то можно её жёстко закрепить на любом участке рычага... А, если вставить в неё оба рычага, сложенных вместе (в трубе 20х30 для них места хватит) и , опять-же, завернуть и зажать рукоятку - то мы плотно зафиксируем обе части трубогиба для переноски, или хранения! В этом и заключалась моя задумка с длинным болтом и большим сечением посадочного рукоятки.))))

    Всё!!! Всё готово. Можно переходить к этапу, который я называю "причёсыванием".)))
    Все детали зачищаются, окрашиваются, в торцы забиваются заглушки, наружные гайки заменяются на колпачковые...

    Труба гнётся очень легко и удобно:

    Дополнительную рукоятку удобно устанавливать так, чтобы она попадала под локоть. Тогда значительно удобней и легче удерживать неподвижную часть конструкции:

    В "транспортном положении" эта рукоятка, как и задумывалось, удобно фиксирует конструкцию:

    При этом обе части скреплены так жёстко, что я решил не делать никакого чехла, или футляра для этого устройства.
    Выяснилось только, что фиксатор трубы в транспортном положении свободно болтается и может за что-то зацепляться:

    Но эта проблема легко решилась. Был отрезан кусок ненужной трубы, который был зафиксирован и изогнут. Теперь он служит "фиксатором для фиксатора" )))). Он просто вкладывается в шкив и пристегается. Так петля с клипсами не болтается:

    P.S. Инструмент получился достаточно лёгким в изготовлении и очень практичным. По удобству использования он превзошёл мои ожидания... Чего не скажешь про эту публикацию!)))). Эта статья больше недели висела в "черновиках", потому что у меня один раз случайно обесточили компьютер, когда я её дописывал, ещё один раз компьютер (уже другой, с бесперебойником) по какой-то причине сам ушёл в перезагрузку.... Третий раз я случайно упёрся в клавиатуру рукой и сам обновил страницу! ireful

    За это время я, при помощи этого трубогиба, сделал водяной тёплый пол в одной комнате. Хотел поместить в статью фотографии процесса работы, да... они были случайно удалены! helper

    Короче... Очень надеюсь, что вот сейчас удастся всё сохранить и опубликовать...))))
    8
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7.6
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    8.1
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    7 комментариев
    R555
    Валерий ! Вообще, для самодельщика, западло тупо скопировать какое - то изделие. Обязательно свою изюминку добавить. Мы здесь не претендуем на изобретение, патент. Своё новшество в любой области и общение.
    R555
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Валерий Автор
    Никто Вас не заставляет иметь, или собирать станок...
    Понимаете... Как бы Вам это понятнее объяснить....
    Самодельщик, обычно, никогда ничего не копирует!!! В его понимании "повторить самоделку" - это не тупо воссоздать копию, воспользовавшись тем-же набором инструментов и при этом найти (купить?) такие-же материалы. Из чьей-то публикации берётся только сама суть! Концепция, так сказать.... А уже практическое воплощение у каждого продумывается с учётом имеющихся в его распоряжении ресурсов (инструментов и доступных материалов).
    ..Например, я-же писал, что изначально хотел обойтись без станка (хоть он у меня и есть). Пойти и найти (купить) колёсико от тележки, и срезать с него резину... Но руки....точнее, ноги, так и не дошли до рынка... А когда трубогиб стал нужен "уже завтра утром", я вспомнил, что у меня есть станок и обрезки фанеры, как альтернатива так и не купленному колёсику....
    А не было-бы у меня станка - я бы вырезал лобзиком кружок, просверлил-бы в центре отверстие, вставил-бы туда болт М10 и обжал-бы гайкой через две шайбы... А уже за болт зажал-бы в патрон сверлильного станка и выточил-бы стамеской то, что мне нужно...
    Ах да... Сверлильный станок у меня ведь, тоже самодельный... А у Вас его может и не быть...
    ...А дрель есть? Можно же дрель на струбцину поставить и в неё зажать...
    А точить канавку можно хоть зубилом, хоть заточенной отвёрткой. А потом грубой наждачкой обернуть кусок трубы и "довести"...
    ...Видите, сколько решений "выскочило по ходу"???... И это всегда так, если ХОЧЕШЬ СДЕЛАТЬ, а не хочешь просто заиметь, ничего не делая....
    Але нови ностра алис!
    Гость Руслан
    Цитата: Гость Руслан
    Блин, нам понадобится "одни остатки" а то что нужно токарный станок? Да конечно он у каждого в гараже стоит

    Точно самодельный станок!
    Так сначала и его собрать нужно ))
    Гость Руслан
    mku986
    Хорошая самодельная вещь! Плюсую.
    Валерий Автор
    Так я и сам в них стараюсь не верить!))))... Оно ж, только один раз допусти, что правда.....!))))_)_
    Але нови ностра алис!
    Korolev
    Ну и кто после этого поверит про проблемы с суставом? goodgood

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии