В гостях у Самоделкина! » Ножи и мечи » Походный нож своими руками. Первый опыт

Походный нож своими руками. Первый опыт

Скажу откровенно, изначально, при изготовлении ножа, я писать и публиковать статью не собирался. Для этого выбора было две причины: во-первых, это первая работа в этом направлении, а во вторых... Во вторых то, что на пространстве рунета возникла странная ситуация касательно ножей, почему-то каждый встречный поперечный считает себя мастером в этом деле, и под статьями по ножам постоянно тьма гневных отзывов, даже когда работа вполне достойная. Хотя в общем и целом причину такого поведения я понимаю. Нож — базовый предмет выживания человека как вида, ему уже тысячи лет. По этому даже в эпоху доставки лапши на дом в человеке осталось что-то от охотника, заставляющее его особо яро выражать свою позицию именно по этому предмету. Но волков бояться - в лес не ходить, так что...

Начну, как всегда, с предыстории. Я давно хотел хороший походный нож, но все никак то руки не доходили, то приходила жаба. И тут одним летним днем мой товарищ Владимир предложил отковать нож самостоятельно. Идея была подхвачена с энтузиазмом и уже на следующий день на руках была вот такая заготовка.

Некоторые фото делались на телефон и вышли не очень, т.к. под рукой не было фотоаппарата. Но их не много.

Но это я забежал вперед. Процесс начался конечно же с чертежа. Я, в принципе, уже знал что хочу, финский пуукко. Поиски на ганзе не заставили себя долго ждать, и после минуты жужжания принтера на руках была распечатка скандинавского "Томми", близкого ножа, с которой я и отправился в импровизированную кузню.

Кому интересны размеры ножа — шаг клетки 10 мм. В процессе изготовления конечно от чертежей немного ушел, но незначительно, клинок длиннее на несколько миллиметров, а рукоять где-то на сантиметр короче.

Процесс ковки я, к сожалению, не снимал, ну как-то совсем не до этого было. Но в целом это и неважно, так как словами это не объяснить, это из тех вещей, которые, как говорится, не попробуешь — не поймешь. Коротко — клинок откован из автомобильной рессоры, закален в отработке. Нормализацию проводил дома, в духовке. Нож откован клином, то есть своды сформированы еще при ковке. А еще нужно хорошо попыхтеть)
После некоторого времени с наждачкой получил из заготовки вот это.

Убирать все ямы от ковки сознательно не стал. Ямы не глубокие, легко очистятся от загрязнений, но при этом придают ножу некий "первобытный" вид. Это конечно дело вкуса, Вы, возможно, с этим не согласитесь, Ваше право. И да, я знаю, что обработку обычно производят до закалки. Тут дело в том, что Владимир, товарищ, свои ножи после закалки не обрабатывает вообще (кроме заточки, разумеется). При закалке в масле на ноже получается естественное воронение, которое он и оставляет для защиты от коррозии. Но мне такой внешний вид не понравился и я решил его хоть более или менее отшлифовать. Рукоять я решил делать из бересты. Вообще, по "классике", рукояти для таких ножей делают из карельского березового капа, но я пошел путем дешевизны и доступности. Забегая вперед скажу, что береста шикарный материал для этих целей. Она доступна в наших регионах (если Вы знаете русский то 99% что березы у Вас растут), она легко обрабатывается, готовая рукоять очень приятна на ощупь и хорошо сохраняется. В общем из бересты был набран пакет, фото готового пакета я где-то потерял, по этому позаимствовал в интернете, ничем они не отличаются.

Единственное, такие отверстия я не вырезал. Я просто пробивал их просечкой посередине, хотя потом их все равно залило эпоксидом. Склеивается пакет простым приспособлением, которое можно будет увидеть ниже, когда пакет насаживался на заготовку. Сверлом в пакете выбран канал под хвостовик и все это примерено на заготовку.

Тут есть нюансы. На форумах советуют по-разному набирать пакеты, от варки и склеиванием естественным способом до склейки эпоксидными смолами. Я пробовал и так, и так. После варки пакет сильно повело (что видно дальше на уже склеенном эпоксидкой пакете), в результате пришлось просушивать и собирать на смолу. Тут я конечно сам виноват, но на конечном результате это не сказалось. Что важно, при наборе пакета нужно чередовать направления волокон коры с каждым слоем. Теперь самое время задуматься о больстере и тыльнике. Я изготовил их из куска латуни. Прорезь в больстере проточена тонким диском при помощи гравировальной машины, и доработана надфилем. Будьте осторожны при работе с этими дисками, обязательно защищайте глаза, они не армированы и разлетаются при малейшем перекосе. Прорезь не нужно доводить до идеальной посадки на клинок. Когда прорезь почти готова — больстер набивается на клинок при помощи сплющенной трубки, это позволяет достичь хорошей подгонки.

На тыльник нужно припаять пару штырей, для хорошей фиксации и установки его на место. Я использовал кусочки вязальной спицы, но можно взять что угодно, хвостовик от тонкого сверла или даже гвоздь. Сталь хорошо паяется флюсами на основе соляной кислоты, я использовал флюс "ACTIV".

Небольшое отступление. Вообще на таких ножах рукоять устанавливается сквозным монтажом, то есть хвостовик проходит насквозь всей рукояти и расклепывается на тыльнике. Я побоялся так делать, да и не все для первого раза получилось ровно, по этому посадил рукоять на эпоксидку.

И тыльник и больстер, разумеется, шлифуются и полируются, для этого в магазине стройтоваров и авто товаров покупается наждачка с зернистостью от 40 до 2500. Эта наждачка еще пригодится и в изготовлении рукояти и ножен к нему, да и в будущем. В качестве проставок я использовал черный и белый толстый картон, пропитанный цианоакрилатным клеем. Микарты как-то не завалялось) Больстер, проставки, и основной блок собираются на эпоксидную смолу, для чего из подручных средств была изготовлена простая приспособа (ей же собирался пакет).

Хвостовик ножа при этом нужно загрубить напильником, кругом или чем-то еще. Так же на хвостовике нужно сделать несколько насечек ножовкой или как я, отрезным кругом гравировальной машины. К слову, тоже нужно сделать и на "хвостиках" тыльника. Сборка на фото выглядит кривовато, так и есть. Это исправилось в процессе выведения рукояти. Тыльник лучше клеить отдельно после основной склейки, удобно делать это "пятиминутной" эпоксидкой.

Собранная заготовка отправляется под наждачный круг для вывода основных контуров. Я для этого использовал насадку на дрель, одной рукой прижимая дрель к табурету, а другой обрабатывая будущую рукоять. Нормального наждака у меня нет, но и так за 20-30 минут выводятся первоначальные формы. Сначала стачиваются плоскости перпендикулярные клинку, определяя основную форму рукояти.

Далее углы.

А дальше ручками...

Ручками и еще раз ручками

Рукоять выводиться наждачкой с зернистостью от 40-80 до... Вот тут нюанс. Где-то на 180 рукоять получается уже достаточно опрятная и просто идеально сидит в руке. Береста при такой шероховатости просто впивается в руку. Однако я хотел, во-первых, поэкспериментировать, во вторых — более гладкой текстуры. Ну нравится мне полированное дерево. Правда бересту не заполируете, как не старайся, но об этом позже. В общем я продолжил шлифовать до зернистости 2500.

Удивительно, но даже при такой почти полировке береста сидит в руке очень приятно. Не так цепко, но все равно ощущения, буд-то держишь в руке какой-то "софт" пластик, или резину, но очень "теплую" на ощупь. В общем с выбором материала я не прогадал, результатом очень доволен. А загрубить наждачкой, если что, это в любой момент можно.

Пару слов про обработку. После какого-то номера, не помню какого, увидите сами, береста начинает очень сильно загрязняться, от самой шлифовки. Она становится серого, невзрачного вида. Не бойтесь этого. Шлифуйте. По окончанию шлифовки рукоять протирается изопропиловым спиртом, за два — три захода вся грязь сходит. Спросите где взять? Москитол например, я использовал дезодорант для обуви. Кто хоть раз чуял запах изопропилового спирта — не спутает. А он используется как растворитель во многих аэрозольных средствах. Возможно и обычным спиртом можно, нет его, не пробовал. На форумах пишут и теплой водичкой с мылом можно.

Собственно готовую рукоять я решил пропитать. Сразу скажу, береста почти не берет на себя пропитку, ибо сама переполнена различными веществами по типу дегтя, которые и придают этому материалу такую долговечность (вспомнить берестяные грамоты). Но немного берет, для верхнего слоя, что бы не так пачкалась, достаточно. Рукоять я нагрел феном и намазал разогретым льняным маслом. После этого растопил пару церковных свечей (закончился воск) и намазал на рукоять. Не дожидаясь полного застывания затер старым полотенцем. Тут, как я и говорил, полировать бессмысленно, блеска, как одно известное место у кота все равно не добьетесь. В интернете можно увидеть фото берестяных рукоять, которые блестят. Так рукоять выглядит, если протереть ее маслом и сфотографировать, но стоит вытереть масло тряпкой - и она снова матовая. Некоторые бересту даже лакируют — но это, ИМХО, бред, так как убивает весь смысл такой рукояти.

Так как нож походный для него были изготовлены ножны. Тут все довольно прозаично. Нож оборачивается листом бумаги, на которой рисуется контур. Этот контур вырезается и переносится на кусок кожи. Кожу, сапожный крюк и вощеную нитку я купил у сапожника под домом, на все про все отдал примерно 4 доллара. Насмотрелся в интернете роликов и сшил. Шов выбрал "косичка", понравился мне такой. С кожей работал второй раз в жизни, это не хвастовство, было бы чем, это намек на то, что даже без опыта простые ножны — просто сделать.

Я говорил, что наждачка еще пригодиться для ножен. Так вот срез кожи именно ей и обрабатывается. После выведения ровного контура тем же кругом, а после грубой наждачкой срез был закрашен краской от обычного струйного принтера, пропитан цианоакрилатом и зашлифован наждачкой до 2500. Не профессионально, зато неплохой результат на коленке.

И еще маленький момент. Это, так сказать, авторская доработка. Не моя, Владимира. Когда мы отковали клинок и придавали ему первоначальные формы на точиле, я выразил желание, что бы на обухе ножа был участок, для высечения им искр из огнива. Не то что бы я им постоянно пользуюсь, но раз походный — так походный) Идея, в прочем, не моя. Такую опцию я давно увидел на ноже Орлан-2 производителя Кизляр.

Нож, при этом, в некоторых комплектациях шел с ножнами, на которых имелся небольшой карманчик, предназначенный для хранения огнива либо маленького мусата.

В общем на эту идею Владимир ответил своей. На обухе ножа выполнен скос под небольшим углом. Такой скос Владимир делает на своих походных ножах, и предназначен он для открывания жестяных консервных банок, что бы не портить рабочую кромку ножа. Скос заточен довольно остро, не достаточно, что бы порезаться, но искры высекать будет. Получилась такая мультидоработка.

Ну и в заключение. Опыт — вещь бесценная. Можно много читать, но пока сам не попробуешь — не поймешь. Своему опыту я рад, результат не превзошел мои ожидания, но и не разочаровал, я получил то, что хотел. Простой, хороший и рабочий походный нож. Да и работать над ним мне очень понравилось. Теперь в хотелках еще один нож, маленький, с клинком 80-90 мм "грибничек". Но его уже буду делать, скорее всего, из куска советской рамной пилы.

На этом все, всем спасибо за внимание и удачи в творчестве!

Миниатюрный меч самурая из напильника

Нож Киридаши в современном стиле

7.7
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9.7
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

22 комментария
  1. ino53
    Симпатично. good Приходилось делать ножи (немного), но рукоятку из бересты - никогда, даже вживую не видел. А "...из куска советской рамной пилы..." - там сталь Р6М5, хрупкая, острие будет ломаться, для маленького ножика лучше клапан расклепанный (ИМХО).
    1. feonor12 Автор
      За него еще не брался. Просто знаю, у кого взять кусок пилы и знаю, что из нее делают. С ковкой пока никак, по этому и думаю что такое плоское взять, так сказать, уже готовое)
    2. Хатуль Мадан
      острие будет ломаться,
      Не будет. У меня есть два ножа, сделанных из такой пилы более двадцати лет назад, большой чтобы мясо резать и маленький овощной (картошку чистить). Если таким ножом не пользоваться как отвёрткой и не рубить им гвозди, то ничего не случится с лезвием и "носиком". Я вроде уже рассказывал, как однажды пришли к нам "коробейники", торгующие всякой дрянью, и набором ножей в том числе. Демонстрируя набор ножей один из них разрезал пивную банку (алюминиевую), говоря-"вот что даже может резать", в ответ на что я достал свой (из мех. пилы), и разрезал банку из под кофе (нашу, жестяную) а затем этим ножом заточил спичку как зубочистку и сказал- если повторишь своим ножом то же самое, я куплю всё, что предлагаешь. Естественно он отказался. Вообще всё зависит от угла заточки режущей кромки, можно заточить как бритву, но тогда она действительно будет крошиться.
      1. ino53

        Попался сегодня на глаза. Чего только он за свои 20 с лишним не пережил... smile
  2. feonor12 Автор
    У меня где-то лежит полотно (или как правильно, не знаю) от старого советского рубанка деревянного, может из него? Эта сталь по логике под это ж и заточена (каламбур вышел), строгать.
    1. Хатуль Мадан
      Это полотно называется "железка". Она и есть железка, чуть твёрже стали-3, напильником берётся свободно, слабовата для ножа. Я наоборот для рубанка делал из полотна мех.пилы- стружку можно настроить в толщину папиросной бумаги.
      1. feonor12 Автор
        О как, ну буду иметь в виду, спасибо. В сталях вообще не разбираюсь.
  3. ino53
    Цитата: Хатуль Мадан
    острие будет ломаться,
    .... Если таким ножом не пользоваться как отвёрткой и не рубить им гвозди, то ничего не случится с лезвием и "носиком".....

    Ага,моей жене расскажи, сидит, бедная , на кухне, и вдруг - один нож скривился, на другом цвета побежалости, в линолеуме дырка, а она ...(целка)
    1. Хатуль Мадан
      Я не знаю, какой идиот выдумал "полезный совет" отгибать усики винтовых крышек банок (чтобы "впустить воздух") именно кончиком ножа. С таким же успехом с этим справляется ручка чайной ложки, но женщины почему-то всегда предпочитают пользоваться ножом. Своих-то давно отучил, но обломанные кончики ножей частенько в гостях вижу.
      1. feonor12 Автор
        В 90% случаях решаю проблему резким, хлестким ударом кулака в центр крышки. Только боком, мягкими тканями. Если не помогает - беру обычную открывашку и слегка поддеваю. Я парниша не маленький, но после длительного хранения и мне иногда крышки не поддаются.
        1. Валерий
          А я своим женщинам ключ сделал (Где-то в профиле есть). "Магазинные" и домашние, которые не варенье, и рукой открываются (моей. не их)))). А вот, с вареньем, бывает, что и сам ключом кручу.))) Когда крышка приклеена - никакие удары не помогут)))
          Але нови ностра алис!
    2. feonor12 Автор
      один нож скривился, на другом цвета побежалости, в линолеуме дырка

      есть такое дело xaxa
  4. Валерий
    Для кухни (домой) никогда ножей не делал. Там же ещё и дизайн важен и внешний вид и цвет рукоятки (оказывается! ))))))
    А вот, "технических" натворил много...
    Я сторонник "не ценных вещей". Причём, во всём. И ножи - из той-же оперы)))). Взял двуручку-пилу, нарезал из неё штук десять ножей болгаркой. Лепестковым кругом придал форму и им же заточил (аккуратно, чтоб не перегреть, конечно). Попробивал дырки. (не отверстия, потому что не сверлил, а пробивал)))). Нарезал полосок фанерки, просверлил, приклеил на пенопласт, разведённый в 646-м. Пришмякнул их вытяжными заклёпками по быстрому. Тем-же лепестковым придал форму и "позакруглил", после чего покрасил тем-же пенопластом.)))) Обмакнул просто рукоятки.
    Всё. Полтора часа работы, зато понасыпал ножей - и в сарае, и в теплице, и под навесом... Надо где-то шнурок отрезать, или стругануть сто-то - а ножик вот он, под рукой. Заржавел - выкинул, не жалко. Ещё кусок пилы есть.))) И не только из пилы так делал. Из нержавейки, из толстого полутёрка... Да много из чего...
    Але нови ностра алис!
    1. feonor12 Автор
      Это, Валерий, дело индивидуальное. Я когда что-то делаю - делаю так, чтобы было потом приятно держать в руках. Это неповторимое чувство, когда сам что-то сделал, и не хочешь выпускать это из рук пару дней. А сам инструмент, при этом, делается на долгую службу.
      1. Валерий
        Полностью СОГЛАСЕН!!!!
        Более того, скажу, что уже пару лет лежит полоса из 40Х13, из которой хочу сделать нож. Но, вот, времени нет!!!
        А те ножи я делал не "для души" (за пару часов "для души" десяток не сделаешь)))). Да и одного тоже))) , а чисто из практических (даже, прагматических))) побуждений. Не "в руках держать", а "шнурок отрезать".)))))
        П.С. А ещё есть большая полоса из никудышней "пищевой" нержавейки. Лелею мысль, что, когда-нибудь сделаю, давно задуманный набор каминных принадлежностей. По задумке, он будет в форме проволочной узкой корзины, в роли задней стенки которой будет выступать удлинённый стилизованный "рацарский щит, а все принадлежности (кочерга, совок) будут полированы "в зеркало", иметь рукоятки с перекрестиями, как у мечей, и, по приколу, там-же, будет и "настоящий" меч. (конечно-же, с закруглёнными "лезвиями")))))
        Ну вот, хочется.... Потолок там высокий... Камин... Тяжёлые шторы....
        Але нови ностра алис!
  5. Гость Николай
    Сколько работы и все в пустую.Сталь клинка будет ржаветь,режущие свойства тоже не важнецкие(будет быстро тупиться).Если в гараже где то использовать.
    Вот если бы автор взял винт водяной задвижки(она из лигированной стали 40Х13),отковал с него клинок,тогда этот нож можно и на кухне использовать.
    1. pogranec
      Сколько работы и все в пустую
      -да не впустую. Опыта человек набрался.
    2. Хатуль Мадан
      Вот если бы автор взял винт водяной задвижки(она из лигированной стали 40Х13)
      А с чего это Вы решили, что все винты задвижек делаются именно из такой стали? Вариантов довольно много, и для ножей годный действительно только 40Х13, почитайте форумы ножеделов. Там же, кстати, узнаете и о ножах из рессорной стали. Ну а по поводу коррозии я уже писал, что если не пользоваться инструментом (любым), он тоже заржавеет, будь то топор, пила или штангенциркуль.
    3. feonor12 Автор
      Сталь клинка будет ржаветь

      В линейке производителей mora и opinel есть ножи из углеродистой стали. И как правильно заметил ученый кот - если за инструментом не ухаживать, то и топор заржавеет.

      Собственно, Зашел на сайт как гость, а вверху статьи надпись, типа статья предоставлена в ознакомительных целях, ибо изготовление такого ножа уголовно наказуемо по какой-то там статье УК. Вошел в профиль - надпись пропала. Так вот этот нож не ХО. Минимум по причине отсутствия гарды, подпальцевых упоров или ортопедической рукояти. Фактически - это обычный кухонник.
    4. Гость Сергей
      По поводу ржавучести, нужен уход, что не сложно. На счет, впустую, опыт , как уже отметили. Потом ножей много не бывает, тем более самодельных.
      1. feonor12 Автор
        По поводу ржавучести, нужен уход, что не сложно.

        По поводу ржавучести. Самому интересно, как нож себя поведет, по этому весь месяц с момента изготовления пользую нож на кухне, мясо, овощи, все подряд. Уход - после работы промываю водой и вытираю полотенцем. То есть так же, как с любой кухонной утварью. Спустя месяц:

        Место выбрал специально с мелкими раковинами, снимал макросьемкой + увеличил, благо матрица позволяет. Результат видите сами.
        З.Ы. Еще по опыту наблюдений за месяц. Рукоять пачкается все равно, но губка с моющим для посуды снимают всю грязь на раз. Минус, но комфортностью бересты перекрывается. Полировать бронзу до блеска сами знаете чего бесполезно, стоит оставить отпечаток пальца - завтра этот отпечаток будет на этой бронзе "напечатан" реально. А через неделю она уже матовая. Но, возможно, мне просто попался такой сплав, делал из того, что было.
  6. ino53
    Цитата: Гость Николай

    ...будет быстро тупиться...
    лИгированной стали 40Х13...

    Почему тупиться? Там где то 60С2А, ну, 65Г, это приличные стали.

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту