Данная статья подробно описывает процесс перемотки электрического бесколлекторного мотора в домашних условиях. На первый взгляд этот процесс может показаться трудоемким и долгим, но если разобраться, то одна перемотка двигателя займет не больше часа.
Под перемотку попал двигатель FC 28-22 бесколлекторный Outrunner 1200kv
Материалы:
- Проволока (0,3 мм)
- Лак
- Термоусадка (2 мм и 5 мм)
Инструменты:
- Ножницы
- Кусачки
- Паяльник
- Припой и кислота
- Наждачка (надфиль)
- Зажигалка
Шаг 1. Подготовка двигателя и проволоки.
Снимаем с вала двигателя стопорную шайбу и вынимаем статор.
Сматываем старую обмотку со статора. Рекомендую посчитать количество витков на одном зубе. Диаметр старой проволоки можно узнать, намотав 10 витков на карандаш, измерить линейкой ширину этой намотки и разделить на 10.
Внимательно осматриваем зубы статора на наличие потертостей защитной эмали. При необходимости замазываем их лаком (можно даже лаком для ногтей).
Фломастером или маркером для дисков нумеруем зубы статора, чтобы не перепутать и не намотать проволоку не на тот зуб.
В данном случае проволока диаметром 0,3 мм будет мотаться в две жилы по 16 витков на один зуб. Это примерно 50 см сложенной вдвое проволоки на один зуб + 20 см на выводы.
Так как один провод мотается на 4 зуба с двумя выводами, а зубов всего 12, - нам нужно три двойных провода длиной около 2,5 метров. Лучше пусть будет с запасом, чем не хватит пары витков на последний зуб.
Шаг 2. Обматывание зубов статора.
Обматывание будет разделено на три этапа, по количеству проводов. Чтобы не запутываться в выводах проводов, можно отмечать их кусочками изоленты или пластыря с надписями.
Я сознательно не прикладываю отдельные фотографии каждого обмотанного зуба – гораздо больше скажут и покажут цветные схемы.
Провод №1:
Схема намотки
![Перемотка бесколлекторного двигателя от авиамодели]()
Оставляем около 10 см проволоки для создания вывода (S1).
Наматываем первый провод (на схеме - оранжевый) на зуб №2 по часовой стрелке. Чем плотнее и ровнее будут витки, тем больше всего витков влезет на зубы статора.
После того, как намотали 16 витков, прокладываем провод к зубу №1 и наматываем против часовой стрелки тоже 16 витков.
Дальше протягиваем провод к зубу №7 и наматываем 16 витков по часовой стрелке.
Затем прокладываем провод к зубу №8 и наматываем 16 витков против часовой стрелки.
Оставляем 10 см провода для создания вывода (E1), остальное можно отрезать.
Все, первый провод намотан.
Провод №2:

Оставляем около 10 см проволоки для создания вывода (S1).
Наматываем первый провод (на схеме - оранжевый) на зуб №2 по часовой стрелке. Чем плотнее и ровнее будут витки, тем больше всего витков влезет на зубы статора.
После того, как намотали 16 витков, прокладываем провод к зубу №1 и наматываем против часовой стрелки тоже 16 витков.
Дальше протягиваем провод к зубу №7 и наматываем 16 витков по часовой стрелке.
Затем прокладываем провод к зубу №8 и наматываем 16 витков против часовой стрелки.
Оставляем 10 см провода для создания вывода (E1), остальное можно отрезать.
Все, первый провод намотан.
Провод №2:
Схема намотки
![]()
Оставляем около 10 см проволоки для создания вывода (S2).
Наматываем 16 витков второго провода (на схеме - зеленый) на зуб №6 по часовой стрелке.
Прокладываем провод к зубу №5 и наматываем 16 витков против часовой стрелки.
Дальше протягиваем провод к зубу №11 и наматываем 16 витков по часовой стрелке.
Затем прокладываем провод к зубу №12 и наматываем 16 витков против часовой стрелки.
Оставляем 10 см провода для создания вывода (E2), остальное отрезаем.
Второй провод намотан.
Провод №3:

Оставляем около 10 см проволоки для создания вывода (S2).
Наматываем 16 витков второго провода (на схеме - зеленый) на зуб №6 по часовой стрелке.
Прокладываем провод к зубу №5 и наматываем 16 витков против часовой стрелки.
Дальше протягиваем провод к зубу №11 и наматываем 16 витков по часовой стрелке.
Затем прокладываем провод к зубу №12 и наматываем 16 витков против часовой стрелки.
Оставляем 10 см провода для создания вывода (E2), остальное отрезаем.
Второй провод намотан.
Провод №3:
Схема намотки
![]()
Оставляем около 10 см проволоки для создания вывода (S3).
Наматываем 16 витков второго провода (на схеме - синий) на зуб №10 по часовой стрелке.
Прокладываем провод к зубу №9 и наматываем 16 витков против часовой стрелки.
Дальше протягиваем провод к зубу №3 и наматываем 16 витков по часовой стрелке.
Затем прокладываем провод к зубу №4 и наматываем 16 витков против часовой стрелки.
Оставляем 10 см провода для создания вывода (E3), остальное отрезаем.
Третий провод намотан.
Шаг 3. Соединение выводов обмотки.

Оставляем около 10 см проволоки для создания вывода (S3).
Наматываем 16 витков второго провода (на схеме - синий) на зуб №10 по часовой стрелке.
Прокладываем провод к зубу №9 и наматываем 16 витков против часовой стрелки.
Дальше протягиваем провод к зубу №3 и наматываем 16 витков по часовой стрелке.
Затем прокладываем провод к зубу №4 и наматываем 16 витков против часовой стрелки.
Оставляем 10 см провода для создания вывода (E3), остальное отрезаем.
Третий провод намотан.
Шаг 3. Соединение выводов обмотки.
Схема соединения
![]()
Вывод S1 и E2 (зубы №2 и №12) скручиваем у основания зубов, делая хвостик длиной 5-7 см.
Аналогично скручиваем выводы S2 и E3 (зубы №6 и №4), а также выводы S3 и Е1 (зубы №10 и №8)
Тонкую термоусадку по всей длине и до самого основания натягиваем на выводы. Затем аккуратно нагреваем ее зажигалкой.
Собираем получившиеся три вывода вместе и стягиваем термоусадкой большего диаметра, натянув ее также до самого основания.
Шаг 4. Припаивание разъемов.
Зачищаем наждачкой или надфилем концы выводов.
Паяльником с помощью паяльной кислоты лудим концы выводов и концы проводов с разъемами.
Спаиваем провода, закрываем их термоусадкой по отдельности, а затем еще одной трубочкой термоусадки стягиваем все провода вместе.
Вставляем статор в ротор и фиксируем стопорной шайбой.
Все, двигатель готов. Остается только подключить его к регулятору и аккумулятору и проверить.

Вывод S1 и E2 (зубы №2 и №12) скручиваем у основания зубов, делая хвостик длиной 5-7 см.
Аналогично скручиваем выводы S2 и E3 (зубы №6 и №4), а также выводы S3 и Е1 (зубы №10 и №8)
Тонкую термоусадку по всей длине и до самого основания натягиваем на выводы. Затем аккуратно нагреваем ее зажигалкой.
Собираем получившиеся три вывода вместе и стягиваем термоусадкой большего диаметра, натянув ее также до самого основания.
Шаг 4. Припаивание разъемов.
Зачищаем наждачкой или надфилем концы выводов.
Паяльником с помощью паяльной кислоты лудим концы выводов и концы проводов с разъемами.
Спаиваем провода, закрываем их термоусадкой по отдельности, а затем еще одной трубочкой термоусадки стягиваем все провода вместе.
Вставляем статор в ротор и фиксируем стопорной шайбой.
Все, двигатель готов. Остается только подключить его к регулятору и аккумулятору и проверить.
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.