В данной статье будет подробное описание постройки небольшого и легкого биплана из доступных материалов. Данная модель идеально подходит для небольших площадок и для пилотов с небольшим опытом - как в постройке модели, так и в управлении ей.
За основу взяты эти чертежи в формате PDF. Их надо распечатать на листах А4 и склеить вместе по линиям.
Материалы:
- Подложка под ламинат
- Потолочная плитка
- Деревянные линейки
- Стальная проволока
- Велосипедные спицы
- Тонкая фанера
- Бамбуковые шпажки
- Нитки
- Термоусадка
Инструменты:
- Резак
- Ножницы
- Металлическая линейка
- Угольник
- Лобзик
- Маркер для дисков
- Клей ПВА
- Потолочный клей
- Эпоксидка-пятиминутка
- Скотч разноцветный
Электроника:
Мотор
Регулятор
Сервоприводы
Цанга
Пропеллеры (или на 8 дюймов)
Фиксаторы тяг
Аккумуляторы (для медленных полетов можно 2S)
Аппаратура (или любая другая от 4 каналов и выше)
Шаг 1. Вырезание деталей.
Вырезаем из склеенного чертежа шаблоны частей фюзеляжа и хвостового оперения.
Переносим это все на подложку под ламинат. При ее отсутствии можно использовать и потолочку, но нужно будет внести небольшие изменения в чертежи (сделать шире пазы, например).
Чтобы бумажные шаблоны меньше смещались, их можно намазать с обратной стороны клеем-карандашом - он не оставляет следов после убирания шаблона.
Пазы под детали удобней всего отмечать шилом прямо сквозь чертеж.
Все парные детали (носовые усиления, боковины фюзеляжа, распорки) кладем вместе попарно и обрабатываем наждачкой для полной симметричности.
Крылья расчерчиваем прямо на листе потолочки с помощью угольника и линейки, используя размеры с чертежа - так будет точней.
Вырезаем крылья. Скругленные углы удобно делать по небольшому стакану или крышке.
Мотораму и шпангоут под шасси выпиливаем из фанеры.
В накладках-усилениях носовой части вырезаем щели для моторамы.
Из распорок крыльев вырезаем в средней части небольшую полоску и вклеиваем бамбуковую шпажку потолочным клеем
В стабилизаторе так же вырезаем щель и вклеиваем в нее бамбуковую шпажку.
Еще одну бамбучину сгибаем над утюгом или зажигалкой, по ней же чертим и вырезаем щель в руле высоты и вклеиваем.
Пилон под верхнее крыло склеиваем из двух слоев подложки.
И обклеиваем его скотчем
Так же можно сразу обклеить скотчем и распорки
Шаг 2. Склеивание фюзеляжа.
Приклеиваем усиление носовой части к боковинам фюзеляжа (изнутри)
Вырезаем дополнительную деталь для крепления хвостовых сервоприводов (ее нет на чертежах, а потому прикидываем по месту).
Отмечаем места сервоприводов.
Вырезаем отверстия, а вырезанные части приклеиваем между ними, чтобы сервоприводы были плотнее зажаты.
Из велосипедной спицы выгибаем стойку шасси и отмечаем ее местоположение на шпангоуте.
Стойку прикручиваем к шпангоуту тонкой проволокой через заранее просверленные отверстия и заливаем эпоксидкой.
Прикручиваем основание двигателя к мотораме двумя болтиками, а гайки на обратной стороне так же заливаем эпоксидкой.
В верхней носовой части фюзеляжа вырезаем крышку лючка и приклеиваем из подложки полоски усиления.
Приклеиваем к одной половинке фюзеляжа верх и низ хвостовой части.
Приклеиваем мотораму, шпангоут с шасси и низ носовой части.
Приклеиваем дополнительную деталь под сервоприводы хвоста и верхнюю носовую часть.
Вклеиваем на термоклей хвостовые сервоприводы, вырезаем небольшое отверстие под провода и протягиваем их в носовую часть. Сами провода лучше прихватить каплей термоклея, чтобы не упрыгали внутрь. Кроме того, очень рекомендую на данном этапе вклеить вертикальную перегородку, которая будет отделять сервоприводы от носового отсека. Это нужно для того, чтобы аккумулятор в полете не съезжал к сервоприводам.
Приклеиваем вторую боковину фюзеляжа.
Одну из деталей носовой части немного переделываем, удлинив ее, а заодно и увеличив отверстие под двигатель.
Приклеиваем ее к носовой части.
И фиксируем изолентой. Пока сохнет клей, вырезаем технические отверстия, через которые отверткой будет прикручиваться двигатель к основанию.
После высыхания клея шкурим готовый фюзеляж.
Шаг 3. Склеивание крыльев.
Вырезаем в нижнем крыле щель под лонжерон. Сам лонжерон склеиваем из двух реек сечением 4х2 мм (на два крыла достаточно распустить одну деревянную линейку 50 см).
Вклеиваем лонжерон на потолочный клей.
Склеиваем половинки верхнего крыла.
Над утюгом сгибаем бамбуковую шпажку.
Склеиваем лонжерон верхнего крыла и вырезаем под него щель.
Фиксируем лонжероны полосками скотча с двух сторон, чтобы меньше выгибало крылья.
После высыхания клея вырезаем в крыльях щели для вертикальных распорок.
Нижнее крыло усиливаем в центральной части полоской потолочки и добавляем еще один кусочек в носовой части – усиление для сервопривода элеронов.
Примеряем сервопривод.
Вырезаем элероны и сошкуриваем стыки элеронов и крыльев под углом в 45 градусов.
Шаг 4. Обклеивание скотчем.
Начнем с хвостового оперения. Обклеиваем киль и руль направления белым скотчем. Он же будет петлей руля направления.
На специальной бумаге (например, от самоклеющихся ценников) расчерчиваем и вырезаем квадратики из черного скотча.
Чертим сетку на руле напарвления маркером и наклеиваем квадратики черного скотча.
Киль обклеиваем черным скотчем (под цвет фюзеляжа).
Руль высоты обклеиваем белым и красным скотчем.
Затем обклеиваем черным скотчем. Скотч также выполняет роль петли, а потому помогаем себе бамбуковой палочкой.
Снизу руль высоты и стабилизатор обклеиваем в черно-белую полоску.
Нижнее крыло обклеиваем в такой же цветовой гамме, что и хвост – красно-белые законцовки и черный основной. Элероны аналогично держатся на петлях из скотча.
Низ нижнего крыла – в черно-белую полоску для лучшей читаемости модели в воздухе.
Верхнее крыло практически идентично нижнему, только полоски скотча будут под небольшим углом.
Низ верхнего крыла полностью черный.
Примеряем крылья и распорки.
На фюзеляже маркером размечаем цветовые границы и границы кабины.
Обклеивание начинаем с белого скотча.
Затем красный.
И только потом черный, так как он лучше всего закрывает другие цвета.
Обклеиваем днище фюзеляжа.
Металлическим скотчем (если его нет – голубым) обклеиваем кабину.
Обклеиваем черным оставшиеся части фюзеляжа.
Шаг 5. Сборка модели.
Вклеиваем пилон в верхнюю часть фюзеляжа.
Вклеиваем на эпоксидку хвостовое оперение.
Из прозрачного скотча делаем петлю на руль направления.
Пока сохнет клей, делаем тяги для хвостового оперения из бамбуковых шпажек. Для этого нитками на клею приматываем к концам шпажек кусочки стальной проволоки.
Красим тяги маркером в цвет фюзеляжа.
При необходимости (мне оказалось нужным для тяги руля направления) гнем над зажигалкой тяги.
Боудены делаем из палочки от воздушного шарика, шкурим центральную часть и красим маркером.
Вклеиваем боуден тяги руля высоты на эпоксидку.
Аналогично вклеиваем боуден тяги руля направления.
Кабанчики в хвостовое оперение вклеиваем на эпоксидку. Ножом вырезаем технический люк между пилоном и кабиной, чтобы получить доступ к сервоприводам. В дальнейшем крышку этого люка просто заклеиваем полоской скотча под цвет фюзеляжа. Закрепляем тяги в качалках и кабанчиках.
Вместо колесика или лыжи вклеиваем в нижней части хвоста небольшое возвышение из кусочков потолочки (обклеил металлическим скотчем под цвет стоек переднего шасси).
Клеим термоклеем сервопривод элеронов в нижнее крыло. Самодельные кабанчики из строительного уголка вклеиваем на эпоксидку. Выгибаем тяги из стальной проволоки и закрепляем фиксаторами в кабанчиках.
Вклеиваем в нижнее крыло вертикальные распорки.
Крышку моторного отсека решил закрепить не резинкой (зимой не самое лучшее), а небольшим болтиком. Гайку вклеиваем внутри на эпоксидку. Кроме того, на эпоксидку приклеиваем шайбочку в крышку люка.
Приклеиваем нижнее крыло к фюзеляжу.
Приклеиваем верхнее крыло.
Теперь нужно соединить элероны. Для этого из бамбуковых шпажек и термоусадки делаем синхронизаторы.
Длину синхронизаторов подбираем тщательно, чтобы элероны не смотрели в разные стороны.
Красим синхронизаторы маркером и вклеиваем в элероны на эпоксиду.
Шаг 6. Изготовление лыж.
Полозья лыж вырезаем из подложки.
Вертикальные накладки из двух слоев подложки.
Склеиваем вертикальные накладки и обрабатываем наждачкой.
Расчерчиваем на полозьях места приклеивания накладок, а сами накладки подгоняем по длине.
Из фанеры вырезаем бобышки под ось и пружину и сверлим в них отверстия.
Вклеиваем бобышки на эпоксидку.
Обклеиваем полозья скотчем.
Обклеиваем накладки.
Приклеиваем накладки к полозьям.
Из стальной проволоки выгибаем пружины и фиксируем их на лыжах эпоксидкой.
На стойке шасси нитками с эпоксидкой фиксируем шайбочки. Для удобства надеваем на ось кусочек пеноплекса.
Готовые лыжи закрепляем фиксаторами тяг. Пружинки цепляем за стойку шасси и поджимаем плоскогубцами, чтобы не соскакивали.
Все, биплан готов!
Вес модели получился 365 грамм + аккумуляторы (по 88 и 105 грамм).
Полетный вес = 453-470 грамм.
Видео полета небольшое, потому что на улице был весьма некомфортный ветер – модель швыряло туда-сюда.
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.