» » » Распределитель аудио и видео сигналов

Распределитель аудио и видео сигналов

Здравствуйте, уважаемые авторы, журналисты, читатели !

Моя самоделка может быть полезна тем, кто занимается аудио, видео и прочими сигналами.

Бывает необходимым подать аудио или видео сигнал от одного источника одновременно нескольким потребителям, на большое расстояние, без искажений и помех и по плохим проводам и кабелям.

Для тех, кто захочет повторить это изделие, скажу. Необходимы базовые знания, минимум приборов и инструментов.

Автор же, при разработке и изготовлении, применил следующее:

Частотомер электронносчётный РЧЗ–07–002
Осциллограф С1-73
Блок питания лабораторный МАРС
Прибор телемастера ЛАСПИ-ТТ-01
Генератор функциональный Л30
Мультиметр M890G
Авометр Ц20
Видеомагнитофон SAMSUNG ЭЛЕКТРОНИКА ВМ1230
Телевизоры РЕКОРД, SANYO,TELEFUNKEN
Музыкальные центры JVS,PANASONIC,AIWA.
Набор нагрузочных резисторов
Шнуры, кабели, провода. РК-75, ТРП, КСПВ.
Паяльники разные.
Припой, хлорное железо, канифоль, растворитель, клей.
Инструменты разные.

Начнём с принципиальной схемы.

В её основу я заложил важные свойства так называемого эмиттерного повторителя..

Он не усиливает сигнал по напряжению, даже ничтожно мало ослабляет, на 1 – 2 процента.

Зато, усиливает по току и по мощности.

Кроме того, имеет малое выходное сопротивление.

Касаемо выходного сопротивления эмиттерного повторителя. Не думайте, что оно равно сопротивлению в эмиттере транзистора. Оно определяется множеством факторов, например, коэффициентом усиления транзистора, током через него.

Можно достичь выходного сопротивления менее одного Ома.

Однако, рассчитать все параметры практически невозможно, я подбирал опытным путём.

Не склонен к самовозбуждению.

Касаемо самовозбуждения. Коэффициент усиления эмиттерного повторителя немного меньше единицы, а для возникновения генерации нужна положительная обратная связь с коэффициентом больше единицы.

Хорошую частотную характеристику.

Касаемо частотной характеристики. Она свойственна каскадам с малым усилением.

В итоге получаем вот что.

Успешно раздаём широкополосный сигнал нескольким потребителям. Гасим наводки и помехи на длинных линиях низким выходным сопротивлением.

Итак, (на примере видеосигнала).

Сигнал поступает, допустим, от DVD плейера на согласующий резистор R1. Его сопротивление 75 Ом (принято для видео сигналов). Через разделительный конденсатор C1 сигнал поступает на базы двух высокочастотных транзисторов VT1 и VT2, включённых по схеме эмиттерного повторителя. Эту схему называют также с общим коллектором, ОК. Не путайте с открытым коллектором, тоже ОК.

Транзисторы 2Т603И я выбрал по следующим критериям. Высокочастотные, достаточный коэффициент передачи тока, достаточная рассеиваемая мощность.

Смещение на их базах задаётся делителем R2 R3. Применение схемы ОК позволило объединить базы транзисторов и сократить число элементов схемы.

Эмиттерными нагрузками служат резисторы R5 и R7.

Резисторы R4 и R6 в цепи коллектора транзисторов являются ограничителями тока.

С нагрузок через конденсаторы C3 и C4 сигналы поступают к потребителям. В данной схеме к каждому выходу можно подключить минимум два потребителя (телевизор). На практике – больше.

О питании:

В данном варианте я сделал для особой надёжности два входа питания.

Для этого используются диоды VD1 и VD2. Они же служат для защиты от переплюсовки питания.

Выглядит это так.. При отказе одного блока питания, один из диодов запирается и не даёт рабочему блоку направить питание на нерабочий. То же самое, при переплюсовке, диод запирается и не даёт напряжению обратной полярности попасть на схему и вывести её из строя.

Выбор пал на Д310, так как они имеют малое падение напряжения и с запасом рассчитаны на ток потребляемый устройством.
Можно заменить на современные диоды (Шоттки).

Вид собранной печатной платы показан на фото.

На этом фото видно, что получилась она весьма компактной. Для сравнёния я положил рядом спичечный коробок.

Эту печатную плату я рисовал от руки, дорожки не такие красивые, как должны быть. Но, счёл честным показать. Тем более видно, что без компьютера разводил, но все детали расположены красиво и оптимально и дорожек минимум, перемычек нет.

Теперь по деталям.

Вот цоколёвка применённых транзисторов.

Конечно, не обязательно использовать 2Т603И, пойдёт любой КТ603, конечная буква не столь важна.

Более того, будут работать КТ646Б и КТ972А, по–моему у них и выводы подойдут под эту плату, просто корпуса у них плоские, а не круглые.

Теперь, если передавать звук.

Входной резистор R1 надо увеличить до 10 кОм (принято для аудио сигналов). Количество потребителей по звуку будет насчитываться десятками. Все ёмкости конденсаторов, кроме стоящего в фильтре питания, можно уменьшить раз в десять.

По видео и звуку.

Надо понимать, что, если мы хотим передать S видео или компонентное видео, число таких плат надо увеличить соответственно числу каналов.

То же самое, если звук стерео, то надо две платы.

Хочу добавить. Эта система позволяет передавать и импульсные сигналы.

У вас, конечно, возник вопрос, а как же при этом не наведутся помехи ? Низкое выходное сопротивление эмиттерного повторителя не даёт им навестись. А свой сигнал отлично проходит в линию.

Есть у меня и другая подобная самоделка. В следующий раз представлю её вашему вниманию.

Деталей в ней меньше, например транзистор всего один и выход всего один. Однако к нему можно подключить гораздо больше потребителей.

Надеюсь, моя статья будет вам полезна.

С уважением, автор.

Фильтр сетевой наводки 50 Гц

Печь-щепочница с турбонаддувом

Добавить комментарий

28 комментариев
  1. Nruter
    Выбор КТ603И вызывает простое недоумение. У этого транзистора коэффициент усиление по току от 20 до 50. Поэтому ток покоя очень большой (около 20 мА). Если делать правильно, то на одной плате должно быть, по крайней мере, 3 повторителя - для видео и для стереозвука.
    Зачем в схеме два повторителя соединены параллельно?
    1. R555 Автор
      Поясняю. Если Вы внимательно читали мою статью, там чётко написано, что эта плата рассчитана строго на один канал чего бы -то ни было. Аудио, видео, цифра. Далее. Причём тут усиление транзистора и ток покоя. Я специально сделал такой ток покоя, чтобы не подрезались низы синхроимпульсов видеосигнала. Неужели Вы думаете, что в списке оборудования я ради прикола назвал марки видаков, телеков, с чем эта схема проверялась ?
      Далее. Почему 2 транзистора. Для усиления выходных параметров. И ещё. Если Вы Очень внимательно дочитали мою статью, там написано, что я давно создал более мощную схему с меньшим числом деталей всего на одном транзисторе. Всё это опробовано на практике. Мне заплатили. Давайте пока обсуждать вот эту мою самоделку.
      кто не ошибается, тот не делает ничего
  2. Nruter
    Цитата: R555
    Если Вы внимательно читали

    Внимательно читал.
    Одного повторителя вполне достаточно для 5-10 устройств.
    Цитата: R555
    Причём тут усиление транзистора и ток покоя

    Притом. Входное сопротивление каскада равно Rвх=Kус*Rэ. В нашем случае Кус=20....30, Rэ=470 Ом. Rвх=9,4...14,1 кОм. Не очень хорошо.
    Повторитель должен работать в режиме А. Поэтому напряжение на его эмиттере должно быть равно половине напряжения источника питания, т.е. Uэ=6 В.
    Ток покоя Iэ=Uэ/(Rк+Rэ)=6/(62+470)=11 мА. Рассеиваемая транзистором мощность P=6*11=66 мВт.
    Теперь определим ток базы. Учитывая Kус=Iк/Iб, получаем Iб=11/(20...30) (примем для расчета 25). Ток базы получается 440 мкА. Ток базового делителя берут больше тока базы раз в 10. Итого, 4,4 мА.
    Для нормальной работы транзистора напряжение на его базе должно быть больше напряжения на эмиттере на 0,55-0,6 В. Примем 0,6 В. Поэтому Uб=6,6 B. Поскольку ток делителя 4.4 мА, а напряжение Uб=6,6 В, то Rбэ=6,6/4,4=1,5 кОм. На втором резисторе делителя Rб падает напряжение 12-6,6=5,4 В. Отсюда Rб=5,4/4,4=1,2 кОм.
    Учитывая, что Вы зачем-то соединили два транзистора параллельно по цепи базы, сопротивления этих резисторов необходимо уменьшить в два раза. А у Вас они намного больше.
    В заключение небольшое замечание. Не нужно выдавать чужие схемы (с ошибками) за собственные разработки.
    1. R555 Автор
      Пожалуйста, ссылочку на моё воровство чужих схем. Покажите схему, с которой я срисовал.
      кто не ошибается, тот не делает ничего
      1. Nruter
        То есть, правильность схемы Вас не волнует совершенно?
        1. R555 Автор
          Да, кстати, просто берём, заменяем КТ603И на КТ972А, о чём я писал в статье, а у них усиление 750 ! Это составной и достаточно высокочастотный транзистор. С коллектора выкидываем ограничительный резистор, эмиттерный уменьшаем до 100 Ом. Второй транзистор и цепи не нужны. Будете белый флаг поднимать ? Шутка.
          кто не ошибается, тот не делает ничего
    2. R555 Автор
      Человек Вы грамотный, с Вами интересно бодаться. Фактически Вы признали, что только один выход моей схемы обеспечивает хорошую нагрузочную способность. А выходов два. Вы прицепились к неправильному расчёту делителя напряжения, общего для двух транзисторов. Я сейчас бегло перещитал для минимального усиления этих транзисторов 20. Ну немного просаживает на эмиттерах. Никак не скажется на работе. Вот когда на эмиттерах будет вольта 2, тогда -да. Можем просто немного уменьшить сопротивление R2. По мощности рассеяния коллектора вопрос есть ? Нет. По частотке вопрос есть ? Нет. Правильно. По резисторам в эмиттере вопрос есть Нет. Правильно. Заметили, что я даже указал их мощность 0, 25 Вт, остальные не регламентировал. Какие ещё будут претензии ? Может, всё -таки рекомендации по улучшению ?
      кто не ошибается, тот не делает ничего
  3. Nruter
    Цитата: R555
    По резисторам в эмиттере вопрос есть

    Есть. Его нужно увеличить раз в 10. От этого всё только выиграет. Увеличится входное сопротивление схемы, что положительно скажется на нагрузочной способности каскада.
    Соответственно изменятся номиналы резисторов базового делителя. И транзисторы желательно применить с бОльшим коэффициентом.
  4. Гость Алексей
    Эта схема была актуальной лет 10-15 назад. Зачем это сейчас? Из за ностальгии?
    1. Иван_Похмельев
      За последние 15 лет что-то изменилось в законе Ома?
  5. Иван_Похмельев
    Частотные характеристики (АЧХ, ФЧХ) свойственны вообще любым электрическим цепям. ))
    1. R555 Автор
      Иван_Похмельев. Сегодня День знаний, а Вы так и не ответили на мой вопрос. Зачем диоды в выпрямителях 50 Гц шунтируют керамическими конденсаторами небольшой ёмкости ? Встретить это можно в самом дешёвом БП и дорогом. Но не часто. Я говорил, у меня есть версия. А у Вас ?
      кто не ошибается, тот не делает ничего
      1. Korolev
        R555
        Зачем диоды в выпрямителях 50 Гц шунтируют керамическими конденсаторами небольшой ёмкости ?
        Я извиняюсь, вопрос задан не мне, но думается любому радиолюбителю это известно!
        А нужны они для подавления высокочастотных помех, возникающих при резком запирании диодов моста. Чтоб рядом расположенный приемник не рычал с частотой 100 Гц.
        smile
        1. R555 Автор
          Korolev Вы правы насчёт помех создаваемых диодами. Но не правы в части, что каждому радиолюбителю это известно. Далеко, далеко, далеко не каждому и инженеру высшей квалификации не каждому. Я простых загадок не задаю. И если внимательно читали, что я пишу, то я упомянул, что эти кондюки ставят иногда в самых дешёвых БП, а в дорогих нет. Вы же не скажите, что в дорогих БП диоды какие-то особенные и не создают помех (мы говорим об обычных, не импульсных БП). Так вот, раз Вы утверждаете, что этот эффект знают все, почему не выполняют ? Я веду речь о сертифицированной аппаратуре, аппаратуре известных фирм. Кто ставит, кто не ставит. Ладно, простительно начинающему радиолюбителю, но когда, извините у SONY, SANYO это не поставлено. У меня валяется несколько таких блоков ФИРМЕННЫХ. Я сейчас собираю для своей квартиры особый сетевой фильтр, там функция подавления этих помех заложена. И я подумал. Попробую подрубить осциллограф к диодам БП без керамических конденсаторов. Сколько же мВ/Дел покажет. Остановился, надо будет фильтровать 100 Гц. Поступлю проще. Возьму старенький ВЭФ-202 и врублю на длинных волнах. И Альпинист, не помню модель, у меня есть. Я всё же хочу выяснить, насколько в реалии сильны эти помехи. С тиристорами, симисторами я знаком в этой части - жуть.
          кто не ошибается, тот не делает ничего
        2. Korolev
          R555
          Вы же не скажите, что в дорогих БП диоды какие-то особенные и не создают помех
          Вот именно, скажу! Если Вы помните, шунтирование диодов пошло ещё со времён ламповой техники, тогда выпрямительные диоды были низкочастотными, сплавными, диффузионными, (медленно переключались)! Сейчас диоды более шустрые!
          раз Вы утверждаете, что этот эффект знают все, почему не выполняют ?
          Я утверждал что это знают все радиолюбители! Сегодня, к сожалению, далеко не все, считающие себя радиолюбителями, таковыми являются на самом деле, как, впрочем, и многие другие специалисты, результаты и-ЕГЭ-овизации образования! yes
        3. Новий Стандарт
          Korolev Рычат не только приемники, но и холодильники, как в фильме "Хоттабыч", ты зачем ломаеш холодильник- он на меня рычал)). А те карманные приемники типа "Меридиан" или "Олимпик" они от батарейки,но иногда тоже рычат и присвистуют там видно обратная связь в котушках с динамиком ?
          Понял квантовую механику - гений
    2. R555 Автор
      Иван_Похмельев. Вопрос зачем шунтируют диоды в выпрямителях керамическими конденсаторами ? На фото я показал вторичную обмотку сгоревшего китайского трансформатора. Видно, что каждый диод моста шунтирован керамикой. А спичечный коробок я положил для установления моего авторства. Сокол на огненной стреле будет указывать на это. Вы видели этот коробок в моей крайней авторской самоделке про распределитель аудио, видео. Кстати, это не я ту фотку поместил как главную к самоделке. Видимо, Админов улыбнуло, они прикололись. Следующая фотка идёт с надписью, как положено У самоделкина, я её и ставил первой в тексте статьи.
      кто не ошибается, тот не делает ничего
  6. Иван_Похмельев
    Цитата: Nruter
    Ток покоя Iэ=Uэ/(Rк+Rэ)
    Iэ=Uэ/Rэ, Uкэ=Uпит - Iэ•(Rк+Rэ), Pрас=Iэ•Uкэ
  7. Nruter
    Цитата: Иван_Похмельев
    Iэ=Uэ/Rэ

    А ток коллектора куда делся? В биполярном транзисторе ток эмиттера складывается из тока коллектора+ток базы. В зависимости от структура от либо втекающий, либо вытекающий.
    Uкэ=Uпит - Iэ•(Rк+Rэ),

    Этим самым Вы это подтверждаете.
    А с рассеиваемой на коллекторе мощностью всё ясно :)
  8. Иван_Похмельев
    Цитата: R555
    Иван_Похмельев. Сегодня День знаний, а Вы так и не ответили на мой вопрос. Зачем диоды в выпрямителях 50 Гц шунтируют керамическими конденсаторами небольшой ёмкости ?

    Где это Вы спрашивали?
    1. Иван_Похмельев
      Нашёл. Сегодня в 11:11 спрашивали. Ну, извините, не всё время в инете сижу. ;)
      Ответ будет такой: "Вопрос поставлен не вполне корректно".
      Необходимость этого зависит от того, какие диоды и что это за аппаратура. Если это радиоприёмник или высокочувствительная измерительная аппаратура, то, КМК, конденсаторы нужны для подавления мультипликативной помехи от сети: сеть как огромная антенна служит источником синфазных помех. Кроме того, если диоды стоят быстродействующие, то конденсаторы давят звон на фронтах переключения.
      И в любых случаях конденсаторы дополнительно к другим средствам давят дифференциальную помеху: импульсные выбросы на сетевом напряжении.
      1. R555 Автор
        Иван_Похмельев, спасибо. Да, не даром я задал этот вопрос, пускай как Вы говорите не совсем корректно. Я для себя решил, что 4 копеечных конденсатора не помешают. Мультипликативная помеха... почитаю, что это такое, незнакомый мне термин.
        кто не ошибается, тот не делает ничего
      2. R555 Автор
        Иван_Похмельев ! Я почитал про мультикативную помеху, а так же аддитивную, что с чем складывается и перемножается. Короче, мульти - пульти. Я тут писал, что собираю особый сетевой фильтр для своей квартиры. Ваша наводка ( указание) мне в этом поможет. Спасибо. Потом опубликую, как авторскую.
        кто не ошибается, тот не делает ничего
  9. Иван_Похмельев
    Цитата: Nruter
    А ток коллектора куда делся? В биполярном транзисторе ток эмиттера складывается из тока коллектора+ток базы.
    В практических оценочных расчётах в большинстве случаев током базы можно преспокойно пренебречь ввиду его относительной малости и считать ток эмиттера равным току коллектора. А вот добавлять к Rэ Rк - принципиально неверно.
  10. Nruter
    Цитата: Иван_Похмельев
    добавлять к Rэ Rк - принципиально неверно.

    Транзистор работает в режиме А, т.е. находится ровно на середине характеристики. Ток течет по цепи +U--Rк--открытый транзистор--Rэ-- -U. И куда Вы выкидываете из этой цепи Rк? Его функция - ограничить ток коллектора.
    Это в маломощных транзисторах ток базы микрошный, что его можно не учитывать. А в мощных каскадах он значительный.
  11. Иван_Похмельев
    Цитата: Nruter
    Транзистор работает в режиме А, т.е. находится ровно на середине характеристики.
    Какой характеристики?
    Цитата: Nruter
    Ток течет по цепи +U--Rк--открытый транзистор--Rэ-- -U.
    Трудно не согласиться.))
    Цитата: Nruter
    И куда Вы выкидываете из этой цепи Rк?
    Из этой цепи не выкидываю. С чего Вы это взяли? Просто он не нужен для расчёта Iэ. Позволю себе Вас же и процитировать:
    Цитата: Nruter
    Поэтому напряжение на его эмиттере должно быть равно половине напряжения источника питания, т.е. Uэ=6 В.
    Отсюда следует, если не спорить с дядей Жорой yes , что Iэ=Uэ/Rэ.
    Цитата: Nruter
    Совершенно неважно, большой ток по своему значению или малый. Важен коэффициент усиления по току h21э. Опять же процитирую Вас:
    Цитата: Nruter
    (примем для расчета 25)
    Это значит, что ток эмиттера на 4 % больше тока коллектора, чем спокойно можно при ориентировочных расчётах пренебречь. Если очень-очень хочется можно формулу расчёта Uкэ чуть-чуть подправить, но для имеющихся номиналов разница будет менее процента.
    И, наконец, обычно у маломощных транзисторов h21э больше, чем у мощных, но не всегда. Например, у многих старых транзисторов малой мощности β невелика, а, например, у КТ863А она больше 100.
    1. R555 Автор
      Иван_Похмельев ! Да, открытый транзистор, режим А, ток базы. Я не сомневался, что Вы отфигачите оппонента.
      R555
      кто не ошибается, тот не делает ничего
  12. Nruter
    Цитата: R555
    Да, открытый транзистор, режим А, ток базы.

    Не вмешивайтесь, если не понимаете, о чем идет речь.
    Если транзистор открытый, то на Rэ будет полное напряжение питания.

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту